Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Привязанность и эмпатия






Влияние привязанности на формирование эмоционально-

личностной сферы ребенка исследовалось также применительно к

проявлениям эмпатии у детей старшего дошкольного возраста1. Выбор

в качестве предмета исследования эмпатии — способности к сопере-

живанию, эмоциональному отклику на состояние другого человека —

был связан с тем, что условия формирования эмпатии изучены только

фрагментарно, особенно в раннем и дошкольном детстве. Известно,

что уже у маленьких детей индивидуальные различия по эмпатии весь-

ма велики. Но отчего это зависит? В исследованиях развития эмпатии

обычно фигурируют такие факторы, как эмоционально-личностные

характеристики родителей, методы и стили воспитания, общение со

сверстниками, а также общее нравственное развитие ребенка, освоение

им моральных норм и ценностей. При этом теоретически признается,

что эмпатия зарождается очень рано и происходит это в рамках взаимо-

отношений матери и ребенка. Однако конкретная роль типа привязан-

ности не определена.

В нашем исследовании интересной оказалась уже общая картина

соотношения типов привязанности у детей. Так, при обследовании 42

детей из двух групп рядового московского детского сада (возраст от 5.5

до 6.5 лет) надежный тип привязанности был установлен только у 48%

детей, тогда как избегающий тип привязанности — у 24%, а амбива-

лентный — у 28% детей. Ситуация, когда дети с ненадежной привязан-

1 Акимова Е.В. Привязанность к матери и развитие эмпатии у детей дошкольного

возраста. Дипл. раб. Ф-т психологии МГУ, 2005.

ностью составляли более половины выборки (52%), объяснялась тем,

что каждая третья семья, участвовавшая в исследовании, относилась

к числу неблагополучных по одному из трех следующих признаков:

низкий материальный уровень, неполный состав или алкоголизм

родителей. В то же время исследования на более благополучном кон-

тингенте семей показывают иное соотношение типов привязанностей

у детей: надежный тип (В) — 66%; ненадежные типы (А, С) — 18 и 16%

соответственно.

Диапазон разброса индивидуальных различий показателей эмпатии

у дошкольников оказался весьма выразительным. В частности, доля

детей с крайне слабыми показателями эмпатии (по результатам про-

ективной методики незаконченных рассказов и данным экспертной

оценки) составляла пятую часть. При этом статистический анализ по-

казал достоверную связь типа привязанности с показателями эмпатии,

полученными как на основе оценок матерей, так и на основе оценки

реакций и высказываний самих детей в проективных ситуациях. Имен-

но надежному типу привязанности соответствовали наиболее высокие

значения показателей эмпатии у детей, а самыми слабыми проявления

эмпатии оказались у детей с избегающим типом привязанности. В то

же время ни пол ребенка, ни его взаимодействие с фактором привязан-

ности роли не играли.

Таким образом, на основе полученных и известных из литературы

данных можно полагать, что наиболее благоприятные внутренние

предпосылки для формирования у ребенка способности к эмпатиче-

скому реагированию создает надежный тип привязанности и присущий

ему эмоциональный радикал. Как известно, надежная привязанность

возникает при условии достаточной чуткости со стороны матери и

позитивных взаимоотношений с ней в целом. Только тогда у ребенка

формируется прочное чувство защищенности, а вместе с ним и эмо-

циональная открытость, доверие, уверенность в себе и позитивные

ожидания в отношении окружающих. Напротив, при недостаточной

чуткости и отзывчивости матери к состоянию и потребностям ребенка

у него формируется ненадежная привязанность, которой сопутствуют

сомнение в собственной ценности, негативная эмоциональность (тре-

вога, гнев в случае амбивалентной привязанности либо эмоциональное

дистанцирование, закрытость и вытесненная тревога в случае избе-

гающей привязанности). Соответствующий эмоциональный радикал

(организация эмоционально-личностной сферы и способы регуляции

эмоционального опыта) становится фактором, постоянно влияющим

на формирование психологических структур более высокого уровня.

В итоге система привязанности оказывается одним из наиболее мощ-

ных психологических конструктов, способных задавать общее русло

развития в виде определенного типологического варианта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авдеева Л.И. Особенности самосознания младших школьников, воспиты-

вающихся в учреждениях закрытого типа: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М.,

2005.

Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей

от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.

Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными

типами эмоциональной привязанности к матери: Автореф. дис.... канд. психол.

наук. М., 2007.

Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.

Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий

// Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 5—14.

Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории

Джона Боулби // Дж. Боулби. Привязанность. М., 2003. С. V—XX.

Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери

и особенности его самооценки // Психологические проблемы современной россий-

ской семьи: Мат-лы Всерос. науч. конференции (Москва, 14—16 октября 2003 г.).

Ч. 1. М., 2003. С. 202—207.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления

автономии личности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.... канд. психол.

наук. 2007.

Ainsworth V., Blehar M., Waters E., Walls S. Patters of attachment: a psychological

study of the strange situation. N.J., 1978.

Cassidy J. The self and related to mother-child attachment at age six children // Child

Develop. 1988. Vol. 59. P. 121—134.

Greenwald A.G., Farnham S.D. Using the implicit association test to measure selfesteem

and self-concept // J. of Person. and Soc. Psychol. 2000. Vol. 79. Р. 1022—1038.

Greenwald A.G., McGhee D.E., Schwartz J.K.L. Measuring individual differences in

implicit cognition: The implicit association test // J. of Person. and Soc. Psychol. 1998.

Vol. 74. P. 1464—1480.

Fraley R.C., Shaver P.R. Adult romantic attachment: Theoretical developments,

emerging controversies, and unanswered questions // Rev. of General Psychol. 2000. Vol. 4.

Р. 132—154.

Fraley R.C. Attachment stability from infancy to adulthood: Metaanalysis and dynamic

modeling of developmental mechanisms // Person. and Soc. Psychol. Rev. 2002.

Vol. 6. Р. 123—151.

Jacobsen T., Edelstein W., Hofmann V. A longitudinal study of the relation between

representations of attachment in childhood and cognitive functioning in childhood and

adolescence // Develop. Psychol. 1994. Vol. 30. P. 112—124.

Kerns K., Tomich P., Aspelmeier J., Contreras J. Attachment-based assessments of

parent-child relationships in middle childhood // Develop. Psychol. 2000. Vol. 36. P.

614—626.

Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of

the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // J.

of Person. and Soc. Psychol. 2002. Vol. 81. Р. 305—321.

Thompson R.A. The legacy of early attachments // Child Develop. 2000. Vol. 71.

Р. 145—152.

Поступила в редакцию

14.12.09


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал