Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и механизм установления рыночного равновесия.
Рассмотрим механизм установления рыночного равновесия, когда под воздействием изменения факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара. Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. В выигрыше остается тот, кто предлагает более выгодные условия реализации товара. Таким образом рынок стремится вернуться в состояние равновесия. Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает к нему внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение товара. В результате система возвращается в состояние равновесия. Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков. Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение. Предположим, что равновесие, установившееся на нашем рынке, было нарушено – под воздействием каких-либо факторов (например, рост доходов) произошло увеличение спроса, в результате его кривая сместилась из D1 в D2 (рис. 4.3 а), а предложение осталось неизменным. Если цена данного товара не изменилась сразу же после смещения кривой спроса, то вслед за ростом спроса возникнет ситуация, когда по прежней цене Р1 количество товара, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (QD) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (QS). Величина спроса теперь будет превышать величину предложения данного товара, что означает возникновение дефицита товара в размере Df = QD – Qs на данном рынке. Дефицит товаров, как мы уже знаем, приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к росту рыночных цен. В соответствии с законом предложения реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара. На графике это будет выражено передвижением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса D2 где и будет достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 с равновесным количеством товаров Q2 и равновесной ценой Р2. Рис. 4.3. Смещение точки равновесной цены.
Рассмотрим ситуацию, когда равновесное состояние будет нарушено со стороны предложения. Предположим, что под воздействием каких-то факторов произошло увеличение предложения, в результате его кривая сместилась вправо из положения S1 в S2 а спрос остался неизменным (рис. 4.3 б). При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р1) рост предложения приведет к избытку товара в размере Sp = Qs– QD. В результате возникает конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены (с Р1 до Р2) и росту объема продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения, что приведет к установлению нового равновесия Е2 с параметрами Q2 и Р2. Аналогично можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров уменьшения спроса и уменьшения предложения. В учебной литературе сформулированы четыре правила взаимодействия спроса и предложения. 1. Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров. 2. Уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров. 3. Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров. 4. Сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения. Возвращению цены к рыночному равновесному уровню в основном могут препятствовать следующие обстоятельства: 1) административное регулирование цен\ 2) монополизм производителя или потребителя, позволяющий удерживать монопольную цену, которая может быть как искусственно завышенной, так и заниженной. 23. Цена равновесия: взаимодействие спроса и предложения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 4.1. На рис. 4.1 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие. Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения. Рис. 4.1. Взаимодействие спроса и предложения 24. Ценовая эластичность спроса: содержание, факторы, виды, коэффициенты, практическое значение анализа эластичности. Эластичность - это мера изменения одной переменной при изменении другой или процентное изменение одной переменной в результате изменения другой на 1%. Важным показателем, характеризующим спрос, является эластичность спроса от цены, или ценовая эластичность спроса, которая показывает процентное изменение объема спроса на 1% изменения рыночной цены данного товара. Для измерения эластичности спроса от цены служит коэффициент ценовой эластичности спроса Е/. где %Дб^ - процентное изменение объема спроса; %АР - процентное изменение цены данного товара. Представленную выше формулу называют формулой точечной эластичности. Поскольку процентное изменение переменной определяется как отношение абсолютного изменения переменной к ее первоначальному уровню, выраженному в процентах, то: Тогда: где Д& / - количественное изменение объема спроса; АР - количественное изменение цены; (¡ 4 - первоначальный объем спроса; Р - первоначальная иена. Поскольку между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость, определяемая законом снижающегося спроса, то коэффициент ценовой эластичности спроса имеет отрицательное значение. Если числитель является положительным, то знаменатель - отрицательным, и наоборот. Однако экономисты обычно игнорируют отрицательный знак, учитывая только абсолютную величину коэффициента эластичности спроса, т.е. берут значение коэффициента по модулю Еф В противном случае математически меньшее отрицательное число показывало бы более высокую ценовую эластичность спроса (например, число -8 по сравнению с числом -4). В дальнейших расчетах ЕА мы будем использовать положительные значения расчетных величин и самого коэффициента. Существуют три основных типа ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный и единичный эластичный. Если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению объема спроса, то спрос является эластичным. Абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса при эластичном спросе больше 1. Например, снижение цены товара на 3% вызывает рост объема спроса на 12%, т.е. Её = 4. Если данное процентное изменение пены вызывает меньшее процентное изменение объема спроса, то спрос является неэластичным. Абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса при неэластичном спросе меньше 1. Например, при повышении цены товара на 8% объем спроса снизился только на 4%, т.е. Ел = 0, 5. Если данное процентное изменение цены ведет к равному процентному изменению объема спроса, то этот случай называют единичным эластичным спросом, или единичной эластичностью (Е(1= 1). Например, снижение цены на 5% ведет к увеличению объема спроса тоже на 5%. Особенностью определения равных процентных изменений цены и объема спроса при единичном эластичном спросе является то, что в качестве первоначальной цены и первоначального объема спроса выбирают их значения не в одной из крайних точек данного участка графика спроса, а либо их минимальные, либо их максимальные базовые показатели, которые находятся в разных крайних точках данного интервала кривой спроса. В противном случае при обшей базовой точке процентные изменения цены и объема спроса при единичном эластичном спросе не будут равны. Представим графически примеры трех основных типов ценовой эластичности спроса, используя условные данные о цене и объеме спроса на рынке пшеницы (рис. 3.1). Рис. 3.1. Три типа ценовой эластичности спроса: а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичный эластичный спрос При определении коэффициента ценовой эластичности спроса следует иметь в виду, что он не является неизменным на данном графике спроса, а приобретает разные значения по мере движения вниз или вверх по кривой спроса. Это связано с тем, что при перемещении по графику спроса постоянно изменяется комбинация " цена - объем спроса", а следовательно, и соотношение между ними Р/0(/. Может изменяться и соотношение АО^АР. В соответствии с этими изменениями коэффициент ценовой эластичности спроса разный в каждой отдельной базовой точке любого участка кривой спроса. Эластичность определяется не в крайних точках ценового интервала, а в центральной (средней) точке данного участка графика спроса. Формула центральной (средней) точки, или формула дуговой эластичности, для определения ценовой эластичности спроса имеет следующий вид: где Е, 1ср - коэффициент ценовой эластичности спроса в центральной (средней) точке участка АВ кривой спроса; Рср - цена в центральной точке участка АВ; й/ср - объем спроса в центральной точке участка АВ; Рл - цена в крайней точке А участка АВ; Рв - иена в крайней точке В участка АВ; Ом - объем спроса в крайней точке А участка АВ; 0,, в - объем спроса в крайней точке В участка АВ. На ценовую эластичность спроса влияют следующие основные факторы. 1. Возможность замены данного товара другими товарами. Чем больше существует заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него, так как у покупателей больше возможностей заменить этот товар при увеличении его цены. Объем покупок данного товара при определенном увеличении цены сократится в большей степени. 2. Удельный вес расходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей. Чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в обшей сумме расходов потребителей, тем выше эластичность спроса. При прочих равных условиях покупатели в большей степени сократят в данный период времени покупки сравнительно дорогого товара при увеличении цены на него, а не дешевого, затраты на покупку которого относительно невелики. 3. Принадлежность данного товара к предметам роскоши или к предметам необходимости. Спрос на предметы роскоши обычно является эластичным, а на предметы необходимости - неэластичным. Так, при увеличении цены на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, рыбу и т.д.) покупатели незначительно сократят покупки этих товаров, так как они определяют возможности физиологического существования человека. В то же время при росте цены на товар, относящийся к предметам роскоши, потребители могут отказаться от него вообще или перенести покупку на более поздний период. 4. Фактор времени. Спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений. Это связано с относительной устойчивостью вкусов, привычек, предпочтений потребителей. Так, при увеличении цены на предпочтительный для данного потребителя товар он в краткосрочном периоде не обязательно сократит его покупки или откажется от него. Однако в долговременном периоде при сохранении такой ситуации потребитель может изменить свои предпочтения и переключиться на покупки более дешевого товара-заменителя. Эластичность спроса зависит не только от цены данного товара, но и от других переменных, в частности от дохода потребителей и цен на другие товары. Наряду с ценовой эластичностью спроса различают эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса от цен.
|