Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История европейского градостроительства XIV – начала ХХ веков
Три периода эпохи Возрождения: Период Раннего Возрождения Период Высокого Возрождения Поздний период Возрождения Заключение Введение Возрождение как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIV в. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями. Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV—XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии. В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций. Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания. Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрождения новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей. В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в. Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей. В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. Силуэт города определяли многие мелкие вертикали и несколько доминирующих. В связи с новым художественным пониманием силуэта города постепенно устранялись высокие средневековые крыши, ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами. С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку. Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды. В эпоху Возрождения постепенно в среде архитекторов формируется отношение к сооружению, как к части целого, которое необходимо уметь увязать с окружающим пространством, уметь найти контрастное взаимовыгодное сочетание разнохарактерных сооружений. Культура градостроительства эпохи Возрождения складывалась постепенно и в различных ансамблях - в площади Сан Марко в Венеции, в ансамбле Воспитательного дома цеха шелкопрядов арх. Брунеллески и др. Большое значение отыграло применение аркад и колоннад вдоль улиц, что придавало городской застройке заметные черты общности (улица Уфицци во Флоренции арх. Вазари). Значительным вкладом в формирование примеров архитектурного ансамбля является площадь Капитолия в Риме, созданная по замыслу Микеланджело. Раскрытие площади на город при одновременном подчинении пространства площади главному зданию - это новая черта, внесённая Микеланджело в архитектуру городских ансамблей. Постепенно в понимании архитекторов вызревало представление о городе как о едином целом, в котором все части взаимосвязаны. Новое огнестрельное оружие сделало беззащитными средневековые каменные укрепления. Это предопределило появление по периметру городов стен с земляными бастионами и обусловило звёздчатую форму линии городских укреплений. Города такого типа появляются во второй трети XVI в. Формируется возрожденческое представление об «идеальном городе» - городе наиболее удобном для проживания. В организации городской территории архитекторы эпохи Возрождения следовали 3 основным принципам: 1. классовое расселение (для знатных - центральные и лучшие части города); 2. профессионально-групповое расселение остального населения (ремесленники родственных профессий - рядом); 3. разделение территории города на жилые, производственные, торговые и общественные комплексы. Планировка «идеальных городов» должна быть обязательно регулярной или радиально-кольцевой, но выбор планировки должен быть обусловлен природными условиями: рельеф, водоём, река, ветры и т.д. Обычно в центре города располагалась главная общественная площадь с замком или с ратушей и церковью посредине. Торговые или культовые площади районного значения в радиальных городах размещались на пересечении радиальных улиц с одной из кольцевых магистралей городаЭти проекты также предполагали значительное благоустройство - озеленение улиц, создание каналов для стока дождевых вод и канализации. Дома должны были иметь определённые соотношения высоты и расстояния между ними для наилучшей инсоляции и проветривания. Не смотря на свою утопичность теоретические разработки «идеальных городов» эпохи Возрождения оказали некоторое влияние на практику градостроительства, особенно при возведении небольших крепостных сооружений в сжатые сроки (г. Валетта, Пальма Нуова, Гранмикеле - к XVI - XVII вв.). В период барокко рост хозяйственной деятельности привел к развитию городов, которые приобретают масштабы, не известные средневековью. На место относительно узких местных горизонтов итальянских городов-коммун приходят идеалы общенационального порядка, способные создать как творческий подъем, так и новые, более широкие формы воплощения передовых стремлений в искусстве. Папа и хотел и мог материально поддержать эти стремления мастеров архитектуры, скульптуры, живописи. Он желал, чтобы их Рим затмил своим блеском Рим античности. Он обладал такими средствами, каких в Италии не имел никто, кроме Венеции. Все это привлекает в Рим лучших мастеров со всех концов страны. В связи с тенденцией придать «вечному городу» современный характер перед художниками ставятся крупные задачи. Закладывается композиционная основа города, которая постепенно наполняется монументальными сооружениями церковного и светского характера. Возникают новые площади, для процессий верующих сквозь застройку пробиваются новые улицы. При этом создается режиссура впечатлений от фонтанов, памятников, а существующий рельеф используется для организации террас и лестниц. Очень важным становится также изменение масштаба. Новые соборы, монастыри, дворцы, виллы и замки намного превышают своими размерами существующую застройку. Пространства получают иной масштаб и новый образ, особенно площадь св. Петра. До сих пор художественный облик Рима в основном определяют архитектурные сооружения, созданные здесь в XVI и потом в XVII— XVIII веках. Симметричный чертеж расширения Турина, которое началось еще в эпоху Ренессанса, исходит из сохранившегося с античных времен плана в форме шахматной доски. Этими работами руководили умерший в 1625г. Асканио Витоцци (на юге), Карло и затем Кастелламонте в XVII в, (на востоке), наконец, в следующем столетии Ювара (на западе). Площадь Сан-Карло, разбитая в 1638 г. на одной оси с герцогским двором, отличается тем, что с обеих сторон главной магистрали располагаются две церкви. Творческое и теоретическое наследие Палладио, возродившего античное наследие во всей его широте и тектонической целостности, особенно импонировало классицистам. Оно оказало большое воздействие на архитектуру тех стран, которые ранее других встали на путь архитектурного рационализма. Уже с первой половины XVII в. в архитектуре Англии и Голландии, сравнительно слабо испытывавших влияние барокко, определились новые черты под воздействием палладианского