Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоговое сочинение направление Дом: что может быть ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины." Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом", - писал В.Распутин. Тема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской - в частности. Ее отголоски слышны еще в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ярославна («Слово о полку Игореве»). Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу это ли не доказательство преданности мужа и жене друг другу?! Ю.М. Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Эта тема поднимается в Библии, в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.А.Булгакова, А. Вампилова, В.Расп утина, А.И.Солжен ицына. («Притча о блудном сыне», повесть «Станционный смотритель», «Песня про купца Калашникова…», романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита», пьеса «Старший сын», повесть «Прощание с Матёрой», рассказ «Матренин двор».) Блудный сын, раскаиваясь в греховной жизни, возвращается к отцу, возвращая себе утерянный дом.Вспомните описание дома в повести «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».Купец Калашников, главный герой поэмы, защищает семью, которая является символом Дома, что восходит к традиции «Домостроя». В этих двух романах писатель даёт два противоположных образа дома – «дома-приюта» и «мёртвого дома». «Хорошая квартира» в «Белой гвардии» имеет своё пространство, свой запах, своё лицо, свои голоса, а главное – в ней соблюдаются семейные традиции. «Образ мёртвого дома» в романе «Мастер и Маргарита» связан с темой нравственного умирания людей.Тема дома как символ мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.В повести Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.Ключе выми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда
Главный-то дом человек в душе у себя строит, и тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Ф. Абрамов «Дом» Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи. А для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле). Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной традиции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами. Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать». Эти вопросы мы попытаемся осветить в проекте «Образ Дома в русской литературе». браз Дома в литературе 20 века». Образ Дома в литературе 20 века многозначен: Дом – центр мира Дом – хранитель православных ценностей Дом – мечта Дом – жилище, местообитание Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий. Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил. Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций. Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни. Дом – портрет души семьи Дом – памятник человеку Дом – хоромина для души и тела Дом – состояние деревни 70-80 годов Дом – разлад с собой и миром Дом – совесть Дом – тревога Дом – судьба Дом – возрождение Дом – Россия Темы и эпиграфы по направлению «Дом» Традиции русской литературы в раскрытии темы родного дома». 1. В каких произведениях русской литературы 19 века мотив дома является одним из важнейших. Какова роль описания в них? 2. Какие традиции в раскрытии темы Дома сформированы в русской классической литературе? 3. «Образ дома в литературе 20 века» 4.Образ Дома в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» 5.Исследование образа Дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» 6. Дом в романе Ф.А.Абрамова «Дом» История проходит через дом человека, через его частную жизнь. (Ю.М. Лотман) «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон». «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома… Вот: дома. Прежде всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где заданное место и служба. Затем дома – в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на работу и, с другой – в себя. И дома – на родной земле». (В.Г. Распутин «Пожар»). «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». (Ф.А. Абрамов. «Дом»). Дверь отперта. Переступи порог. Мой дом открыт навстречу всех дорог. Я принял жизнь и этот дом, как дар Нечаянный, мне вверенный судьбою, Как знак, что я усыновлен землею. И снова человеческий поток Сквозь дверь течет, не иссякая… М. Волошин
Мир запутался тоже. Дорогу домой так отчаянно В мире он ищет… Е. Евтушенко
Отчий дом! Никак не надышусь я Этим горьким запахом земли. Бури века, что прошли над Русью, Выдуть этот запах не смогли. В. Кочетков
Не дом – машина для жилья. Давно идет сыра земля Сырцом на все четыре стороны. Поля покрыл железный хлам, И заросла дорога в храм, Ржа разъедает сердце Родины… А. Передреев
|