Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Начало формы
Защита конкурентной среды. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции. Для формирования конкурентных рынков необходима соответствующая институциональная среда эффективная работа финансово и кредитной системы, защита национальных производителей. Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наследству от Советского Союза, является чрезвычайно острой для современного российского рынка. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991г. явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более. Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является незаконным. Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением - принудительное разделение хозяйствующих субъектов. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.
16. «Провалы рынка» и роль государства в рыночной экономике Провал рынка является следствием несовершенства рыночных инструментов и институтов. При этом имеет место неспособность данных компонентов удовлетворительно решить социально-экономические вопросы, являющиеся важными для общества. Если по каким-либо причинам основные элементы рыночного механизма при работе в автономном режиме не обеспечивают общественную эффективность, то в этом случае возникает необходимость государственного вмешательства в развитие экономики. О фиаско торговых отношений говорят в том случае, когда они не способствуют рациональному распределению и использованию ресурсов. Провалы рынка являют собой препятствия, которые не позволяют экономике достигать общественной эффективности. Как правило, имеют место четыре неэффективные ситуации. Именно они указывают на провалы рынка. К ним относят несовершенную (асимметричную) информацию, монополию, общественные блага, внешние эффекты. Необходимо отметить, что рынок не способен привести к общественной эффективности в случае, если деятельность одних потребителей или производителей оказывает влияние на благополучное состояние других людей. Когда это влияние положительное, то имеют место внешние выгоды. Если воздействие является негативным, то формируются внешние издержки. Они, в свою очередь, связаны с изготовлением какого-либо блага. Общественные издержки включают в себя частные расходы и внешние эффекты производства. Как правило, когда случаются провалы рынка, в экономические отношения вступает государство. Решение проблем осуществляется при помощи различных средств. Так, государство проводит антимонопольную политику, ограничивает изготовление продукции с негативными внешними эффектами. При этом осуществляется стимулирование производства и потребления экономических благ, обладающих положительными эффектами. Указанные направления государственной деятельности являют собой в определенной степени нижнюю границу, в соответствии с которой происходит вмешательство власти в рынок. Однако сегодня государство обладает более широкими экономическими функциями и способно более эффективно устранить провалы рынка. Среди основных функций власти можно отметить следующие: введение пособий по безработице, развитие инфраструктуры, установление разных видов пособий и пенсий для граждан малообеспеченных и прочие. При этом следует отметить, что незначительное количество этих мероприятий обладает свойствами исключительно общественных благ. Большая их часть предназначена не для коллективного, а индивидуального потребления. Государство, проводя антимонопольную и антиинфляционную политику, стремится, главным образом, понизить безработицу. Власть на протяжении последних лет все более активно принимает участие в управлении структурными изменениями, стимулирует и поддерживает научно-технический прогресс, старается поддерживать высокий уровень развития и национальной экономики. В совокупности с внешнеэкономическим и региональным регулированием эти мероприятия указывают на степень важности роли государства в экономике. В течение 20 столетия аппарат власти стремился эффективно решить две задачи, взаимосвязанные друг с другом. В первую очередь, государство старалось обеспечить стабильную работу рынку. Во-вторых, аппарат власти пытался если не решить, то смягчить острые социальные и экономические проблемы. Все эти действия были направлены на предотвращение рыночных провалов. При этом, как отмечают многие аналитики, стремительный рост государственного регулирования не может продолжаться непрерывно. Таким образом, в условиях рыночной экономики функции аппарата власти имеют определенные ограничения.
|