Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 3 рыночный спрос
(3)1 Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Спрос D – это то количество товаров и услуг (Q) которое покупатели готовы приобрести при данных ценах (P) в течении определённого времени. Закон спроса – с увеличением цены спрос на товар падает, и ноборот. При снижении цены величина спроса увеличивается. Обратная зависимость между изменением цены товара и спроса на него объясняется действием: - эффекта дохода (если цена товара падает, то потребитель может приобрести больше); - эффекта замещения (если цена товара растёт, то при наличии заменителей, он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадёт); - закона убывающей предельной полезности (каждая дополнительная единица товара стоит меньшую цену). Неценовые факторы спроса: изменение предпочтений потребителя (вкуса, моды); изменение дохода потребителей; цены других товаров; количество покупателей на рынке; ожидания покупателей в отношении изменения цен. (3)2 Предложение и величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения. Предложение (S) – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данной цене в определённый промежуток времени. Закон предложения – при увеличении цены предложение растёт, при падении цены предложение снижается. Изменение цены ведёт к изменению величины предложения, что отражается движением по кривой S. Неценовые факторы предложения: - величина издержек производства; налоги и субсидии; количество продавцов на рынке; инфляционные ожидания. (3)3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1. На рис. показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие. Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.
(3)4 Эластичность спроса по цене Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: · Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность); · Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар); · Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность); · Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность); · Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность). На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена. Существенно также и то, повышается или понижается цена: эластичность при этом может отличаться. Товары с эластичным спросом по цене: · Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы · Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника · Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты Товары с неэластичным спросом по цене: -Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии -Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки -Труднозаменяемые товары: хлеб, электрические лампочки, бензин, наркотик (3)6 Понятие эластичности. Эластичность спроса и её виды. Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса. Различают: ценовую эластичность спроса; перекрёстную эластичность спроса; эластичность спроса по доходу. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности: ED=Δ Q/Q: Δ P/P. (ED< 1-неэластичный спрос; ED=1-эластичный спрос; ED> 1-эластичный спрос). Перекрёстная эластичность спроса – характеризует изменение спроса на товар А при изменении цены на товар B. EDab=Δ Qa/Qa: Δ Pb/Pb. Эластичность спроса по доходу – характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода. EDI=Δ Q/Q: Δ I/I. (3)5 Перекрестная эластичность спроса (Cross elasticity of demand) характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Применяется для взаимозаменяемых товаров (т.е. товаров-субститутов, например, говяжье мясо и мясо птицы, чай и кофе и т.д.) и взаимодополняемых товаров (т.е. товаров-комплементов, например, бензин и автомобиль, обувь и крем для обуви и т.д.). Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i -тый товар к относительному изменению цены j -того товара. где Qi — количество i -го товара; При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности окажется больше нуля (например, рост цен на говяжье мясо вызовет рост спроса на мясо птицы). При изменении цены товара-комплемента коэффициент перекрестной эластичности окажется меньше нуля (например, рост цены на бензин ведет к уменьшению спроса на автомобили). (3)6 Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов: · Значимость товара для бюджета семьи. · Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. · Консерватизм во вкусах. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом: Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие содержит оба условия, и , и .
|