Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика становления правового государства в России.






" Сейчас завершается важный этап преобразования России в
демократическое государство. На основе Конституции формируется
демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические
преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы
перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча.
Получил общее признание принцип " правового государства", были отменены
репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали
развиваться демократическое законодательство, система правосудия
(созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд
Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской
Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена
на утверждение судебной власти в государственном механизме как
самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от
властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом
Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и
гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и
свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и
достоинства человека - главная обязанность государственной власти.
Процесс формирования правового государства предполагает создание
системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали
бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед
законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием
правового государства, следует рассматривать развитие и
совершенствование законодательства, формирование новой по существу
правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные
акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как
демократического, правового. Это Декларация о государственном
суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и
гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция
Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность создания и функционирования
легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной
идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое
правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в
котором взаимодействуют различные общественные организации,
политические партии, в котором никакая идеология не может
устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.
Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе
идеологического, политического многообразия (плюрализма),
многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового
государства, одним из направлений этой работы является развитие
гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и
государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод
человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих
преобразований в государственной и политической жизни нашего
общества, является уровень политической и правовой культуры в
обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который
особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но
и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение
конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами -
неотъемлемая черта демократического государства. Также важным вопросом
является повышение авторитета Конституции, как основного закона,
принятого народом.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы
в развитии государства и права - становление в новых " независимых
государствах" государственных и правовых систем, соответствующих
требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более
осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший
экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне
жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые
породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Одним из важнейших вопросов в связи с этим является построение единого
правового пространства, верховенство закона на всех уровнях и во всех
субъектах власти.

Перечисляя проблемы, имеющиеся на пути построения правового государства
в России, нельзя не отметить проблему зачастую неэффективности форм
надзора и контроля за соблюдение законности властными структурами.
Например, в России сейчас абсолютно не контролируется народом судебная
власть.

Большой проблемой обернулось для неподготовленного гражданского общества
появление многообразия форм собственности предприятий, учреждений,
организаций. Работники зачастую оказываются совершенно бесправными.
Действует принцип – «если вам что-то не нравится, то вы здесь больше не
работаете». В связи с этим важной задачей является построение демократии
в трудовом коллективе.

Перспективным и активно развивающимся направлением является развитие
местного самоуправления как самоуправления народы, предоставление
гражданам самим себя обеспечивать и добиваться своего процветания.

Таким образом, для становления правового государства в России необходимо
сделать еще очень многое (а перечислены только некоторые проблемы), но
альтернативы правовому государству для нас, принявших ценности западной
цивилизации, нет.

 

Заключение

Таковы основные характеристики правового государства.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности
правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго
очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга,
обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и
злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую
избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае
необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее
подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых
и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству.
Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов
гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят
надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного
развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства
концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе
длительного развития государственно-организованного общества. Для
России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме
построения и развития правового государства. Естественный же прогресс
человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и
практику строительства правового государства.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал