Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История градостроительства античности.
Города Эгейского мира. Эгейская цивилизация возникла среди народов, населявших материковую Грецию, острова Эгейского моря и побережья Малой Азии, Благоприятные климатические условия способствовали раннему развитию в этом регионе земледелия, Археологические раскопки последнего времени показывают, что в период среднего неолита, т, е, около III тысячелетия до н. э. в северовосточной части Балканского полуострова в районе Фессалии появились неукрепленные сельские поселения, состоявшие из небольших круглых и прямоугольных домов (культура Сескло), В период позднего неолита, около 2800 г. до н. э., здесь же получили развитие укрепленные поселки на холмах, внутри которых доминировал мегарон (поселение Димини в Фессалии). Эгейскую культуру иногда называют крито-микенской, по имени главных очагов этой культуры: острова Крита и городов Арголидского залива во главе с Микенами. Однако нужно помнить о том, что это название не совсем точно отражает географический ареал распространения Эгейской культуры, который был значительно шире и включал в себя как Кикладские острова, так и побережье Малой Азии вместе с Троадой. Хронологически принято делить эгейскую культуру на три периода: ранний, средний и поздний. Ранний период связан главным образом с развитием критской культуры, которую обычно называют крито-минойской, по имени легендарного царя Миноса, во дворце которого согласно преданию герой Тезей одержал победу над чудовищем Минотавром. Крито-минойский период в свою очередь делится на раннеминойский (около 3000-2200 гг. до н. э.), сред-неминойский (около 2200-1600 гг. до н. э.) и позднеминойский (около 1600-1200 гг. до н. э.). Для раннеминойского периода характерно появление на Крите первых поселений городского типа, управлявшихся местными правителями - базилевсами. Таковы были Кносс, Маллия, Фест и др. Этот процесс был связан с разложением родового строя и появлением имущественного неравенства среди жителей Крита. Центром критской морской державы был Кносс, расположенный в 6 км от моря. Кносский дворец (и связанная с ним история материальной культуры и искусства Крита) был исследован и частично реконструирован в первой половине XX в. крупнейшим английским археологом А. Эвансом. Кносский дворец занимал территорию, равную 16 тыс. м2 и представлял собой многочисленные помещения, группировавшиеся вокруг открытого двора размерами 50 х 28 м, ориентированного почти точно по странам света, Дворец был расположен на рельефе, террасообразно спускавшемся к востоку, поэтому в нем имелось много лестниц и переходов. Главный вход во дворец вел с севера. Здесь через Северные пропилеи можно было пройти в пилонный зал, откуда по длинному коридору выйти на дворцовый двор. Другой вход, не менее важный, находился с западной стороны дворца. Здесь, миновав слепые мощные внешние стены дворцовых складов, можно было попасть в вестибюль, откуда начинался длинный коридор Процессий, названный так благодаря росписям на стенах с изображениями юношей и девушек, несущих приношения. Этот коридор поворачивал под прямым углом к востоку, а затем прерывался проемами, направленными в виде пропилеи к монументальной лестнице, ведущей в помещение, расположенное на втором этаже. Это помещение выделяется в плане толщиной своих стен и целеустремленностью подхода к нему, однако предназначение его осталось неизвестным. Во дворце имелось еще два входа-с юга, со стороны дороги, которая вела из Феста, и с востока в находившийся здесь и частично заглубленный в землю жилой и складской комплексы. Парадные помещения Кносского дворца располагались на западной стороне двора. Сюда выходили так называемый тронный зал и святилище. Парадные дворцовые покои примыкали задней стеной к коридору, на который выходили двери 22 складских помещений, где хранились запасы пищи, оружия и дворцовая утварь. Кносский дворец поражает обилием коридоров, поворотов и переходов. Ориентироваться в них было так же трудно, как в лабиринте. Вероятно, миф о лабиринте во дворце Миноса имел реальную основу. Несмотря на запутанность переходов, в целом план Кносского дворца отличался четкой структурной схемой, которая повторялась и в других дворцах Крита с незначительными отклонениями. Судя по масштабам Кносского дворца сам город Кносс имел большие размеры, однако судить с достоверностью о его планировке не представляется возможным из-за отсутствия достаточных археологических данных. Остатки дворцов в Кноссе, Маллии, Фесте свидетельствуют о высоком уровне развития строительного искусства и благоустройства. Так, в Кносском дворце были обнаружены ванные комнаты, керамические трубы для воды, канализационные водостоки под полом и прочие удобства. Благоустроенными были и другие критские города, такие, как Гурния и Палекастро. Следует отметить, что города Крита были соединены замощенными дорогами. И хотя ширина этих дорог была невелика - 3, 7 м, все же она была достаточна для вьючных животных, посредством которых критяне перевозили свои товары. После гибели критской культуры центр эгейской цивилизации переместился на Пелопоннесский полуостров в район Арголидского залива, где в это время быстро начала развиваться так называемая микенская (или элладская) культура, которая к этому моменту насчитывала уже несколько веков развития и испытала на себе сильное влияние Крита. В отличие от неукрепленных городов Крита с их огромными дворцовыми комплексами, города микенской цивилизации были укреплены мощными крепостными стенами, окружавшими территорию, достаточную для того, чтобы на ней могло укрыться не только городское, но и окрестное сельское население, однако не столь обширную, чтобы там могли разместиться большие дворцы. Первые раскопки Микен и Тиринфа были произведены Г. Шлиманом в 70-80-е годы XIX в. В районе Микен им были обнаружены царские гробницы, на дне которых оказались прекрасные произведения искусства из золота, серебра, меди и керамики. Эти произведения свидетельствовали о высоком уровне развития ремесла и блестящем художественном вкусе местных жителей. Большой интерес представляли сами гробницы, поскольку некрополи в представлении древних жителей Эллады были идеализированными жилищами мертвых. Они были двух систем: групповые с шахтными захоронениями, окруженные каменными стенами, и одиночные в виде толосов, перекрытые сводами. И те и другие имели в плане круглую форму. Стены Микен были сложены из громадных известняковых блоков, грубо обработанных с заполнением из глины, смешанной с мелкими камнями и землей, Толщина стен колебалась от 5 до 6 м. Наряду с циклопической кладкой стен местами имелась кладка из обработанных каменных блоков, как, например, участок стены возле главных Львиных ворот города. Дворец микенских царей занимал доминирующее положение в городе, однако остатков недостаточно для того, чтобы составить полное представление об его архитектуре. Гораздо лучше сохранился и изучен акрополь в Тиринфе. Раскопки Тиринфа были начаты Г. Шлиманом в 1884 г. В результате многолетних археологических изысканий сначала Шлимана, а затем немецкого археолога В. Дерпфельда удалось воссоздать облик древнего города и дворцовых покоев. Тиринф был расположен на холме, возвышавшемся на 20 м над окружающей местностью. Его стены, сложенные из огромных каменных блоков, кажутся делом рук великанов, а не человека, Действительно, размеры грубо отесанных блоков достигали 1 х 1 х 2-3 м, а масса некоторых из них-12 т, Совершенно очевидно, что строительство стен из подобных блоков могло осуществляться лишь большим числом людей, работавших одновременно и что в микенский период для трудоемких построек применялся рабский труд, Стены, как и в Микенах, имели земляное заполнение между двумя рядами каменной кладки, что объясняло их толщину 7-8 м. Подлинная высота стен неизвестна. Высота сохранившихся фрагментов достигает 11-17 м. Главный вход в город находился на восточной стороне крепости. Здесь, войдя в узкие ворота (около 3 м), можно было пройти коридором в первый крепостной двор. Далее пропилеи вели на первый парадный двор, откуда вторые пропилеи раскрывали проход во внутренний главный двор, на который выходили приемные и жилые покои базилевса. Главным зданием акрополя был мегарон, выходивший своим портиком во двор, окруженный колоннадой. Двор был покрыт плитами рыжевато-желтого цвета. Стены двора были побелены и по ним шел широкий фриз с фресковой живописью зелено-голубого колорита. Входные колонны большого мегарона тоже были раскрашены. В целом дворцовый ансамбль Тиринфа контрастировал с серо-бурыми стенами акрополя, сливавшимися с цветом скалы, на которой он стоял. В системе восхождения на акрополь, в появлении пропилеи, которые вели к мегаронам, уже намечалась дальнейшая линия развития акрополей, которая была доведена до своего апогея в классический период Древней Греции в Афинах, Города Древней Греции. История Древней Греции подразделяется на три периода: архаический (VIII — VI вв. до н. э.), классический (V — IV вв. до н. э.) и эллинистический (вторая половина IV — середина I в. До н. э.). Территория, на которой развивались греческие государства, отличалась чрезвычайно разнообразными природными условиями. Если взять только материковую Грецию, то и здесь эти различия были очень ощутимыми. Отличительной особенностью перечисленных выше районов была их изолированность друг от друга. Разделенные горными хребтами и кряжами эти районы развивались самостоятельно. Но главным географическим фактором, способствовавшим развитию отдельных греческих областей и вступлению их в торговые связи с внешним миром, было Средиземное море. Греческий полис состоял из городского поселения и сельской округи. Он мог иметь различное управление — олигархическое (например, в Спарте) или демократическое (например, в Афинах V в. До н. э.). Размеры полисов также были различны. Территория полиса Спарты, например, насчитывала 8400 км2, Афин — 2550 км2, шесть городов — полисов на о. Эвбея владели территорией 3770 км2. Были и мелкие полисы. Так, например, 22 полиса Фокиды делили между собой территорию 1650 км2 (т. е. в среднем на каждый приходилось около 75 км2). Города архаического периода, как правило, состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью — агорой. Греческие города — полисы жили довольно замкнутой жизнью, однако в эпоху архаики имелось несколько общегреческих культовых центров, крупнейшими из них были Олимпия и Дельфы. Святилище в Олимпии сложилось в эпоху архаики, но в нем уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени. Эти черты заключались в отсутствии жесткой симметрии, в живописном равновесии архитектурных объемов, в гармоническом единстве с окружающей природой и в удивительно найденном масштабе, соразмерном слегка монументализированному, гармонически сложенному человеку. В процессе греческой колонизации выработались определенные приемы в размещении городов, Оптимальными условиями в расположении города считались; близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей; наличие чистой питьевой воды; наличие плодородных земель; благоприятные условия с точки зрения обороны города и режима ветров; наличие естественного стока дождевых вод и многое другое, В процессе греческой колонизации выработались также и приемы регулярной планировки. Возникновение регулярной планировки греческих городов обыкновенно связывают с именем уроженца города Милета архитектором и математиком Гипподамом, который жил и работал в V в, до н, э, Однако данные современной археологии убеждают нас в том, что многие города, построенные в конце VI в. до н. э., уже имели регулярные планы, Кроме того, элементы регулярного градостроительства известны были и другим народам бассейна Средиземного моря, например этрускам и финикийцам, И все же греческое градостроительство в известной мере шло впереди, поскольку именно в Греции вместо примитивного деления городской территорий на однообразные, вытянутые в плане кварталы возникли интересные градостроительные концепции, основанные на регулярном начале, но пронизанные новыми функциональными и эстетическими принципами, Эта качественно новая ступень в развитии городской планировки, несомненно, обязана своим происхождением Гипподаму. Одним из наиболее активных центров колонизации был ионийский город Милет, расположенный на побережье Малой Азии. В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к военной Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два крупных жилых района. Аналогичное зонирование наблюдается и в Пирее. В Пирее главная городская площадь, носившая имя Гипподама, размещалась в центре городской территории между двумя гаванями — Торговой и портом Зея. Западнее площади располагался большой складской и портовый район, тогда как жилые районы занимали территорию юго — западнее и северо — восточнее центра. Второй характерной чертой планировки Пирея и Милета была ориентация главных улиц. И в том и в другом случае главные улицы были ориентированы с юго— запада на северо — восток, причем отклонение от меридиана в одном случае было 22 (Милет), в другом — 35 (Пирей). Обращают на себя внимание ипропорции кварталов. Если в регулярных городах, построенных до Гипподама, жилые кварталы имели тянутую конфигурацию, как например, кварталы Олинфа, имевшие соотношение ширины к длине 1: 2, 5, то в Милете пропорции кварталов вплане были более гармоничными 7: 6; 7: 4. Что касается пропорций кварталов в Пирее, то они весьма гадательны, поскольку мы неимеем точных археологических данных. Интересно также соотношение ширин улиц в городах, спланированных Гипподамом: второстепенные улицы имели ширину около 3, 5 м, главные улицы в Милете около 7 м, а ведущая улица — дорога в Пирее — 15м, т, е, ширина улиц последовательно удваивалась, Имеется еще одна характерная черта в планах рассматриваемых городов, заключавшаяся в том, что улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана и это вписывание носило не механический, а эстетический характер, Рассмотрим в качестве примера центр города Милета, Центр Милета развивался вдоль двух пространственных координат, организующих всю планировку города, Вдоль одной из них располагались гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой — торговые и общественные площади, Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками, Южная агора имела три входа, ее размер был 166 на 128 м. Северная агора, значительно меньших размеров, предназначалась для торговли предметами роскоши. Между Северной и Южной агорами располагался гражданский центр городской общины. Сюда выходил булевтерий, т. е. здание, где заседал городской совет. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины. Поблизости располагался еще один гимнасий. Как видно из планов Милета и других регулярных городов Древней Греции, планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило, не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они не сковывали рост города и окружали свободные территории с учетом будущего его развития, Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырех или более домов. Таким образом, город развивался путем наращивания жилых единиц от центра к периферии, Центробежные тенденции имело и пространственное развитие городского центра, Эта особенность градостроительного мышления древних греков дополнялась особым их отношением к окружавшему город пейзажу, который они рассматривали, с одной стороны, как зримое выражение их понятия о родине, с другой, — как часть мирового ландшафта или ойкумены (т, е, обитаемой части земной поверхности). Расцвет греческой культуры и архитектуры совпадает с возвышением Афин. Период расцвета Афин совпал с правлением крупного государственного деятеля Перикла (443 — 429 гг. до н. э.), который в результате проведенных им реформ закрепил в Афинах демократическое правление. В эпоху Перикла Афины представляли собой довольно значительный город протяженностью с запада на восток около 1, 5 км, На территории города имелась гряда холмов, среди которых выделялся своим массивом холм Акрополя, Холмы служили водоразделом между двумя небольшими пересыхавшими летом речками Эридан и Илис, впадавшими западнее города в реку Кефис, в свою очередь, стекавшую в море, В древности холмы служили местом для отправления местных культов, что сохранилось в названиях некоторых из них (холм Нимф, холм Арея). Позднее на всхолмлениях города стали строиться храмы, как, например, храмы Акрополя или же храм Тезея (Гесрестейон) возле агоры. Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком, сооруженным в VI в. до н. э, Крепостные стены, построенные при Фемистокле, имели несколько ворот, среди которых главными были ворота, соединявшие город с Пиреем, и северо — западные, соединявшие Афины со святилищем в Элевсине. Северные Ахарнские и восточные Диахарнские ворота вели в глубинные районы Аттики, а южные — к Фалерской гавани и мысу Суний. Главная рыночная и общественная агора располагалась во времена Перикла в северо — западной части города, между Акрополем и Дипилонскими воротами, В V в, до н, э. афинская агора была застроена по периметру общественными и культовыми зданиями и даже, по некоторым источникам, озеленена по контуру платанами. В Афинах сохранились названия отдельных жилых районов города; Лимны, Мелите, Керамик, Последний, несомненно, был ремесленным районом города, где руками афинских мастеров создавались подлинные шедевры керамического искусства, Жилые дома в Афинах практически не сохранились, так как они были построены, вероятно, из дерева и кирпича — сырца, По свидетельству античных писателей, жилища афинян были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени. Главным ансамблем Афин был Афинский акрополь, некогда игравший роль городской крепости, но постепенно превратившийся в монументальный храмовый комплекс. Скалистый холм, на котором был расположен акрополь, имел около 300 м длины и около 150 м ширины, его превышение над уровнем города насчитывало около 60 м. Самой высокой точкой акрополя являлась площадка, на которой был сооружен Парфенон. Акрополь имел крутые склоны, дополнительно укрепленные. В начале греко — персидских войн, когда персы сожгли и разгромили Афины и старый акрополь, эти укрепления были усилены. Особенно тщательно обработаны были южные склоны акрополя. Эти работы связывают с именем крупного полководца, представителя олигархической группировки в Афинах Кимона (504 — 449 гг. до н. э.). Афинский акрополь перестраивался в период наивысшего культурного расцвета Афин, когда там жили и творили крупнейшие ученые, писатели и художники Древней Греции: Геродот, Анаксагор, Фидий, Эсхил, Софокл и Эврипид; когда там работали такие великие зодчие, как Иктин, Калликрат и Мнесикл. Старая застройка акрополя, сильно разрушенная персами в 480 г. до н. э,, не могла уже удовлетворять вкусам нового времени. Архаический храм, посвященный культу Афины Полиады и Посейдона (Гекатомпедон), многократно перестраивавшийся, был сильно разрушен. Новый храм, посвященный Афине Деве, начатый незадолго до греко — персидских войн, был возведен лишь до уровня стилобата. Старые пропилеи страдали отсутствием монументальности. Таков был акрополь, когда приступили к его реконструкции. Хронологическая последовательность строительства Афинского акрополя еще не раскрывает сущности всего композиционного замысла, но все же позволяет сделать вывод о том, что главным сооружением эпохи Перикла был Парфенон, который был задуман им как всеэллинский храм наподобие храма Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах. Однако в отличие от этих периптеров Парфенон скорее походил не на вместилище божества, а на монумент военной и гражданской славы Афин, решенный в виде периптера. Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно — сюжетные зоны. Одна, с Парфеноном, обращалась ко всему греческому миру, тогда как северная зона, обращенная к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилеи заключалась в объединении этих двух сюжетно — композиционных начал. В композиции Афинского акрополя имеются и другие приемы создания художественного единству. Это прежде всего пропорциональный строй архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилеи, хорошо сочетавшихся друг с другом, а также большая роль скульптуры в ансамбле. Приена была расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшемся к долине извилистой реки Меандр, Некогда где — то по — соеедству располагалось более древнее поселение того же названия, однако местоположение его осталось неизвестным. Город был удобен для обитания в нем людей. Микальские горы защищали его от северных ветров, Чистые горные источники питали водой, которая распределялась по городу в керамических трубах. Благодаря крутому рельефу легко осуществлялся естественный сток ливневых вод. Близость моря создавала мягкий влажный микроклимат. Приена была окружена крепостной стеной, которая охватывала территорию, предусматривавшую дальнейший рост города. Размеры общественного центра Приены и многочисленные зрелищные сооружения также были рассчитаны на город более крупных размеров. Несмотря на довольно крутой рельеф, план города был строго регулярным. Главная улица имела западно — восточную ориентацию и называлась Улицей Западных ворот. Она была единственной проезжей магистралью города. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы, проложенные поперек складок рельефа, были крутыми и в основном представляли собою вырубленные в скале лестницы. Ширина улиц была традиционна. Улица Западных ворот имела ширину 7, 36 м, второстепенные — 3 — 4, 4 м. Город был разделен на жилые кварталы, которые по своим пропорциям отличались от кварталов соседнего Милета. Они имели размер 120 на 160 футов (35, 4 на 47, 2 м), т. е. их стороны соотносились как 3: 4. Следует отметить, что в Приене во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения», примером чему может служить главная городская агора. Вообще в древнегреческом градостроительстве трудно найти другой такой город, где гармонизация городского пространства была бы проведена с такой последовательностью, как в Приене. Каждый из жилых кварталов состоял из нескольких, чаще всего четырех жилых домов. Жилые дома Приены были двух типов. Более скромные жилища состояли из небольшого мощеного дворика, окруженного жилыми и служебными помещениями, среди которых особенно выделялась своим портиком главная комната хозяина дома. Были также и более богатые дома с внутренними перистилями. Внекоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проемами входов. Общественные здания Приены располагались на трех террасах. На нижнем уровне, находившемся на 30 м выше уровня р. Меандр, размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и примыкавшим к нему с востока стадионом. От гимнасия улица — лестница, преодолевая высоту в 43 м. вела вверх к следующей террасе, на которой располагался главный общественный и торговый центр. Этот центр состоял из агоры и прилегавшего к ней с запада рынка для продажи и покупки продуктов питания и с востока — святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окруженной колоннадой, за которой располагались лавки, и общественной части, обращенной к Священной стоа. Священная стоа, или стоа Ороферна, была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей. С агоры лестница в 72 ступени вела на следующую террасу, расположенную на уровне 90 м над поверхностью реки. На этой террасе располагалось главное святилище города — храм Афины Полиады — покровительницы города. Этот храм был построен архитектором Пифеем на средства Александра Македонского, о чем гласила надпись в его пронаосе, Ионический периптер был хорошо виден с агоры, особенно из юго — восточного ее угла, т. е. по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода. Достаточно вспомнить Афинский акрополь, который всегда находился в зоне видимости с главной городской агоры, а пересекавшая ее по диагонали дорога акцентировала это направление. Еще выше по рельефу находились Верхний гимнасий и театр, а на самой вершине гор располагался так называемый акрополь, который был просто дозорной площадкой без каких — либо храмов. Таким образом, Приена являлась уникальным образцом эллинистического градостроительства, соединившим в себе два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях. Города древнего Рима. История Древнего Рима насчитывает почти двенадцать столетий. Возникновение первого укрепленного поселения связывают с именем полулегендарного царя Ромула, который якобы заложил город на Палатинском холме, впоследствии названный «Квадратным Римом». Считается, что закладка города была произведена согласно этрусским обычаям, которые гласили, что город может быть построен лишь после гадания по полету птиц (ауспиций), в том случае если будет соответствующее знамение. Затем запрягали в плуг быка или корову и пропахивали им вокруг будущего города борозду. Причем там, где должны были быть городские ворота, плуг приподнимали, оставляя землю нетронутой. Затем по контуру борозды рыли ров, а вырытую землю использовали в качестве основания для крепостных стен. Территория внутри стен называлась собственно городом-урбсом, а полоса земли вокруг стен была внешней границей города — помериумом. Древнейшее городское поселение Рима занимало всю территорию Палатинского холма опоясывал его подножие. В царский период Рим начинает расти. В долине между холмами возникает новый общественный центр, что стало возможным после того, как эта территория была осушена путем прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима-клоаки Максима. Город начинает распространяться на другие холмы, возникает радиальная система дорог, население города значительно увеличивается. Считается, что при царе Сервии Туллии (578-533 гг. до н. э.) город был обнесен стенами, которые окружили значительную территорию, включая большую часть холмов. Капитолийский холм вошел в крепостные стены как дополнительная крепость. Стены Сервия Туллия неоднократно перестраивались и пришли в негодность уже в республиканский период, когда их воздвигли заново. При Сервии Туллии произошла реформа, в результате которой плебеи были введены в состав «римского народа». Все население города было разделено по имущественному признаку, а город расчленен на несколько районов. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в Риме был установлен республиканский строй. Рим в эпоху ранней республики не выходил за пределы стен Сервия Туллия. На древнем форуме и на Капитолийском холме возникли храмы, которые в императорский период были почти целиком перестроены. Жилая застройка города, по-видимому, была из сырцового кирпича и дерева и не оставила никаких следов в городской планировке. Следующий этап развития древнего Рима связан с превращением его из города-полиса в столицу огромной Римской империи. Этот процесс в значительной степени был связан с завоевательной политикой римлян, выразившейся в нескольких войнах, получивших название пунических (пуни-латинское название финикийцев, основавших Карфаген). В процессе постоянных войн и экспансий, проводившихся Римской республикой, сложилась система сухопутных дорог, а также приемы их замощения. Так, одна из наиболее древних дорог южного направления, соединявшая Рим с южными портовыми городами Тарентумом и Брундизиумом, была начата в конце IV в. до н. э. Она получила название Аппиевой дороги в честь ее строителя, крупного государственного деятеля этого времени Аппия Клавдия. В тех случаях, когда на пути встречались препятствия в виде рек и долин, римляне строили мосты. Примерами такого рода сооружений могут служить мосты Фабриция и Цестия в Риме, мост в Римини и многие др. Мост Августа в Римини (древнеримский Ариминум) находился на другой, не менее важной дороге, начинавшейся в Риме и проходившей в северном направлении в Медиоланум (современный Милан) и далее в Европу. Эта дорога получила название дороги Фламиния в честь Гая Фламиния-римского консула и крупного военного деятеля времен 2-й Пунической войны. Мост Августа в Римини, построенный из прекрасного мраморовидного известняка, сохранился до настоящего времени. Он покоится на пяти невысоких арках пролетом около 9 м. Примерно такой же ширины была и его проезжая часть. Помимо Аппиевой и Фламиниевой дорог, начинавшихся в Риме и продолжавшихся за его пределами на больших расстояниях, следует назвать еще Остийскую и Портовую дороги, а также дорогу Аврелия, которые направлялись в сторону Тирренского моря, где находились главные римские морские порты. Кроме того, из Рима дороги направлялись в восточном направлении в другие города Лациума-Тибур, Пренесту, а также в каменоломни и лесные районы центральной Италии, откуда в Рим поставлялись строительные материалы. Речь идет о Номентанской, Тибуртинской, Лабиканской и Пренестинской дорогах. Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. Иногда это были поселения туземцев, преобразованные по римскому образцу, а иногда специально построенные укрепленные пункты. Универсальный метод разбивки городской территории сложился еще в период пунических войн, когда римлянам приходилось строить большое число военных городов для размещения гарнизонов, охранявших завоеванные территории и построенных по образцу походных лагерей. Описание походного военного лагеря сохранилось в трудах древнегреческого историка Полибия (200-120 гг. до н. э.). Оно дает достаточно полное представление о размерах и системе планировки этих временных поселений. По Полибию, в центре римского военного лагеря располагался преторий, т. е. палатка главнокомандующего армией-претора (консула). По левую и по правую стороны от него располагались квесторий-палатка квестора (казначея) и форум-место палатки легата-помощника претора. Далее вдоль главной улицы размещались палатки трибунов (главных военачальников-шесть в каждом легионе) и префектов, т. е. начальников-смотрителей. Слева и справа от передних ворот расквартировывались отборная пехота и конница союзников. Территория, находившаяся за главной улицей, разбивалась на участки, на которых размещалось основное войско, состоявшее из конницы и пехоты римлян и их союзников. Пехота, в свою очередь, подразделялась на принципсов-солдат, занимавших в строю первые ряды; триарий-лучших солдат, находившихся во время боя в резерве, и гастатов, т. е. копьеносцев. По периметру лагеря располагались палатки велитов - легковооруженных воинов. Главная улица имела ширину в 100 римских футов (около 30 м), улица Претория-50 футов (15 м). Общая протяженность лагеря, по Полибию, равнялась 645 м. Лагерь был рассчитан на два легиона. Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, в котором устанавливался специальный инструмент («грома») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Однако в дальнейшем эта строгая ориентация главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много примеров, когда римская прямоугольная планировочная система имела другую ориентацию. После определения направления главных улиц, параллельно им проводились улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определенную регламентацию. Так, во времена императора Августа ширина «декумануса максимуса» определялась в 40 футов (12м), ширина «кардо» в 20 футов (6 м), второстепенных улиц в 12 футов (4 м). Главный перекресток города (тетранс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами. Следует отметить, что при разбивке территории города улицы считались «прогонными» (полосными) границами городских кварталов наряду с «линейными» границами, проведенными между отдельными домовыми участками. Поэтому при предварительном определении общих размеров территории города ширина улиц не учитывалась. Размеры городских территорий были различны, однако для римских колоний существовали определенные «стандарты». Так, например, в Италии, за исключением Рима, города не превышали, как правило, 50 югеров (14, 7 га). Античная Кремона насчитывала 50 югеров, тогда как античные Болонья и Флоренция имели территорию около 35 югеров, т. е. около 10 га. Исключение составлял лишь город Аоста, территория которого насчитывала 140 югеров (Югер- единица измерения площади, главным образом земельной. Югер = 2 квадратным актам = 2941, 45 м2. Акт-римская мера длины-38, 35 м; квадратный акт = 1470, 72 м2.). Аоста, или Августа Преториа, была основана римлянами в Альпах в период завоевания этих территорий войсками императора Августа в 26-25 гг. до н. э. Местное племя салассов, обитавшее здесь, не хотело покоряться завоевателям, Посланный сюда римский легион, состоявший из 3 тыс, солдат, смел с лица земли небольшое поселение салассов и за очень короткий срок воздвиг город-лагерь. Размеры города были 724 х 572 м. Две улицы Кардо и Декуманус Максимус разделяли город на четыре части и соединяли главные крепостные ворота. Улицы, параллельные главным, в свою очередь, подразделяли территорию города на крупные кварталы (143 х х 181м), которые членились на еще более мелкие участки, предназначенные для жилых домов. На территории города находились: амфитеатр, театр, термы, храм. В городе поселились римские колонисты-ветераны военных походов Августа. Памятники античной Аосты почти не сохранились. Исключение составляет лишь триумфальная арка Августа, сооруженная вне города на главной дороге. Таким образом, к началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединявшими его с такими отдаленными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и др. Вдоль этих дорог в определенном ритме располагались укрепленные регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию протяженностью с севера на юг около двух, а с запада на восток более четырех тысяч километров. В истории римской культуры эпоха Августа занимала особое место. Это бил подлинно «золотой век» римского искусства, непосредственного, еще не выработавшего чрезмерно жестких канонов и правил. В этот период появились бессмертные произведения римских поэтов Вергилия, Горация, Тибулла, Овидия, в которых отразился весь диапазон духовной жизни свободных римлян: от гордости ощущения себя в центре огромного покоренного мира до любования сельской природой в окрестностях Рима. И, наконец, это был период, когда Витрувий написал свой знаменитый теоретический труд «Десять книг об архитектуре». Сведения о Витрувии крайне скупы. Если черпать их из предисловия к трактату, содержащему посвящение императору Августу, можно сказать, что Марк Витрувии Поллион служил в войсках Юлия Цезаря в качестве архитектора и инженера, что он был очень образованным по своему времени человеком, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на труды других архитекторов и античных ученых. В трактате Витрувии упоминает о своем преклонном возрасте и скромном достатке. Вот сведения, которые можно считать наиболее достоверными. Остальные характеристики Витрувия относятся к области догадок многочисленных ученых, занимавшихся, начиная с эпохи Возрождения, биографией и анализом творчества этого теоретика. В трактате Витрувия подытожен огромный опыт эллинистической и римской архитектуры предшествовавших столетий. В то же самое время в нем отражена и эпоха императора Августа с ее потребностями в энциклопедических и практических знаниях. Несомненно, что говоря о различных вариантах конструктивного решения и ориентации по странам света жилых и общественных зданий, Витрувии имел в виду строительство их в различных частях обширной Римской империи - как в жарком климате Северной Африки и в азиатских провинциях, так и в условиях холодного климата северных провинций. В своем трактате Витрувии касается вопросов градостроительства. Так, в Книге первой (глава четвертая) он говорит о выборе здоровой местности для основания города, перечисляя главные требования: благоприятные климатические и топографические условия места, выбранного для строительства города, наличие чистой питьевой воды, системы водных и сухопутных дорог для доставки товаров, плодородной сельской земли. Далее Витрувий трактует о закладке городских стен и башен, размещении главных городских площадей, а также о трассировке улиц по странам света с учетом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции внутренних помещений. В трактате Витрувия мы не найдем готовых планировочных схем города, что можно рассматривать как приверженность этого автора к более свободной концепции городского плана, нежели это имело место у Полибия, писавшего о строительстве военных лагерей с их жесткой регламентацией и порядком распределения городских территорий. Многие исследователи трактата Витрувия упрекали его за отсутствие цельности в построении его произведения. Однако в этом и заключалась профессиональная мудрость этого античного автора. Во всяком случае в области градостроительства рассуждения Витрувия оставляли большой простор творческой мысли и не навязывали, кроме разумных рекомендаций, никаких предписаний. В Книге пятой Витрувий трактует об общественных сооружениях: базиликах, куриях, театрах, банях, палестрах, гаванях, форумах. Он говорит о свойстве этих сооружений, о требованиях к их размещению, о пропорциях основных габаритов, об ордерном решении. В Книге шестой содержатся аналогичные сведения о жилых зданиях. Казалось бы, Витрувий подходил к рассмотрению отдельных элементов города типологически. Однако он не ограничивался этим. В Книге первой Витрувий излагал те общие эстетические принципы, которые и могли служить руководством к компоновке городского плана наряду с его рассуждениями об удовлетворении санитарно-гигиенических и утилитарных требований. Эти эстетические принципы трактовались. Витрувием очень широко и могли быть применимы как к архитектуре отдельных зданий, гак и к городу в целом. Он говорил, что в области эстетики архитекторы должны придерживаться ординации (от греческого слова ордер), разумной диспозиции (планировки), соблюдения эвритмии (гармонии), симметрии (т. е. соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов). Следование этим общим эстетическим установкам с учетом конкретной ситуации и составляло концепцию Витрувия в области градостроительного искусства. Трактат Витрувия вполне соответствовал той градостроительной деятельности, которая развернулась в это время в Риме. Рим в начале правления Августа (27 г. до н. э.) не был еще перенаселенным городом. Он свободно развивался между холмов, где появились форумы, а также на Марсовом поле, где возникли многочисленные зрелищные сооружения, портики и храмы. Стены Сервия Туллия давно уже перестали служить границами города и были разобраны. На холмах, среди садов и живой природы располагались патрицианские виллы. Такой буколический облик столицы империи не мог отвечать политическим и идеологическим задачам времени, вот почему период правления Августа был периодом интенсивного городского строительства. Следует отметить, что строительство в городе велось на частные средства. Даже мощение дорог вменялось в обязанность наиболее обеспеченным жителям города, главным образом, триумфаторам - полководцам, привозившим с собой из походов огромное количество награбленного добра и рабочую силу в виде пленных рабов. Античные писатели, характеризуя эпоху Августа, называют множество храмов, театров, водопроводов, построенных членами императорской фамилии и его приближенными, а также им самим. Так, на Марсовом поле в этот период были построены и достраивались театры Марцелла и Бальбы, портик Октавии. Особо активную деятельность развил родственник Августа Марк Випсаний Агриппа, который известен был своей инженерной деятельностью еще при Юлии Цезаре. Агриппа привел в порядок древние водопроводы: Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула. Он построил два новых водопровода Аква Юлия и Аква Вирго. Последний был сооружен им с целью водоснабжения новых терм Агриппы, выстроенных в это же время на Марсовом поле. Всего в различных районах Рима было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой и большими бассейнами и каналами, служившими дренажами для слегка заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний для горожан, Здесь же в стороне от увеселительных сооружений был воздвигнут грандиозный мавзолей императора Августа. Помимо водоснабжения Август уделял большое внимание противопожарному состоянию Рима. Он настоятельно советовал использовать вьющиеся растения в качестве огнезащитного средства, а также неоднократно высказывал свои суждения о том, как нужно строить жилые дома, Это он издал градостроительный указ, предписывавший строить в Риме здания не выше 70 футов (21 м). С именем Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. Так, по свидетельству римского писателя и историка Светония, на Капитолийском холме на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона. Особое внимание Август уделял благоустройству и застройке Палатинского холма. Здесь им был воздвигнут дворец,, устроен сад, в котором размещались отдельно покои его жены Ливии, построена большая экседра с видом на Большой цирк, возведенный на склонах Палатинского и Авентинского холмов. Большое внимание в этот период было уделено древнему римскому форуму - форуму Романум, сооружение которого уходило корнями в глубокую древность, Здесь сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, так называемые Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов - Ростра и др, При Августе все обветшавшие постройки были починены. Была достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, заново возведен храм Кастора и Поллукса, подновлен храм Сатурна и, наконец, выстроен у подножья Капитолийского холма большой храм Согласия. Одновременно было продолжено мощение форума, начатое еще при Юлии Цезаре. В результате этой строительной деятельности форум Романум превратился в прекрасный архитектурный ансамбль, как нельзя более отражавший свою эпоху, когда греческое начало в градостроительном искусстве органически сочеталось с римским, Отсутствие жесткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа-все это отличало древний форум от форумов императорского периода. Одновременно с реконструкцией старой площади Август предпринял строительство нового форума, получившего его имя. Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50 х 100 м, окруженное колоннадой и экседрами. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. Август построил храм Марса Ультора (т. е. мстителя), согласно обету, данному им во время битвы при Филиппах (42 г. до н. э.), когда Август разбил войска Брута и Кассия. Форум имел прекрасное мраморное замощение, напоминавшее полы в общественных зданиях. Аналогичное впечатление создавалось и при взгляде на декоративное убранство форума, в котором использовались самые дорогие породы камня и бронза. К этому следует добавить, что форум был окружен высокими 30-метровыми стенами, изолировавшими площадь от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, столь характерное для императорского Рима. На этом форуме уже не происходили оживленные народные собрания, как на древней площади, не произносились с трибуны горячие речи республиканцев. Тишина и порядок царили на форуме Августа, куда допускались далеко не все жители древней столицы. Эпоха Августа оставила глубокий след в древнеримском градостроительстве, многие черты перешли в последующие периоды его развития. После почти 50-летнего периода, когда во главе римского государства стояли такие одиозные фигуры из династии Юлиев-Клавдиев, как Тиберий, Калигула, Нерон, наступил новый этап строительства города. К этому времени Рим не только не украсился новыми зданиями, а, наоборот, основательно был разрушен пожарами и грабительской политикой самих императоров. Строительная деятельность императора Клавдия (41-54 гг. н. э.), построившего водопровод и святилище с храмом Клавдия, не меняла общей картины деградации города, Не внесло существенных изменений в городскую структуру и строительство так называемого «Золотого дома» Нерона, т, е, огромного дворцового комплекса на склонах Эсквилинского холма, Эта постройка поглотила все средства императорской казны и не пользовалась популярностью среди жителей Рима, так же как и ее венценосный хозяин. Особенно сильные разрушения принес пожар 64 г., во время которого практически выгорела вся центральная часть Рима. Пожар продолжался около недели, и жители города, покинув свои жилища, ютились в храмах и портиках Марсова поля. После смерти Нерона в 68 г. и кратковременного периода борьбы за власть императором становится Веспасиан, основатель династии Флавиев, затем с 79 г. его сыновья Тит (79-80 гг.) и Домициан (81-96 гг.). При Флавиях строительная деятельность в Риме оживилась. Прежде всего город был расчищен, ликвидированы следы пожара и разрушений. Дворец Нерона был уничтожен и на его месте построены термы Тита. Веспасианом была закончена перестройка Большого цирка у основания Палатинского холма, восстановлен храм Юпитера на Капитолии, построен обширный форум Мира поблизости от форума Августа, но главной постройкой Флавиев по праву считается Колизей (75-80 гг.). Колизей был одним из крупнейших амфитеатров своего времени. Размеры его овального основания насчитывали 188 х 144 м, он мог вмещать до 50 тыс. зрителей. Градостроительное значение Колизея было огромным. До этого времени трудно сказать, какое из зданий Рима было главным с объемно-пространственной точки зрения. Колизей стал именно таковым. Когда его гигантский объем был завершен и верхний ярус построен, то он стал возвышаться даже над холмами Рима, поскольку его высота достигала 48, 5 м, а максимальное превышение холмов над долиной было около 36 м. Отныне огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро. По своим габаритам амфитеатр Флавиев конкурировал с Капитолийским холмом и находился с ним на одной композиционной оси, проходившей через форум Романум. Вскоре на этом направлении была построена арка Тита, воздвигнутая в ознаменование победы Рима в иудейской войне. Арка была связующим звеном между Колизеем и форумом. Она располагалась на переломе рельефа и фиксировала направление Священной улицы (виа Сакра), проходившей по форуму. На противоположной стороне форума, у подножья Капитолийского холма, рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана. С конца I в. началась новая династия римских императоров, получившая название династии Антонинов. Марк Ульпий Траян (98-117 гг.) был популярным полководцем и крупным политическим деятелем. Его правление ознаменовалось значительной градостроительной деятельностью, главным образом связанной с проводимой им внешней политикой. Войны с дакийским царем Децебалом, союзником враждебной Парфии, привели к победе над Дакией и к строительству на ее территории целого укрепленного района в виде рвов, насыпей, крепостей и соединявших их дорог. В Риме по случаю победы над Дакией был выстроен форум Траяна-самый крупный из всех императорских форумов. Его строителем был архитектор Аполлодор из Дамаска. Форум Траяна располагался к северу от форума Августа. Он состоял из целой системы открытых и закрытых пространств и имел общую протяженность около 300 м. Через триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь размером 90 х х 120 м. С двух сторон она фланкировалась колоннадами с двумя экседрами. В центре была установлена конная статуя императора. Поперек площади располагалась базилика Ульпиа, за которой на небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная колонна Траяна высотой 43 м. Мраморные барельефы колонны, поднимавшиеся по спирали, рассказывали о дакийских походах императора Траяна. По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив нее находился храм Траяна, Вся эта сложная композиция по своей объемно-пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта. Что же касается архитектурного масштаба, то она вполне соответствовала другим ансамблям императорского Рима. Следует отметить, что с востока к форуму примыкал обширный многоярусный рынок Траяна. Таким образом, форум сочетал в себе многочисленные функции, каждая из которых была связана с отдельными его элементами. Со строительством форума Траяна комплекс императорских форумов был завершен. Он составил систему изолированных городских площадей, пространственно не связанных одна с другой, но подчиненных единой координатной системе и соразмерных одна другой. При следующем императоре династии Антонинов - Публии Элии Адриане (117-138 гг.) в Риме появились новые монументальные сооружения. Лучшим произведением этого же периода по праву считается здание Пантеона, возведенное на останках терм Агриппы на Марсовом поле. Огромное пространство Пантеона, перекрытое куполом, являлось не только чудом инженерного искусства того времени, но и определенным этапом развития городских пространств, поскольку это сооружение было соразмерно римским форумам и в нем могло вполне разместиться около 2 тыс. человек. Кроме того, диаметр Пантеона был равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Эта аналогия подтверждается также и тем, что Пантеон имел верхний просвет диаметром около 9 м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурным изображением различных богов. Слепые наружные стены Пантеона также походили на стены форумов, лишенные верхних проемов и украшенные лишь карнизными тягами. Термы Каракаллы были открыты в 216 г. Они располагались на Аппиевой дороге и примыкали одной своей стороной к Авентинскому холму. Это было очень крупное сооружение, которое занимало территорию 353 х 335 м (т. е. 12 га), а главное здание -112 х 216 м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным «стадием». В термах были предусмотрены также помещения для культурных развлечений: библиотеки, залы и экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед и т. д. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы обильно снабжались водой с Сабинских гор. В композиции терм Каракаллы наблюдалась такая же симметрия, как в императорских форумах. Однако в отличие от них она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, имевшая внешний диаметр около 50 м. Термы отличались от форумов еще большей изолированностью внутренней территории от городской среды. Они располагались на периферии города, далеко от общественных центров. В них царил искусственный мир архитектуры, богатого декоративного убранства интерьеров, скульптуры и подчиненных законам архитектоники-природных элементов-воды и зелени. Из поздних сооружений в Риме следует назвать еще триумфальные арки Септимия Севера и Константина, построенные в центре города. Арка Септимия Севера была сооружена на древнем форуме Романум, в северо-восточном его углу. Она была возведена в память десятилетнего правления этого императора в 203 г. и несла на себе уже черты упадка римской классической архитектуры, что сказывалось в ее размещении, пропорциях и декоре. Еще более эклектичной была арка императора Константина, построенная в 315 г. в ознаменование победы Константина над Максенцием, оспаривавшим императорскую власть. В целом, начиная со II в., Рим мало изменился в градостроительном отношении. Из очень крупных капитальных работ следует назвать лишь строительство городских крепостных стен, которое было предпринято с целью защитить город от угрозы вторжения варваров. Новое кольцо укреплений диаметром около 4 км было построено при императоре Аврелиане в 273 г. и было названо в честь этого императора. Аврелиановы стены были построены по всем правилам крепостной архитектуры этого времени. Они имели высоту 10-15 м и толщину 1, 2 м. Построенные из римского бетона и кирпича стены со стороны города имели контрфорсы, перекрытые арками, на которые опирался верхний проход. Это создавало протяженный, тянувшийся на многие километры ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. Снаружи городские стены через каждые 30 м прерывались встроенными крепостными башнями. Со времени строительства крепостных стен Рим из города с планировкой «открытого» типа превратился в замкнутый город, каким он просуществовал вплоть до начала нашего столетия. Строительство стен не предотвратило разрушение города в V в. Так, в 410 г. Рим был взят и разграблен вестготами во главе с королем Аларихом. Затем в 455 г. Рим подвергся нашествию вандалов, и, наконец, в 476 г. начальник наемного войска германцев Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Этим событием условно оканчивается история античного Рима. Города отдыха и развлечений на примере Помпеи. Побережье Неаполитанского залива издавна служило излюбленным местом отдыха римлян. Красота гористого пейзажа, в котором доминирует Везувий, мягкий климат, плодородные почвы, обилие чистой горной воды, минеральные источники, живописно изрезанный бухтами берег-все это привлекало сюда римских императоров, патрициев и других зажиточных граждан Рима. Байи, Путеола и другие прибрежные поселения были окружены виллами, термами, купальнями. Однако наилучшее представление о характере жизни в этом районе дает город Помпеи, погребенный под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия в августе 79 г. н. э. Возникновение Помпеи относится к VI в. до н. э. В IV в. до. э. это было небольшое италийское поселение, успешно торговавшее с соседними греческими городами и, несомненно, испытавшее сильное эллинистическое влияние. В 89 г. до н. э. Помпеи стали римской колонией. Город был расположен на плавно спускающейся к Неаполитанскому заливу территории размером 1700 х х 1200 м. Городские стены высотой около 8 м относятся к доримскому периоду. В городе было восемь ворот, из которых главными были Морские, Геркуланские, Стабианские, Везувианские и др. Четыре главных улицы организовывали городской план: улицы Меркурия и Стабианская, направленные на Везувий, и перпендикулярные им улицы Изобилия (Абонданца) и Нолы. Второстепенные улицы дублировали направление главных. Главные улицы имели ширину 7-8 м, второстепенные 3-4 м. Все улицы были замощены местным туфом и имели тротуары. На пересечении улиц Меркурия и Морской находился гражданский форум Помпеи. На другом перекрестке, образованном Стабианской улицей и улицей Нолы, располагались центральные термы. Поблизости от Стабианских ворот находились два театра: большой, рассчитанный на 5 тыс. зрителей, и малый. Рядом с театральным комплексом находился так называемый Треугольный форум с остатками небольшого дорического храма. В юго-восточной части города располагались амфитеатр, в котором собиралось до 15 тыс. зрителей, и огромная палестра. Гражданский форум представлял собой прямоугольную в плане площадь размером 117 х 33 м, ориентированную на Везувий. В северном ее конце находился храм Юпитера. Форум с запада и востока был окружен двухъярусной колоннадой, а с юга- одноэтажной. Вокруг него располагались главные здания города: Базилика, храм Аполлона, присутственные места, комиции, мясной рынок (Мацеллум) и рынок суконщиков (дом жрицы Евмахии), храм Ларов города и др. Форум был изолирован от городских улиц и не имел сквозного проезда. Триумфальная арка соединяла его с улицей Меркурия. На площади сохранились остатки постаментов, некогда украшенных скульптурными монументами. Это был гражданский, религиозный, торговый и зрелищный центр Помпеи. Жилые кварталы города имели вытянутую в плане форму, что объяснялось характером помпеянских домов. Дома атриумно-перистильного типа развивались в глубь участка и состояли из атриума и перистиля, вокруг которых группировались парадные и жилые помещения. Дома богатых помпеянцев были украшены живописью и скульптурой. В перистилях благоухали растения, а в небольших фонтанах журчала вода. Город был обильно снабжен водой. Построенный при императоре Августе акведук подводил ее к городу, а далее она распределялась по свинцовым трубам, снабжая термы, рынки, фонтаны на улицах и жилые дома. Значение античного Рима в дальнейшем развитии градостроительной культуры было огромным, Не случайно, что возрождение античных традиций в XV-XVI вв, раньше всего произошло в Италии, Позднее руины античного Рима оказались той питательной средой, в которой взросли и определились градостроительные принципы европейского классицизма второй половины XVIII в. Кроме того, высокий уровень инженерного искусства и благоустройства городских территорий послужил впоследствии примером для многих городов Западной и Восточной Европы. Все это говорит о том, что в древнеримском градостроительстве были заложены большие потенциальные возможности, которые получили дальнейшее развитие в последующие периоды.
|