Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назначение и история создания ГЭС.
Начало строительства гидроэлектростанции было положено 6 августа 1950 г. — именно в этот день И.В.Сталин подписал постановление Совета министров СССР о сооружении Волжской ГЭС. Опубликовано данное постановление Совета Министров СССР №3555 о сооружении в створе выше г. Сталинграда ГЭС мощностью 1, 7 млн кВт с НПУ 30, 0 и выработкой около 10 млрд кВт·ч электроэнергии в средний по водности год было 31 августа того же года, этим постановлением была образована строительная организация «Сталинградгидрострой», позднее «ОАО РусГидро». 17 августа 1950 г. в соответствии с приказом № 0558 МВД СССР для обслуживания работ Сталинградгидростроя был создан Ахтублаг. Сталинградстрой и лагерь при нем возглавил знаменитый гидростроитель, начальник восстановления Днепровской ГЭС, генеральный директор 2 ранга электростанций Федор Георгиевич Логинов. В 1950—1951 гг. силами заключенных Ахтублага начались разработка котлованов будущих гидросооружений, строительство Волго-Ахтубинского канала и жилья для вольнонаемных строителей гидроузла. В мае 1951 г. была огорожена площадка левого берега Волги для будущего заложения плотины, шлюза и гидростанции, развернулось строительство подъездных железнодорожных путей к местам строительных работ. Через месяц началась прокладка линии электропередач с правого на левый берег Волги. В том же мае 1951 г. проектное задание ГЭС было представлено в правительство. 3 мая 1952 г. Совет Министров СССР утвердил проектное задание Сталинградского гидроузла, в составе сооружений: ГЭС с 17 гидроагрегатами общей мощностью 1, 785 млн кВт и выработкой электроэнергии около 10, 0 млрд кВт·ч в средний по водности год (с дополнительным блоком для установки в дальнейшем 18-го гидроагрегата); бетонной и земляной плотин с устройством по ним железнодорожной и автомобильной дорог через Волгу; двух линий двухкамерных бетонных шлюзов с камерами 290x30 м и глубиной на порогах 4 м; Волго-Ахтубинского канала для обводнения р. Ахтубы, часть которой перекрывалась сооружениями гидроузла. Первую годовщину организации Сталинградгидрострой встретили достойно: к 31 августа 1951 г. годовой план строительно-монтажных работ был завершен на 114%. Почти половина рабочих выполняла в смену полторы, а то и две установленные нормы. Первый год грандиозной стройки стал периодом подготовки к основным работам: создавалась необходимая производственная база, велось строительство железных и автомобильных дорог, жилья для строителей. 1 мая 1952 г. берега Волги были соединены 90-метровыми переходными мачтами, по которым началась подача электроэнергии, необходимой для работы мощных земснарядов при возведении Сталинградской ГЭС. В сентябре 1952 г. для обеспечения строительства необходимыми материалами на территории возводимого объекта открылся Центральный ремонтно-механический завод. Всего же за время строительства ГЭС специально для ее нужд были построены арматурный, авторемонтный и бетонный заводы. Первый ковш грунта из котлована гидростанции был выкопан 22 августа 1953 г. К этому времени на строительстве Сталинградской ГЭС трудились около 16 тысяч человек, а к концу года — 22 тысячи. Осушение котлована водосливной плотины завершилось 26 июня 1954 г. 5 сентября 1954 г. в основание Сталинградского гидроузла уложен первый кубометр бетона, в который заложили мемориальную плиту с памятной надписью. Рис.1 Фундамент готов (1958г.) В ноябре 1954 г. Ф. Г. Логинова назначают министром строительства электростанций. В 1956 г. стройку возглавил А.П. Александров, переведенный со строительства Куйбышевской ГЭС. Рис.2.Первая гидротурбина Волжской ГЭС(1958г.) 23 октября 1958 г. после возведения бетонных сооружений гидроузла и окончания навигации были затоплены котлованы. 31 октября в 10 часов вечера Волга была перекрыта. Первый гидроагрегат станции запустили 23 декабря 1958 г., до конца того же года были введены в эксплуатацию еще два агрегата. В 1958 г. гидроагрегаты, смонтированные на Сталинградской ГЭС, завоевали Большой приз на Всемирной выставке в Брюсселе. Именно 1958 год в истории строительства Сталинградского гидроузла был самым напряженным и ответственным. Если еще точнее, то время с 23 октября по 22 декабря. В этот короткий промежуток спрессовано несколько исторических событий: затопление котлована, перекрытие Волги и, наконец, пуск первых гидроагрегатов ГЭС. 15 декабря 1958 года: агрегат №5 готов к пуску 22 декабря 1958 года в 23 часа 45 минут пущен в эксплуатацию агрегат № 6 и 30 декабря - агрегат № 7. В 1959 году было смонтировано и введено в промышленную эксплуатацию 9 агрегатов вместо 5 по государственному плану. Достигнутая на Сталинградгидрострое высокая интенсивность монтажа гидроагрегатов способствовала выполнению обязательств коллектива гидростроителем смонтировать и ввести в эксплуатацию в 1960 году Волжскую ГЭС на полную проектную мощность за исключением одного опытного гидроагрегата. В том же 1959 году, благодаря мостовому переходу, проложенному по сооружениям гидроузла, открылось автомобильное движение между Сталинградом и Волжским. Рис.3 Вид на Волжскую ГЭС со стороны дороги(1960г.) В апреле 1959 г. через шлюзы было открыто судоходство; за один только первый месяц навигации через сооружения гидроузла прошли более тысячи пароходов и барж. Рис.4. Судоходный шлюз Волжской ГЭС (1961г.) 9 декабря 1960 года коллектив Сталинградгидростроя выполнил свои обязательства. К этому сроку все агрегаты ГЭС были введены в эксплуатацию. ГЭС достигла мощности 2415 тыс. кВт и стала «крупнейшей электростанцией мира». 9 сентября 1961 г. ГЭС, работавшая уже на полную мощность, была принята государственной комиссией, с присвоением ей имени «Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС». Рис.5 Монумент в честь окончания строительства Сталинградской ГЭС(1961г.).
|