Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 6. 1. Иные из рабов, уверовавши во Христа Господа, считали свое положение не совместимым с Христианской свободой
1. Иные из рабов, уверовавши во Христа Господа, считали свое положение не совместимым с Христианской свободой, особенно же рабство неверным (язычникам) господам. Бывали поэтому и возмущения рабов. Св. Павел нигде не учит, что раб христианин не должен служить своим господам, хотя бы и неверным. Но везде учит, что свобода Христианская не в теле, а в духе, как свобода от грехов и от порабощения дьяволу. А в этом случае раб не стесняется своим телесным рабством, так-как и в телесном рабстве он может быть свободен; если он свое рабство примет, как волю Божию, и тогда его телесная работа будет для него делом свободы. У кого есть в сердце такое убеждение, тот не будет чувствовать рабского ига. Он будет оказывать «всякую честь» господам своим не по принуждению, а охотно. И в таком охотном служении господам есть выгода веры. Если рабы будут служить неохотно своим неверным господам, то те, говорит, станут худо думать о нашем учении и нашей вере, и рабы, таким образом, подадут повод хулить имя Божие, которое носят на себе Христиане и самое учение Христово. А если будут служить им охотно и почтительно, особенно после прежнего не охотного и ворчливого служения, то тем дадут высокое понятие о нашем учении и самих господ расположат обратиться к вере в Господа Спасителя. – Как рабы должны относиться к своим господам – Христианам? 2. Под верными господами разумеются не веру содержащие только христианскую, но и живущие в духе веры, следовательно, братски относящиеся к своим рабам, жалеющие их и радующие о них. Некоторые не разумные рабы, видя это, могли забываться, и вследствие этого не радеть о свих обязанностях и непочтительно относиться к своим господам. Учи, говорит он Тимофею, чтобы слуги не пренебрегали верными господами, а еще усерднее служили бы им. Побуждением к этому выставляется то, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Слуга, чтущий веру, высоко чтит ее и в господине, а ради веры и самого господина. Отсюда, не умаление чувства обязанности раба, а возвышение и как бы освящение. В силу веры господа возлюбленные и Богу, и рабам, ибо вера повелевает любить и врагов, они же заботливо стараются благодетельствовать рабам: «господа больше доставляют рабам, чем рабы господам; ибо господа и золото тратят на них, и заботятся о снабжении их необходимыми вещами, одеждою и всем прочим. Они беспокоятся и трудятся ради вашего (рабов) спокойствия, - и ужели не должны пользоваться великою честью от своих домочадцев?» (Св. Злат.). Все это и должен разъяснить рабам: научить их, как пастырь их, власть имеющий, и убедить – уговорить – как любящий отец или брат. б) Чему учить богатых и урок самим пастырям о нестяжательности (13-19). Аб) Поводом к учению об этом послужило предостережение Тимофея от лжеучителей, учащих скверного ради прибытка (Тим. 1, 11) и думающих, что благочестие служит для прибытка (VI, 5). бб) Посему Св. Павел и указывает пагубные последствия для веры и жизни от любостяжания (ст. 6-10), вб) удаление от них (ст. 11-16) и гб) внушение богатым употреблять богатство на добрые дела (ст. 17-19). «Держись здравого учения, - так и других учи и избегай тех, которые иначе учат», - так заповедует Св. Павел Тимофею, и для предохранения его от этих учителей указывает их отличительные черты. аб) 3-5. Так учи, говорит, как научился от меня, а от тех, которые учат иначе – отвращайся (Св. Злат.). Почему? Потому что они отступили от здравого учения, - содержащего чистую истину, непреложную как слова Господа нашего Иисуса Христа, и от учения о благочестии, - о том, как надо жить по вере, и тем самым отступили от Бога и впали в гордость – самомнение, думая, что они одни познали истину, которую сами же выдумали и проповедуют. Между тем, они совсем не знают истины. Но в то же время, находясь в горделивом заблуждении, что все им известно и лучше, даже чем другим, со страстностью вступают в состязания и словопрения, как бы в словесную войну, в которой борются не за истину, а за слова. Какой же результат от этого? Зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения: к тому, кто берет верх в споре – зависть, а она вызывает задор (рвение) одержать победу над ним. От задора спор приобретает особенные напряженность и остроту, в пылу которых являются хулы - злоречия друг против друга. Это еще более разгорячает спорящих, и поселяя между ними задор и вражду, преграждает всякий доступ истины к душе, потому что являются лукавые подозрения – не в том ли и не в этом ли истина? Плод же таких споров – беседы недобрые – т.е. не о добром и не ведущие к добру, а – злые чуждые истины, как исходящие от людей с поврежденным гордостью умом и отчуждившихся истины. Какая же конечная цель всех этих споров, цель, затаенная в уме и сердце спорящих учителей? – Получить прибытки посредством благочестия. «Спорщики же, привлекая к себе учеников, пользуются от них материальными средствами, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы более и более привлечь их к себе» (Феоф.). С такими, говорит Св. Павел, и в спор не вступай, потому – что их нельзя ни чем убедить, след., и спорить бесполезно. Св. Павел учит, что благочестие не есть средство к приобретению, но оно само по себе есть духовное приобретение и дает довольство. б) Зло от любостяжания (6-10). 6. Благочестие есть истинная вера с настроением сердца в духе веры и соответственною тому жизнью. Такое, говорит, благочестие само по себе есть приобретение не потому, что дает обладание богатством, а потому, что так настраивает человека, что он чувствует себя совершенно довольным тем, что имеет и тем самым погашает позыв корыстолюбия. К тому же может приводить и всякое естественное рассуждение. 7-8. Посудите сами, говорит, какой смысл заботиться о накоплении богатства, когда ничего с собою не возьмем отсюда, как ничего и не принесли с собой сюда, когда родились. Но ведь мы родились для жизни, для которой нужна и пища, и одежда, и жилище. Следовательно, нельзя обойтись без того, что – бы не иметь. Апостол и не отрицает этого. Мысль его такая: удовлетворены необходимым самонужнейшие потребности телесной природы – и будь доволен, - не ищи большего и лишнего. Излишняя же забота об этом ведет к любостяжанию, которое пагубно для веры и добродетели. 9-10. Не про имение богатства Св. Павел, здесь говорит, а про желание обогащения, жажду богатства, - пристрастие к нему. Желающие так богатства, говорит, впадают в искушение и сеть. Искушение есть такое стечение случайностей, которое сильно раздражает позыв на какой-либо грех и будто против воли влечет к нему. А сеть есть такая запутанность в грешных делах, что человек нехотя грешит, т.е. как бы против воли. Напр., у того, кто стремится быть богатым, поминутно являются случаи покривить душой «скверного ради прибытка» и попрать законы правды и любви, внушаемые совестью. Кто привыкнет к такому образу действий, тот, значит, им и опутан, как сетью и выбраться из них уже не может. Кроме того, они впадают во многие безрассудные и вредные похоти – подчиняются разным бессмысленным и вредным похотям самоугодия. Св. Златоуст так изображает несмысленные и вредные похоти богатых: «как не назвать бессмысленною страстью, когда эти богатые люди держат у себя дурачков и карликов, не из человеколюбия, а для удовольствия, когда в своих дворцах устраивают водоемы для рыб, когда занимаются собаками, когда украшают коней и заботятся о них не меньше, чем о детях? Все это бессмысленно и излишне, совершенно не нужно и бесполезно». Какие страсти бывают вредны? – Когда люди разжигаются беспутною любовью, когда ищут имущества своих ближних, когда стремятся к наслаждению, когда предаются пьянству, когда жаждут погибели других». Чем же это кончается? – Эти бессмысленные и вредные похоти погружают преданных им богатых людей в бедствие и пагубу. Погружают «так что и подняться наверх становится для них невозможным» (Св. Злат.). Причина же всех этих зол есть сребролюбие, которое дает средства жить по похотям, и потому оно есть корень зол и из него потом вырастают убийства, хищения, ложь, нарушение клятвы и все роды преступлений. Изгони сребролюбие – и не будет ни войны, ни вражды и под. Сребролюбие даже отклоняет от веры; ибо отвлекает к себе от Бога сердце и ум. Поэтому и настроение духа у сребролюбца не сообразно с верою: вера повелевает надеяться на Бога, а он надеется на богатство, вера не велит предаваться похотям, а он предается им. Наконец, сребролюбец подвергает себя многим скорбям. «Эта страсть самих любителей своих чувствительно уязвляет заботами, лишением сна, различными страхами» (Св. Злат.). В виду сказанного Св. Павел и дает заповедь Тимофею: бегать сих и гнать правду.
|