![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), ее роль в мировой экономике и особенности функционирования.
В 1988 г. было заключено Соглашение о зоне свободной торговли между США и Канадой. С 1994 г. действует Соглашение о Североамериканской ассоциации свободной торговли между США, Канадой и Мексикой (НАФТА). Цели НАФТА: • стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли (устранение торговых пошлин и барьеров); • обеспечение справедливой конкуренции в регионе; • содействие защите прав интеллектуальной собственности; • разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний; • стимулирование взаимного экономического сотрудничества путем создания механизма разрешения споров. Центральный институт — Комиссия по свободной торговле. В неё входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать возникающие споры. Причины создания НАФТА: · географическая близость стран-участниц и элементы взаимодополняемости структур национальных экономик; · тесные торговые связи между ними и расширяющееся производственное кооперирование; · растущая сеть подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США; · необходимость защиты североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; · усиление позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке. Особенности НАФТА по пунктам: 1) Действие договора было направлено, в первую очередь, на либерализацию взаимоотношений США и Канады с Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой были либерализованы еще в 1988 г. (смотрите в начале). 2) Главная особенность – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. 3) Участники НАФТА находились в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям. 4) США, осознавая свою значимость для других стран региона, диктует свои условия в отношении остальных участников данного соглашения. Для Канады и Мексики США – основной экспортер и импортер. Кроме того, США получила наибольшую выгоду от Соглашения, поскольку обладает более развитой экономикой. 5) Действие НАФТА не охватывает аграрную продукцию, что говорит о протекционистской политике США в аграрной сфере. В США активно субсидируются сельскохозяйственные производители, а ограничение действия соглашения промышленной продукцией создает барьер, прежде всего, для дешевого мексиканского продовольствия и аграрного сырья. Еще одну проблему НАФТА составляет нелегальная миграция из Мексики в США. 6) Снижение тарифов происходит поэтапно, с сохранением протекционистских мер для «особо чувствительных секторов» каждой из стран. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг). Под изъятия в сфере услуг подпадают перевозки (авиа, морские, наземные), радиовещание, здравоохранение, юридические услуги и некоторые другие. 7) Соглашение не предусматривает создание таможенного союза, хотя включает элементы, выходящие за рамки Зоны свободной торговли. Отличия от ЕС: 1) Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке — снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне. 2) В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д. 3) В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Не исключено, что через несколько лет этот регион станет составной частью единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, которая может быть создана в рамках организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Поэтому неслучайно к Латинской Америке проявляется большой интерес со стороны НАФТА, и, в первую очередь, со стороны США.
|