![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие «конфликт». Структура, признаки и классификации конфликтаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Реферат Конфликт. Приемы управления конфликтом в молодежной среде Содержание: Введение............................................................................................... 3 1.Понятие «конфликт». Структура, признаки и классификации конфликта....................................................................................................... 4 2. Конфликты в молодежной среде и приемы управления конфликтом................................................................................................... 9 Заключение........................................................................................... 16 Список литературы.............................................................................. 17 Введение Актуальность. Проблема конфликтности современного общества является крайне актуальной и значимой. Конфликт является всеобщим и необходимым элементом человеческой жизни. Он носит всеобщий характер, так как присущ всем сферам и уровням общественной жизни: индивидуальной, групповой, общественной. Особенно важна данная проблема в молодежной среде. Молодежь сегодня - одна из наиболее уязвимых социальных групп. Безработица, наркомания, трансформация духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов, экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь. Все это - благоприятная почва для распространения экстремизма в молодежной среде, повышению конфликтности и агрессии. Целью нашей работы стало изучение проблемы конфликтов в молодежной среде и определении приемов их урегулирования. В соответствии с определенной целью, объектом и предметом исследования нами были определены задачи нашей работы: 1.Провести теоретический анализ научной литературы по менеджменту и конфликтологии по изучаемому вопросу и рассмотреть основные понятия – конфликт, структура, виды и причины возникновения конфликта; 2.рассмотреть особенности молодежных конфликтов и определить пути урегулирования конфликтов в молодежной среде. В исследовании применялся метод теоретического анализа научной литературы, обобщение опыта исследователей по проблеме конфликтов в молодежной среде. В ходе исследования были проанализированы научные труды таких авторов, как Головин С.Ю., Анцупов А.Я., Шипилов А.И.,, Уткин Э.А., Чупров В. И., Зубок Ю. А. и др. Понятие «конфликт». Структура, признаки и классификации конфликта Конфли́ кт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии [1, c.81]. В литературе конфликттрактуется неоднозначно, а иногда и противоречиво. Обратимся к этимологии данного слова. Так, слово конфликт (лат. conflictus) переводится как столкновение. Основываясь на исходном значении этого термина, понимание конфликта должно включать действие, ориентированное на столкновении противоборствующих сторон. По С.Ю. Головину, конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и пр. [2, c.45-46]. Сегодня конфликт является наиболее часто встречающимся процессом как в организации, так и в повседневной жизни человека. Рассмотрение конфликта с позитивной и негативной стороны невозможно провести, не изучив природу и значение его функций для социальных субъектов — организаций. Это возможно осуществить с помощью определения понятия функция, выявления ее роли непосредственно для конфликта и определения его направленности. Конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. Как субъект взаимодействия в конфликте может выступать и отдельное лицо (внутриличностный конфликт), и несколько лиц (межличностный конфликт). Под функциями в большинстве случаев понимается определенная совокупность действий, выполняемых циклично, с повторением в организации. Также понятие функции дополняется направленностью определенной деятельности, которая может совпадать с явными и скрытыми целями организации и участников конфликта. Данные цели проявляются по истечении определенного промежутка времени и могут оцениваться как благоприятные или неблагоприятные для каждого из субъектов. С теоретической точки зрения установлено разделение функций конфликта на две большие группы — положительные и отрицательные функции. Данное разграничение функций не является единственным в теории и на практике. Это связано с тем, что функции конфликтов невозможно разделить на абсолютно позитивные и негативные. Положительные функции конфликта направлены на конструктивные организационные изменения. Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов среди конструктивных функций выделяют следующие [1, c.83-88]: o устранение противоречий в функционировании коллектива, возникающее в силу несовершенства деятельности организации, ошибок в управленческой деятельности; o познание участниками конфликта друг друга, возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в конфликте; o ослабление психической напряженности, которая является реакцией участников на конфликтную ситуацию; o развитие личности и межличностных отношений; o улучшение качества деятельности, повышение авторитета участника в случае его победы. К положительным функциям конфликта относят также его способность объединять людей в команду, что выступает как средство активизации организационной жизнедеятельности индивидов. Основным при использовании конфликта в целях создания коллективизма в организации является постоянное отслеживание его процесса, а также результатов. Следует учитывать, что конфликт в любое время может выйти из-под контроля и не только не привести к положительным результатам, но и вызвать негативные последствия. Все это должно быть учтено в полной мере при искусственном создании конфликта. Каждый индивид в процессе конфликта раскрывает свои скрытые психологические особенности. Основными движущими силами здесь являются подсознательные потребности. Положительное влияние конфликта на сотрудников и организацию в целом заключается в том, что он активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, формирует гуманистические ценности, а также может способствовать сплочению группы и возникновению новых. Одновременно с этим конфликт может выступать одним из способов получения дополнительной информации относительно сотрудников, диагностике их потенциальных профессиональных и личных знаний, умений и навыков. При осуществлении управления организацией как негативные функции, так и позитивные должны в полной мере учитываться. От масштабности и значимости конфликта зависит функционирование организации в дальнейшем, поэтому изучению и анализу отрицательных функций отводится большое значение. Например, Э.А. Уткин к негативным функциям относит [7, c.34]: o большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; o увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе; o представление о побежденных группах как о врагах; o чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; o после завершения конфликта возникает ситуация, в которой происходит уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников; o сложное восстановление деловых отношений. Выявление причин возникновения конфликтной ситуации в практическом функционировании организации имеет важное значение. Без знания причин возникновения конфликтов их невозможно Успешно устранить. Причинно-следственные связи организационно конфликта прослеживаются в его динамике, острота протекая которой определяется правильностью определения причины проблемной ситуации. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы причин носят в основном объективный характер, третья и четвертая – главным образом субъективный. К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее решения. Причины, определяющие выбор конфликтного пути, носят главным образом субъективный характер. Традиционно возникновение конфликта обусловлено следующими видами причин: o субъективно-объективные; o правленческие; o психологические; o личностные [6, c.61]. Существуют различия по времени протекания конфликтов. Это зависит от того, какие стороны в нем участвуют. Если условия экстремальны, то конфликты развиваются ускоренно. Результаты того или иного конфликта находятся в зависимости от его длительности. Если конфликт длителен, то уменьшается его деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа. В случае криминального конфликта имеет место быстрая эскалация, которая завершается применением насилия. Частота конфликтов находится в зависимости от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. В современной конфликтологии есть много разных способов регулирования и конструктивного завершения процессов конфликтов. Основным способом, приводящим не только к надежному устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в послеконфликтной стадии, является совместная деятельность людей, имеющая направленность на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, цели и задачи деятельности, различия и противоречия отходят на задний план. Здесь устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат. Далее более детально рассмотрим конфликты в молодежной среде и определим пути их урегулирования.
|