Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки, цели, основные этапы и результаты деятельности ЕС.
ПРЕДПОСЫЛКИ: 1. Общие: территориальная близость и близость уровней экономического развития. 2. Специфически е. Западная Европа — совокупность высокоразвитых государств с относительно узкими рынками. Для региона характерны общее историческое прошлое, христианская религия, языковая общность, близкая культура, традиции, обычаи. В первый послевоенный период в мировой экономике и политике доминировали США, а Европа, которая была главным театром военных действий, была ослаблена. Чтобы противостоять давлению США и повысить свою роль в мировой экономике и политике, Европа должна была объединиться. ЦЕЛИ. Одна из главных целей ЕС, наравне с гарантией мира и стремлением к экономической интеграции и политическому объединению, - улучшение жизненного уровня и социальное выравнивание во всех странах-участницах ЕС. НАЧАЛО. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, ФРГ, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Логическим завершением организационного периода стало объединение в 1967 г. руководящих органов трех организаций ЕОУС, ЕЭС и Евратома и переход к Европейским сообществам (ЕС). Далее западноевропейская интеграция развивалась и вширь (экстенсивно), и вглубь (охватывала все новые сферы сотрудничества). РАСШИРЕНИЕ СООБЩЕСТВА. В 1973 г. членами ЕС стали Великобритания, Дания и Ирландия; в 1981 г. — Греция; в 1986 г. — Испания и Португалия; в 1995 г. — Швеция, Финляндия и Австрия. Самым большим стало расширение ЕС в 2004 г., когда к нему присоединилось 10 стран, большинство из которых были в прошлом социалистическими: Латвия, Литва, Эстония, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Венгрия, Мальта и Кипр (его греческая часть). В 2007 г. членство в ЕС обрели Болгария и Румыния, в 2013 г. — Хорватия. Таким образом, количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести до сегодняшних 28 путем последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах. УГЛУБЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ проявлялось в распространении интеграционных процессов на все новые направления взаимодействия, переходе от относительно простых форм интеграции (например, создание зоны свободной торговли) ко все более сложным. Примером эффективной интеграционной политики может служить реализация плана создания «зеленой Европы» — общей политики в области сельского хозяйства. Продуманная аграрная политика позволила ЕС за 15 лет выйти на уровень практически полной самообеспеченности продовольствием и стать крупным его экспортером. Одним из важнейших направлений взаимодействия еще в Римском договоре о создании ЕЭС была названа социальная политика, целями которой были названы гармонизация условий жизни и труда, улучшение занятости, повышение уровня жизни. Для реализации социальной политики был создан Европейский социальный фонд. Проблема занятости в документах ЕС рассматривается как высший приоритет. Политика ЕС в области занятости нацелена на эффективное использование человеческих ресурсов для реализации выгод крупнейшего в мире единого рынка и повышение уровня политической поддержки населением дальнейшего объединения Европы. Более скромными представляются успехи ЕС в области проведения общей промышленной, энергетической и транспортной политики. Наиболее сложной задачей стало создание экономического и валютного союза. Уже в начале 1960-х гг. Комиссия ЕЭС выдвинула идею единой валюты. Однако тогда достаточно эффективно действовала Бреттон-Вудская валютная система с фиксированными паритетами и курсами валют, и большой надобности в создании европейской валютной зоны не было. Ситуация изменилась с переходом к Ямайской системе, в которой большинство стран перешло к плавающим обменным курсам, что вызвало их большие колебания. Западная Европа испытывала потребность в создании зоны валютной стабильности, и в 1979 г. была принята Европейская валютная система (ЕВС), в которой участвовали все страны ЕС и в которой центральным звеном стала общая европейская валюта — ЭКЮ (europeаn currency unit). Однако ЭКЮ не заменял собой национальные валюты, не имел физического выражения, использовался главным образом для расчетов между центральными банками стран ЕВС. Положительные результаты функционирования ЕВС подвели к дальнейшему продвижению по пути валютной интеграции: на Маастрихтском совещании 1991 г. был закреплен курс на переход к единой валюте, создание Европейского центрального банка, осуществление скоординированной экономической и валютной политики. С 1 января 1999 г. в безналичный оборот был введен евро, а с 1 января 2002 г. евро заменил собой ряд валют стран-членов ЕС. В настоящее время коллективную валюту использует 19 стран-членов ЕС. Особенностью Европейского союза как наиболее зрелого интеграционного объединения является наличие общего бюджета, а также развитой системы институтов. Всего в Евросоюзе функционирует 16 организационных структур, занимающихся экономическими, политическими, финансовыми и другими вопросами.
|