Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Д) Как действовать относительно пресвитеров (V, 17-25). а) О содержании пресвитеров (ст. 17-18). 17-18. Пресвитеры выбирались из людей преимущественно пожилых, как более степенных и пользующихся уважением паствы. Через рукоположение они получили благодать священства на продолжение дела Апостольского путем проповеди Слова Божия и освящения верующих благодатью Св. Таинств. В силу этого они настоятельствовали в христианских общинах, руководя их, вразумляя и исправляя. Кто заботился об этом, не щадя сил и даже жизни (ср. Иоан. 10-11), тот добре предстоятельствовал. Такие предстоятели, говорит, «сугубой чести достойны». «Честью здесь, как и выше, называет Апостол, доставление всего необходимого для удовлетворения насущных нужд пресвитера» (Св. Злат.), чтобы их не беспокоил и не отрывал от дела недостаток в самом необходимом, но, чтобы они могли всецело – с радостью отдаваться учению веры. «Настоятельнее в труде сем будет тот, кого не смиряет нужда, и ревность его все более и более будет расти, когда видит, что труд его приносит плод и для настоящей жизни» (Амвр.). Три дела лежат на предстоятеле церкви: а) учить, б) руководить и исправлять и в) освящать таинствами. Два первых выполняются трудом в слове и учении. И это – самое важное в пастырстве и по своей относительной трудности и потому, что чрез учительство пастыря верующие приготовляются к принятию благодати в святых таинствах. Конечно, пресвитер может быть учителен и в примере своей жизни, но этого рода учительства бывает недостаточно, когда дело касается догматов. Напротив, очень нужно и много содействует благоустройству церкви и приносит ей огромную пользу, когда предстоятели ее учительны. Когда же этого нет, то церковь терпит ущерб. Поэтому Св. Павел и прибавляет, что «сугубой чести сподобляются паче труждающиеся в слове и учении» (Св. Злат.). Они по преимуществу должны быть материально обеспечены, это доказывает Св. Павел писанием: он приводит свидетельство закона и заповедь Христа; и то и другая согласны между собою в том, что трудящийся (как вол) пресвитер достоин того, чтобы быть материально обеспеченным за свои труды (Св. Злат.). б) О поведении пресвитеров (19-21) Далее Апостол учит, как поступать при обвинении пресвитеров. 19-20. Пресвитеры, имея долг исправлять, легко подвергаются нерасположению исправляемых, которые начинают присматривать за поведением пресвитера, находить в нем недоброе и доносить на него начальству. Так как в таких доносах не редко бывает ложь, - клевета, то Св. Павел советует быть осторожными, чтобы не принять обвинений голословных, а требовать, чтобы они подтверждены были двумя или тремя свидетелями. Если свидетели подтвердят и докажут достоверность обвинения, то виновного пресвитера епископ должен публично пред всеми обличить – со всею строгостью, чтобы и прочие имели страх и с большею осторожностью воздерживались от грехов. «Но не больше ли будет соблазна, когда пред всеми будешь обличать? Каким же образом? Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие остаются не наказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как, наоборот, от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются» (Св. Злат.). – Суд епископский над обвиняемым пресвитером должен быть вполне беспристрастен. 21. Так важен справедливый суд епископа над пресвитерами, что Св. Павел «призывает Отца и Сына, и Ангелов во свидетели сказанного им для того, чтобы в грядущий день остаться правым, т.е. как бы снимая с себя всякую ответственность» (Св. Злат.). «Соблюди, говорит, в точности, что я заповедал тебе насчет суда над пресвитером, - суди его беспристрастно – без предвзятого мнения о подсудимом (без лицемерия), и ничего не делай по пристрастию к той или другой стороне». в) О рукоположении пресвитеров (ст. 22-25). 22. Руки скоро не возлагай ни на кого. «Что значит скоро? Ни по первом, ни по втором, ни по третьем испытании, но неоднократно рассмотрев и тщательно исследовав; так как это дело не безопасное» (Св. Злат.). Надлежит исследовать прежде жизнь рукополагаемого, а потом призвать на него благодать духа» (Феод.). Если скоро, без должного исследования рукоположить, говорит, кого, то может случиться, что он окажется неисправным. За грехи, которые он потом наделает и вред, который он тем причинит церкви, будешь отвечать ты. «Ты становишься соучастником как благих его дел, так и грехов» (Св. Злат.). Избегай же этого – храни себя чистым от вменения грехов рукополагаемого, а для того соблюдай в себе духовную чистоту, чтобы вернее видеть ее и в других. – Но, чтобы Тимофей не подумал, что Св. Павел этим налагает на него особенное воздержание для приобретения духовной чистоты, Апостол устраняет эту мысль. 23. Тимофей вел крайне воздержанную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто болел, особенно желудком, Св. Павел и говорит, как бы так: слыша мой наказ о чистоте, ты не бросься на крайний подвиг воздержания. Не делай этого. Ты, по состоянию своего здоровья, нуждаешься в послаблении, а потому, как бы случайно прибавляет, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется, вино виноградное, легкое, и притом употребляемое большею частью с водой. – Но Тимофея могло затруднять еще и то: как узнать – грешен ли рукополагаемый, или нет? Св. Павел, как бы отвечая на это недоумение Тимофея, говорит: 24-25. Как узнать, кто грешен, кто добр? – Будь внимателен к тому, что говорят кругом. Грехи людей идут впереди их, - весть о делах их предшествует им, и, прежде тем, увидишь ты кого из таких в лице, тебе уже может быть известно, что он не чист сердцем и телом, не чист на руку, не чист языком и т. д. И это наперед уже будет руководить тебя к произнесению суждения о нем, достоин он священства или нет. Присмотрись и увидишь. К этому тебя обязывает и дает тебе право мое постановление: руки скоро не возлагай ни на кого – разбери, рассмотри, расследуй. Если же и тогда что укроется от тебя, то ты не будешь виновен в этом, потому что с своей стороны сделал все, от тебя возможное. Что сказано о грехах, тоже можно приложить и к добрым делам. У одних они бывают явны, идут, так сказать, впереди человека, рекомендуя его, а у иных – нет, так что нельзя бывает сразу сказать о человеке каков он? Хорош или плох. Но и это только с первого взгляда – и такие дела укрыться не могут – расследуй и найдешь.
|