Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликты в молодежной среде и приемы управления конфликтом






В молодежных коммуникациях достаточно часто возникают ситуации, характеризующиеся предрасположенностью к возникновению конфликта, и поэтому необходимо уметь грамотно с ними работать.

Одним из важных признаков молодежного возраста являются социально-психологические характеристики, обусловленные переходным возрастом, неустойчивой психикой, биологическим созреванием, преобладанием эмоций, аффектов над логикой и разумом. Именно поэтому эмоциональные реакции чаще всего доминируют над рациональными решениями. Конфликты в молодежной среде в большинстве случаев имеют под собой основу конфликт внутриличностный, основанный ценностно- мотивационной сфере. Это позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающего в конфликт (по А.И Шепилову) [1, c.88].

Мотивы – отражают стремление личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.) Могут быть выражены понятием «хочу» (я хочу).

Ценности как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе нравственные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» (я должен).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя. Оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Выражается как «могу» или «не могу» (я есть).

Таким образом, внутриличностные конфликты молодого человека находятся в следующих сферах:

Мотивационный конфликт - между «хочу» и «хочу»;

Нравственный конфликт - между «хочу» и «надо»;

Конфликт нереализованного желания - между «хочу» и «могу»;

Ролевой конфликт - между «надо» и «надо»;

Адаптационный конфликт - между «надо» и «могу»;

Конфликт неадекватной самооценки - между «могу» и «могу».

Молодежная склонность к конфликтности может объясняться не только эмоциональными и физиологическими возрастными изменениями. Одной из характеристик крайне неустойчивого, дискомфортного положения подростка также может недостаточная сформированность его социальных навыков (навыков, которые способствуют успешной социализации человека), что является следствием влияния семейного воспитания (из числа так называемых социально незащищенных семей в обществе). Недостаточно сформированные социальные навыки, усугубленные социально-экономической незащищенностью, часто становятся причиной, влияющей на повышенную агрессивность, конфликтность подростка, на его желание любыми способами компенсировать свою неудовлетворенность жизнью.

Согласно Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волковой конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним.

На основе этого выделяют три вида психологических причин конфликтности в молодежной среде:

1. причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);

2. собственно психологические причины - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);

3. социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт молодых людей: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.

Социально-психологические причины конфликтов в молодежной среде могут быть следующие: потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; несбалансированное ролевое взаимодействие людей; непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон; различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга; напряженные межличностные отношения; внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; стремление к власти.

Важным фактором в создании и развитии конфликтных ситуаций является также психологическая несовместимость людей. Существует четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный.

Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости фиксируется противоречие в жизненных ценностях и идеалах, мотивах, целях деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок и т.п. Часто социальная несовместимость проявляется в больших различиях в тобразовании, социальной принадлежности и т.п.

Личностные причины конфликтов в молодежной среде связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими. В качестве основных причин возникновения конфликта [8, c.34]:

 Оценка поведения другого как недопустимого.

 Низкий уровень социально-психологической компетентности.

 Недостаточная психологическая устойчивость.

 Плохо развитая у человека способность к эмпатии.

 Завышенный или заниженный уровень притязаний.

 Тип темперамента, акцентуация характера и др.

Избежать конфликта удается не всегда. Конфликт в нашей жизни – явление естественное. И каждый человек может овладеть методами контроля конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций. В целом же работа в молодежной среде требует более внимательного и бережного отношения к людям. Ранимость молодых людей, подчас скрываемая под той или иной маской требует к себе более ответственного отношения.

Современные исследования показывают, что молодежь нуждается в таких семейных отношениях, где отношения равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного уважения, понимания, атмосферы, способствующей развитию всех членов семьи [3, c.23-24]. М.И. Лисина отмечает: молодые люди нуждаются в психолого-педагогических подходах, качественно отличающихся от таковых для младшего и старшего школьного возраста. Это возраст формирования социальных навыков и умений. Важным является уважение к праву подростка на самостоятельное мнение.

Эмоциональная незрелость молодых людей не позволяет адекватно проанализировать конфликтную ситуацию и сделать правильные выводы, которые приведут к правильным поступкам. Также достаточно часты в молодежной среде конфликт между личностью и группой. В каждой группе существуют неформальные отношения и ценности. Чтобы быть принятым той или иной группой человек должен соблюдать «правила игры». Обычно подобный конфликт разгорается, если личность занимает позицию, которая отличается от позиции группы в целом.

Работая с молодежью, важно уметь распознавать надвигающийся конфликт и начинать работать с ним уже на ранних стадиях его развития. У любого конфликта есть свои предвестники, сигнализирующие о надвигающейся опасности. При появлении таких признаков можно еще успеть предупредить конфликт и выбрать оптимальную модель поведения.

Ранняя диагностика конфликтов строится на основе наблюдений. Как определить по поведению, что в воздухе витает какое-то напряжение, что в отношениях с партнером что-то нарушилось? Вот признаки, которые помогут вам понять это: при встрече партнер отводит глаза, избегает прямых взглядов; увеличивается дистанция комфортного общения, избегает рукопожатий; человек рвет свою связь с партнером; выбирает формальные темы для разговора – погода и т.п.; перестает интересоваться вашими делами, не рассказывает о своих проблемах; ожесточенно спорит; опаздывает или не приходит на встречи; обсуждает «за глаза», отпускает едкие и ехидные замечания; оскорбляет (т.е. потеря контроля над эмоциями); при расставании испытывает явное облегчение.

Урегулирование и разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социальной психологии, ни социальной практикой. Лишь в последнее время стали появляться ассоциации конфликтологов, центры по прикладной конфликтологии, переводная литература.

Можно выделить ошибки в области урегулирования конфликтов [7, c.23]:

1) запаздывание в принятии необходимых мер;

2) попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин;

3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта или, наоборот, только дипломатических переговоров;

4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа, особенностей.

Профилактика конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Это возможно с помощью экспертного опроса, методов экстраполяции, математического и экспериментального моделирования. Профилактика конфликтов должна осуществляться на всех уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.

Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, стратификации общества, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуальная психотерапия, социальная защита населения, просвещение, обучение, тренинг общения. Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при разрешении конфликта самими его участниками; во-вторых, при объективном разрешении конфликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон. Деятельность по разрешению конфликтов включает в себя:

1) анализ и выявление причин конфликта и его участников (X. Корнеулис, Ш.Фейр называют этот процесс картографией конфликта [5]);

2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода;

3) реализацию принятого решения. Все зависит от того, какая позиция у лиц, разрешающих конфликт: пассивно-выжидательная; авторитарная; негативно-некомпетентная, приводящая к эскалации конфликта; рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.

Исследователями выделяются следующие способы выхода из конфликта:

1. Избегание - стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Часто уклонение предполагает молчание, игнорирование собеседника, физический уход. Линия поведения типа «ни да, ни нет» (стратегия «проигрыш/проигрыш»).

2. Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов. Один собеседник уступает другому. При этом приспосабливающийся часто делает вид, что ничего не произошло, скрывая свои негативные эмоции (стратегия «проигрыш/выигрыш»).

3. Компромисс – решение конфликта через взаимные уступки. Разрешая конфликт, таким образом, оба участника не полностью получают желаемое. Оба участника стремятся получить что-то для себя, но и немного уступают другому ради сохранения отношений (стратегия «частично проиграть/проиграть» и «частично выиграть/выиграть»)

4. Соперничество – это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера. Конкуренция, стремление к доминированию (стратегия «выигрыш/проигрыш»).

5. Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта. Иногда для этого необходимо отложить получение желаемого результата на некоторое время (стратегия «выигрыш/выигрыш»).

Несмотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.

Разрешение конфликта это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы [6, c.34].

Выделяют следующие основные способы разрешения конфликта:

1. Мирное урегулирование, прекращение конфликта в результате достижения взаимного соглашения, удовлетворяющего обе стороны.

2. Силовое разрешение конфликта, заканчивающееся, как правило, победой одной стороны над другой.

3. Затухание (угасание) конфликта. Происходит при недостаточных условиях для его разрешения имеющимися в данное время средствами, т.е. когда одна или обе стороны исчерпали свои ресурсы и прекращают борьбу, отказываясь от своих притязаний. Это, как правило, приводит к затяжным конфликтам, в которых чередуются фазы обострения и затухания.

Проблема формирования умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты у школьников разных возрастов еще мало изучена.

Особенно важной, на наш взгляд, является задача формирования конфликтной компетентности у старших школьников, так как в раннем юношеском возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я - концепция, создаются собственные, независимые эталоны для образа идеального Я. В этот период старшеклассники решают такие задачи, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола, появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения, формирование собственной идеологии.

Решение этих задач не проходит бесконфликтно, поэтому в период юности у молодых людей чрезвычайно важно формировать умения предупреждать и позитивно разрешать конфликты.

 

Заключение

По итогам проведенного анализа научной литературы по теме исследования, мы определили, что конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты неизбежны в жизни любого человека, особенно в среде молодежи. Мы смогли отметить, что одним из важных признаков молодежного возраста являются социально-психологические характеристики, обусловленные переходным возрастом, неустойчивой психикой, биологическим созреванием, преобладанием эмоций, аффектов над логикой и разумом. Именно поэтому эмоциональные реакции чаще всего доминируют над рациональными решениями.

Важным в работе с молодежью является профилактика конфликтного, агрессивного поведения, которая заключается в создание в семье и учебных заведениях атмосферы комфорта, взаимного уважения, понимания, атмосферы, проведении диагностических процедур по оценке психоэмоционального состояния молодежи, проведении различного рода мероприятий и тренинговых занятий, которые будут способствовать сплочению коллектива молодых людей м и снижать эмоциональную напряженность. В качестве приемов урегулирования конфликтности в молодежной среде выделяются: анализ и выявление причин конфликта и его участников, принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода; реализацию принятого решения. Исследователями выделяются следующие способы разрешения конфликта: избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество.

В нашем исследовании мы смогли провести теоретический анализ научной литературы по менеджменту и конфликтологии по изучаемому вопросу и рассмотреть основные понятия – конфликт, структура, виды и причины возникновения конфликта и рассмотреть особенности молодежных конфликтов, определить пути урегулирования конфликтов в молодежной среде. Тем самым, были решены задачи исследования и достигнута цель работы.

Список литературы

 

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И.. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 551 с.

2.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск. 2008.

3.Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей / Учебное пособие под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 2002.

4.Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.

5. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Картография конфликта. / Корнелиус Х., Фэйр Ш. –М.: Стрингер, 1992.

6.Почекаева И.С. Сущность конфликта и конфликтности как нравственного качества личности. М., Электронный научный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ». – 2007г.

7.Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика CHM. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС», 2000. - 272 с.

8.Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал