Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность экономической модели потребительского выбора и основные предпосылки анализа






Итак, задается функция полезности U=f(Qx, Qy, Qz...), где Q — количество товаров X, Y, Z..., потребляемое потребителем. Рассмотрим функцию полезности для двух товаров: U=f(Qx, Qy), полагая, что то, что верно для двух товаров, то верно и для любого количества (если на одной оси координат откладывать одно благо, а на другой — все остальные).

Потребитель стремится максимизировать функцию полезности U=f(Qx, Qy) — max, то есть найти оптимальную комбинацию двух товаров (Х и Y), которая бы принесла ему наибольшее удовлетворение. В этом состоит задача анализа. Выбор потребителя зависит от его желания и возможностей. Экономический смысл теории потребительского выбора состоит в том, чтобы совместить желания потребителя с его возможностями.

При рассмотрении теории потребительского выбора предполагается, что:

1. Предпочтения потребителя уже сформировались, т. е. он способен ранжировать (расставлять по порядку) альтернативные наборы товаров, либо он не делает различия между ними, т. е. безразличен к ним. Например, из двух наборов А и В, состоящих из разного количества товаров X и Y, потребитель предпочитает набор А набору В или одинаково к ним относится. При этом игнорируется стоимость наборов: можно предпочитать набор А, а купить Б, т.к. его цена ниже.

2. Транзитивность предпочтений: если потребитель набор А, составленный из двух товаров Х и У, предпочитает набору Б, составленному из этих же товаров, а набор В предпочитает набору С, то, следовательно, набор А будет предпочитаться набору С.

3. Так как наш потребитель — рациональный человек, то большее количество товара он предпочитает меньшему (при этом предполагается, что это не антиблага, то есть они не вредят здоровью потребителя).

Функция полезности - функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

Tu = f(Qi)

Для более глубокого объяснения потребительского равновесия используют кривые безразличия и бюджетные линии. При этом графический анализ проводится в три этапа. На первом этапе исследуются предпочтения потребителя, которые он учитывает, выбирая для покупки те или иные товары. При этом не принимаются во внимание денежный доход потребителя и цены товаров, ограничивающие возможности его выбора. В данном случае для анализа используются кривые безразличия. На втором этапе анализируются бюджетные ограничения, т. е. денежный доход потребителя, который он может использовать с целью покупки товаров, и их цены. При этом используются бюджетные линии. На третьем этапе объединяют анализ потребительских предпочтений и бюджетных ограничений, кривых безразличия и бюджетных линий, и определяют рациональный потребительский выбор, обеспечивающий потребителю максимальную общую полезность. Для графического изображения потребительских предпочтений используют кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность различных комбинаций товаров, которые обеспечивают потребителю равную общую полезность, или одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Другими словами, потребителю безразлично, какую из этих комбинаций он приобретет. На основании условных данных построим кривую безразличия потребителя, предположив, что он приобретает только два вида товара — x и y. На этом этапе нас не интересуют денежный доход потребителя и цены товаров x и y, а только его предпочтения и вкусы. Допустим, что для данного потребителя существует несколько комбинаций товаров x и y, которые в равной степени удовлетворяют его потребности, т. е. обладают одинаковой общей полезностью. Приведем эти комбинации в табл. 2.2, а затем покажем графически в виде кривой безразличия на рис. 2.2. Кривая безразличия имеет вогнутый вид. Каждая точка на ней показывает комбинации двух товаров, имеющих одинаковую общую полезность TU. Если продвигаться по кривой безразличия вниз и вправо, т. е. увеличивая потребление товара x и сокращая потребление товара y, то крутизна кривой безразличия будет уменьшаться. Такая форма кривой отражает закон замещения (замены). Чем дефицитнее товар, тем выше относительная стоимость его замены другим, более распространенным товаром, так как предельная полезность товара, ставшего дефицитным, увеличивается по сравнению с предельной полезностью другого товара, имеющегося в большом количестве.

Комбинации безразличия выбора двух товаров x и y, обеспечивающие потребителю одинаковую общую полезность

Кривая безразличия потребителя Наклон кривой безразличия отражает предельную норму замещения (MRS — marginal rate of substitution). Предельная норма замещения (коэффициент субституции) показывает, в каком соотношении потребитель согласен заменить один товар другим, чтобы получить при этом такую же общую полезность, или такое же удовлетворение потребностей. Предельная норма замещения товара y товаром x показывает, от какого количества товара y можно отказаться для потребления дополнительной единицы товара x, чтобы сохранить такую же общую полезность. Знак “-” вводится для получения положительного значения предельной нормы замещения, так как изменения y отрицательны. Представленные на кривой безразличия АЕ комбинации товаров x и y cоответствуют постоянной величине общей полезности TU. Однако можно составить ряд новых комбинаций, которые соответствовали бы более низкому уровню удовлетворения потребностей данного потребителя и обеспечивали бы ему меньший уровень общей полезности, либо соответствовали более высокой степени удовлетворения потребностей и большей величине общей полезности. Совокупность различных кривых безразличия, соответствующих разным уровням удовлетворения потребностей данного потребителя, или общей полезности потребляемых товаров, называется картой безразличия. На втором этапе анализа исследуются бюджетные ограничения, определяющие возможности выбора покупок потребителем различных товаров в том или ином количестве. Они зависят от потребительского бюджета, т. е. денежного дохода потребителя, и цен на приобретаемые товары. Возможности потребления определяются бюджетной линией. Бюджетная линия (линия возможностей потребления) показывает комбинации максимального количества товаров, которые потребитель может приобрести на свой денежный доход при сложившихся ценах. Для определения различных комбинаций максимального количества двух товаров x и y, которые потребитель может купить на располагаемый денежный доход, используется уравнение бюджетной линии, которое имеет следующий вид: Px · Qx + Py · Qy = I, где Px, Py — цены товаров x и y; Qx, Qy — количество товаров x и y; I — денежный доход потребителя. Построим бюджетную линию, используя условные данные. Предположим, что потребитель располагает ежедневным денежным доходом 40 р., который полностью расходует на покупки товаров x и y. Единица товара x стоит 5 р., а товара y — 10 р. Тогда различные комбинации двух товаров, которые он может приобрести на свой денежный доход, можно представить в табл. На основании данных таблицы построим бюджетную линию.

 

 

Бюджетная линия потребителя Наклон бюджетной линии равен 0, 5, что является отношением цены товара x к цене товара y. Это означает, что при данных ценах и постоянном денежном доходе потребитель, продвигаясь вниз по бюджетной линии, для приобретения дополнительной единицы товара x должен отказываться от 0, 5 единицы товара y. Преобразуем уравнение бюджетной линии Px · Qx + Py · Qy = I: Py · Qy = I — Px · Qx Отношение Px / Py называют коэффициентом трансформации, или коэффициентом преобразования благ. Он показывает возможность взаимозаменяемости двух товаров при том же денежном доходе. Коэффициент трансформации характеризует крутизну, или наклон, бюджетной линии. На третьем этапе проводится совместный анализ кривых безразличия и бюджетной линии, и определяется положение равновесия потребителя, при котором он получает максимальную общую полезность.

 

 

Положение потребительского равновесия Потребитель не может выбрать комбинации двух товаров, расположенные правее бюджетной линии, так как не располагает соответствующим денежным доходом. Комбинации, которые находятся левее бюджетной линии могут быть приобретены покупателем, но при этом им используется не весь денежный доход. Поэтому комбинации максимального количества товаров x и y, которые могут быть куплены потребителем, расположены на бюджетной линии BF. Однако оптимальной будет комбинация, обеспечивающая максимальную общую полезность. Она расположена в точке D, где бюджетная линия касается наивысшей из кривых безразличия TU. Следовательно, потребитель графически находится в положении равновесия в точке, где наклон бюджетной линии равен крутизне кривой безразличия. Последнюю отражает предельная норма замещения, или коэффициент субституции. Таким образом, мы пришли к рассмотренному ранее условию потребительского равновесия, при котором потребитель получает максимальное удовлетворение потребностей, или максимальную общую полезность, от потребления товаров x и y. Прежде мы исходили из фиксированных цен на товары x и y и постоянного денежного дохода. В дальнейшем проанализируем, как влияет изменение цены одного из товаров и денежного дохода на положение потребительского равновесия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал