Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.5. Учение об иммунитете.
Студент должен знать: - органы и функции иммунной системы; - современное понятие «иммунитета»; - клеточные механизмы иммунного объекта. - иммунологию на современном этапе; - способы и методы защиты от генетически чужеродных веществ. - особенности врожденного иммунодефицита; - особенности приобретенного иммунодефицита. - значение и задачи клинической иммунологии; - методы оценки и значение иммунного статуса организма; - клеточный и гуморальный иммунитет. - этапы развития, принципы иммунопрофилактики; - задачи иммунопрофилактики и иммунокоррекции; - роль медицинского персонала в профилактике инфекционных заболеваний. - типы реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типа; - иммуносерологические и иммуноцитологические реакции. Студент должен уметь: - различать клетки иммунной системы; - различать центральные и периферические органы иммунной системы; - характеризовать иммунную систему и ее функции. - различать виды иммунитета; - дифференцировать неспецифические факторы защиты; - определять явление фагоцитоза; - выявлять клеточные факторы неспецифической защиты. - различать виды иммунодефицита; - распознавать иммунокоррекцию; - диагностировать иммунитет и заболеваемость. - различать иммунный статус организма; - определять методы оценки; - выявлять гуморальный иммунитет; - дифференцировать клеточный иммунитет. - антителообразование, антиген-антитела; - иммунологическую толерантность; - иммунологическую память; - аллергические реакции гуморального и клеточного типа; - иммунологические реакции и их практическое применение. - различать особенности различных иммунитетов; - определять антигены и их свойства; - выявлять антитела; - дифференцировать функции иммуноглобулинов. - различать препараты иммунопрофилактики; - определять иммунокоррекцию; - способы применения; - распознавать иммунотерапевтические препараты; - выявлять побочные действия. - различать виды аллергий, анафилаксию, сывороточную болезнь, атонии; - оказать первую медицинскую помощь при анафилактическом шоке. Общие положения иммунологии Начало развития иммунологии относится к концу XVIII века и связано с именем Э. Дженнера, впервые применившего на основании лишь практических наблюдений впоследствии обоснованный теоретический метод вакцинации против натуральной оспы. Открытый Э. Дженнером факт лег в основу дальнейших экспериментов Луи Пастера, завершившихся формулировкой принципа профилактики инфекционных заболеваний - принцип иммунизации ослабленными или убитыми возбудителями. Развитие иммунологии долгое время проходило в рамках микробиологической науки и касалось лишь изучения невосприимчивости организма к инфекционным агентам. На этом пути были достигнуты большие успехи в раскрытии этиологии ряда инфекционных заболеваний. Практическим достижением явилась разработка методов диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний в основном путем создания различного рода вакцин и сывороток. Многочисленные попытки выяснения механизмов, обусловливающих устойчивость организма против возбудителя, увенчались созданием двух теорий иммунитета - фагоцитарной, сформулированной в 1887 году И.И. Мечниковым, и гуморальной, выдвинутой в 1901 году П. Эрлихом. Начало XX века - время возникновения другой ветви иммунологической науки - иммунологии неинфекционной. Как отправной точкой для развития инфекционной иммунологии явились наблюдения Э. Дженнера, так для неинфекционной - обнаружение Ж. Борде и Н. Чистовичем факта выработки антител в организме животного. Вторая половина XX века ознаменовалась бурным развитием иммунологии. Именно в эти годы была создана селекционно-клоннальная теория иммунитета, вскрыты закономерности функционирования различных звеньев лимфоидной системы как единой и целостной системы иммунитета. Одним из важнейших достижений последних лет явилось открытие двух независимых эффекторных механизмов в специфическом иммунном ответе. Один из них связан с так называемыми В-лимфоцитами, осуществляющими гуморальный ответ (синтез иммуноглобулинов), другой - с системой Т-лимфоцитов (тимусзависимых клеток), следствием деятельности которых является клеточный ответ (накопление сенсибилизированных лимфоцитов). Особенно важным является получение доказательств существования взаимодействия этих двух видов лимфоцитов в иммунном ответе. Результаты исследований позволяют утверждать, что иммунологическая система - важное звено в сложном механизме адаптации человеческого организма, а его действие в первую очередь направлено на сохранение антигенного гомеостаза, нарушение которого может быть обусловлено проникновением в организм чужеродных антигенов (инфекция, трансплантация) или спонтанной мутации. Различают специфическую защиту, или иммунитет, и неспецифическую резистентность организма. Последняя в отличие от иммунитета направлена на уничтожение любого чужеродного агента. Чужеродные для данного организма соединения, способные вызывать иммунный ответ, получили название «антигены» (АГ). В результате действия АГ в организме образуются антитела (АТ). Иммунитет - невосприимчивость. Способ защиты организма от генетически чужеродных веществ - антигенов экзогенного и эндогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза. Иммунология подразделяется на общую и частную и включает ряд направлений и дисциплин. Общая иммунология изучает иммунологические процессы на молекулярном, клеточном и органном уровнях и разрабатывает фундаментальные вопросы иммунологии. Частная иммунология занимается выполнением конкретных задач применительно к тем или иным медицинским проблемам, в числе которых: · иммунопрофилактика разрабатывает средства и методы диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней, иммуноонкология решает эти задачи применительно к злокачественным новообразованиям; · трансплантационная иммунология ищет пути преодоления иммунологической несовместимости при пересадке органов и тканей; · аллергология, иммунопатология изучают и разрабатывают меры профилактики и лечения аллергии; · иммунология репродукции исследует иммунологические взаимоотношения между плодом и матерью на всех этапах беременности и развития плода; · экологическая иммунология изучает влияние на иммунную систему различных факторов социального, экологического, профессионального и медицинского характера с целью разработки профилактических и лечебных мероприятий для оздоровления отдельных групп населения. Современная иммунология является биологической наукой, изучающей физиологию и патологию иммунной системы. Ее основу у человека и животных составляет тимус и костный мозг, лимфатические узлы, селезенка и лимфатические скопления в слизистых оболочках и внутренних органах. Обеспечивают иммунитет разнообразные популяции иммуноцитов, или иммунокомпетентные клетки. Различают три основных типа иммунокомпетентных клеток: А-клетки, В-лимфоциты и Т-лимфоциты. А-клетки - это моноциты крови, другие макрофаги (гистиоциты) и отростчатые клетки лимфатических узлов, селезенки и кожи. В-клетки и морфологически сходные с ними Т-клетки -малые лимфоциты, созревающие в бурсе (сумке). Фабриция (вырост клоаки птиц) и в тимусе (вилочковая железа). Важной особенностью иммунокомпетентных клеток является их способность распознавать и элиминировать (разрушать, обезвреживать) генетически чужеродные вещества, которые могут вызвать нарушение гомеостаза в организме человека и животных. Обеспечивается иммунитет клеточными и гуморальными факторами крови, лимфы и межтканевой жидкости. Это было установлено в конце XIX века И.И. Мечниковым, доказавшим, что иммунитет к патогенным микробам обусловливается фагоцитозом, и Эрлихом, который полагал, что защиту организма определяют антитела и другие антимикробные компоненты крови.
|