классицизма. Особенно большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones) (1573-1652) - первая яркая творческая индивидуальность и первое подлинно новое явление в английском зодчестве XVII века. Ему принадлежат наиболее выдающиеся произведения английского классицизма XVII века. С именем Иниго Джонса, бывшего с 1618 года членом Королевской строительной комиссии, связывается важнейшее для XVII века градостроительное мероприятие — закладка первой лондонской площади, созданной по регулярному плану. Уже ее простонародное название — Пьяцца Ковент Гарден — говорит об итальянских истоках замысла. Поставленная по оси западной стороны площади, церковь Св. Павла (1631), с ее высоким фронтоном и двухколонным тосканским портиком в антах, — явное, наивное в своей буквальности, подражание этрусскому храму в изображении Серлио. Открытые аркады в первых этажах трехэтажных зданий, обрамлявших площадь с севера и юга, предположительно — отзвуки площади в Ливорно. Но вместе с тем однородная, классицистическая по характеру обстройка городского пространства могла быть навеяна и парижской площадью Вогезов, построенной всего за тридцать лет до того. Собор Св. Павла (St Pauls Cathedral) на площади Ковент-Гарден (Covent Garden), первый храм, построчный в Лондоне после Реформации, отражает своей простотой не только желание заказчика, герцога Бедфордского, выполнить задешево обязательства перед членами своего прихода, но и существенные требования протестантской религии. Джонс обещал заказчику построить «самый красивый сарай в Англии». Тем не менее фасад церкви, восстановленный после пожара 1795 года, крупномасштабен, величав, несмотря на небольшие размеры, и его простота, несомненно, обладает особым очарованием. Любопытно, что высокий дверной проем под портиком является фальшивым, так как с этой стороны церкви находится алтарь Ансамбль Джонса, к сожалению, полностью утрачен, пространство площади застроено, здания разрушены, лишь возведенное позднее, в 1878 году, в северо-западном углу строение позволяет судить о масштабе и характере первоначального замысла. Классицизм во Франции формировался в более сложных и противоречивых условиях, сильнее сказывались местные традиции и влияние барокко. Зарождение французского классицизма в первой половине XVII в. шло на фоне своеобразного преломления в архитектуре ренессансных форм, позднеготических традиций и приемов, заимствованных из нарождающегося итальянского барокко. Этот процесс сопровождался типологическими изменениями: перенесением акцента из внегородского замкового строительства феодальной знати на городское и загородное строительство жилья для чиновного дворянства. Ансамбль Версаля (Chateau de Versailles, 1661-1708 гг.) - вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. Стремление соединить привлекательные стороны городской жизни и жизни на лоне природы привело к созданию грандиозного комплекса, включающего королевский дворец с корпусами для королевской семьи и правительства, огромный парк и примыкающий к дворцу город. Дворец - фокус, в котором сходятся ось парка - с одной стороны, а с другой - три луча магистралей города, из которых центральный служит дорогой, соединяющей Версаль с Лувром. Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м.), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. На фоне ордерных пилястр ионические портики играют роль ритмических акцентов, объединяющих фасады в целостную осевую композицию. Андре Ленотру (Andre Le Notre) (1613-1700) - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей. Во второй половине XVIII века была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся круглая площадь Побед (Place des Victoires), прямоугольная Вандомская площадь (Place Vendome), комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Французский классицизм второй половины XVII в. воспринял градостроительные достижения ренессанса и особенно барокко, развив и применив их в более грандиозных масштабах. Наиболее крупный и характерный архитектурный ансамбль французского классицизма XVIII века - площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde), созданная по проекту Анж-Жака Габриэля (Ange-Jacque Gabriel (1698 - 1782) в 50-60-х годах XVIII века, и получившая свое окончательное завершение в течение второй половины XVIII - первой половины XIX века. Огромная площадь служит как бы распределительным пространством на берегу Сены между примыкающим к Лувру садом Тюильри и широкими бульварами Елисейских полей. Ранее существовавшие сухие рвы служили границей прямоугольной площади (размеры 245 х 140 м). «Графическая» разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка. В противоположность замкнутым площадям Парижа XVII в. (Вандомская площадь и др.), площадь Согласия - образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь, и образованную ими улицу Ройяль. Ось закреплена на площади двумя фонтанами, а на пересечении основных осей был поставлен памятник королю Людовику XV, а позднее высокий обелиск). Елисейские поля, сад Тюильри, пространство Сены и ее набережные являются как бы продолжением этого огромного по своему охвату архитектурного ансамбля в перпендикулярном к поперечной оси направлении.Частичная реконструкция центров с устройством регулярных «королевских площадей» охватывает и другие города Франции (Ренн, Реймс, Руан и др.). Особенно выделяется Королевская площадь в Нанси (Place Royalle de Nancy, 1722- 1755 гг.). Развивается градостроительная теория. В частности, следует отметить теоретический труд о городских площадях архитектора Патта, обработавшего и издавшего результаты конкурса на площадь Людовика XV в Париже, проведенного в середине XVIII века. В 1890—1900 годах в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный».Его создатели, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т.п. С другой стороны, у архитекторов модерна Австрии и Германии, Италии и Франции появилось стремление преодолеть сухой рационализм строительной техники. Они обращались к прихотливому декоративизму и символам в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьеров и фасадов, к нарочитой подчеркнутости обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья — эркеры, романские башенки и т. д.), придавая сооружениям несколько романтический характер. Наиболее завершенно стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. В начале 20 столетия в архитектуре модерна усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось стремление к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов.
|