![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Автор-разработчик _____ А.И. Федорищенко 1 страницаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Кафедра гуманитарных дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ по выполнению контрольной работы
Дисциплина: _________________ Философия __________________________________ (название дисциплины) Направление подготовки: __________38.05.02. «Таможенное дело» ______________________________ (код и наименование направления подготовки (специальности))
Форма обучения: заочная Автор-разработчик _________________ А.И. Федорищенко (подпись) ВВЕДЕНИЕ Контрольная работа является основной формой текущего контроля успеваемости студентов заочной формы обучения, позволяющей оценить способность обучающихся к саморазвитию, самообразованию и самоконтролю. Контрольная работа охватывает собой весь курс дисциплины «Философия» и направлен на систематизацию знаний студентов. Контрольная работа представляется в электронном виде для проверки на кафедру гуманитарных дисциплин не позднее, чем за две недели до начала сессии.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Целью контрольной работы является освоение студентами базовых философских категорий. В ходе выполнения контрольной работы студенты должны продемонстрировать, что научились мыслить философски, способны читать и понимать философские тексты. Задачами выполнения контрольной работы являются: – формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира; – объяснение сути и значения истории философии для становления научно-теоретического мышления; – ознакомление с основными разделами современного философского знания, философскими проблемами и методами их исследования; – обучение базовым принципам и приемам философского познания; – выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; – введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности – подготовка всесторонне культурного, граждански активного, высоконравственного, профессионально квалифицированного и конкурентоспособного специалиста; – развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; – овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Контрольная работа включает в себя три задания: 1) теоретический вопрос; 2) тестовое задание; 3) практическая задача. Ответ на теоретический вопрос должен быть развернутым и демонстрировать понимание студентом сути поставленной проблемы. Изложение ответа на вопрос должно носить самостоятельный характер. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, не будет принята к рассмотрению. Выполнение тестового занятия предполагает выбор одного варианта ответа из представленных. Ответ на вопрос, поставленный в практической задаче должен быть достаточно подробным, обоснованным, с разъяснением позиции философа, текст которого представлен для анализа. Содержание работы должно соответствовать заданию для ее выполнения. Структура контрольной работы, как правило, содержит: титульный лист (приложение), задание (вариант контрольной работы с заданиями), основную часть (текстовый и иной материал), список использованных источников, приложения (при наличии).Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа. Каждая страница (за исключением титульного листа) должна быть пронумерована. В списке использованных источников указываются учебные и научные издания, использованные студентом при выполнении контрольной работы, в алфавитном порядке. Пример оформления источников в итоговом списке: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009. 2. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2007. 3. Журналы: «Вопросы философии». «Вестник МГУ». Серия: философия. «Социально-гуманитарные знания». «Социологические исследования». 4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007. 5. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра-М, 2009. Готовая работа должна быть предоставлена для проверки не позднее, чем за 2 недели до начала сессии. Номер варианта контрольной работы соответствует первой букве фамилии студента, который обязательно указывается на титульном листе работы. Объем работы не должен превышать 10 страниц. Философия – это учение о всеобщих основаниях бытия и мышления. К ее предмету относятся всеобщие законы развития природы, общества и человеческого мышления в их отношении к человека, к сущности его бытия смысла его жизни. Постижение философии невозможно без изучения философских трактатов. Для выработки навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами как раз и отражаются в третьем задании контрольной работы. Студенты выполняют задания контрольной работы самостоятельно, обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Выполнение контрольной работы является процессом творческим и индивидуальным. Рекомендуем обратить внимание студентов на ряд принципиально важных элементов при выполнении контрольной работы. Для философии наиболее значимым является: 1) чёткое знание содержания основных понятий, подлежащих рассмотрению, умение формулировать их отличительные признаки; 2) понимание связей и взаимозависимостей между этими понятиями, явлениями, раскрытие их системного характера. Для того чтобы студент успешно выполнил контрольную работу ему необходимо: во-первых, ознакомиться с соответствующим разделом учебника и выявить существующие в науке точки зрения на проблему, их различия; во-вторых, ознакомиться с литературой, рекомендованной по теме задания контрольной работы, осмыслить её. Изучая философию, обучаемые развивают, активизируют свое мышление, творчество, инициативу. В ходе подготовки контрольной работы студентам рекомендуется использовать не только учебники и учебные пособия, но и обратить внимание на изложение данной проблемы классиками философии. Основная и дополнительная литература по курсу и отдельным темам указана в рабочей программе. В результате выполнения контрольной работы студент должен быть готов к устному изложению проблемы, поставленной в контрольной работе.
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ВАРИАНТ № 1 Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Мифологическое мировоззрение и его специфика». Задание 2. Выполните тестовые задания.
Задание 3.Выполнитеупражнение: Проанализировав размышления Б. Рассела, выявите, что общего у философии с религией и наукой и в чем специфика её предмета и места в духовной жизни: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Всё точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7) ВАРИАНТ № 2 Задание 1.Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Гносеология Платона». Задание 2. Выполните тестовые задания.
Задание 3. Выполните упражнение. Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит? «Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее». (Цитпо: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143).
ВАРИАНТ № 3 Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Онтология Платона». Задание 2. Выполните тестовые задания.
Задание 3. Решите упражнение. Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса? «Мэн-цзы сказал: «Когда добиваешься, то приобретаешь. Когда пренебрегаешь, то теряешь. Добиваясь, в этом случае извлекаешь пользу для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находиться внутри нас. Когда то, чего ты добиваешься, находится в соответствии с Дао, а то, что приобретаешь, находится в соответствии с предписанной тебе судьбой, тогда, добиваясь, не извлекаешь пользы для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находится вне нас. < …> Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность. Нет более близкого пути в достижении человеколюбия, чем действовать, стараясь быть великодушным…» (Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 1). ВАРИАНТ № 4 Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Софисты и Сократ». Задание 2. Выполните тестовые задания.
Задание 3. Решите упражнение. Проанализируйте рассуждение В.И. Ленина о практике. Найдите слабые места в его аргументации. В чем состояло проявление принципа партийности в его рассуждении? «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики. Конечно, при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько " неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в " абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма. Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная истина, - то отсюда вытекает признание единственным путем к этой истине пути науки, стоящей на материалистической точке зрения. Например, Богданов соглашается признать за теорией денежного обращения Маркса объективную истинность только " для нашего времени", называя " догматизмом" приписывание этой теории " над-исторически-объективной" истинности (" Эмпириомонизм", книга III, с. VII). Это опять путаница. Соответствия этой теории с практикой не могут изменить никакие будущие обстоятельства по той же простой причине, по которой вечна истина, что Наполеон умер 5-го мая 1821 года. Но так как критерий практики, - т. е. ход развития всех капиталистических стран за последние десятилетия, - доказывает только объективную истину всей общественно-экономической теории Маркса вообще, а не той или иной части, формулировки и т. п., то ясно, что толковать здесь о " догматизме" марксистов, значит делать непростительную уступку буржуазной экономии. Единственный вывод из того, разделяемого марксистами, мнения, что теория Маркса есть объективная истина, состоит в следующем: идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем придти ни к чему, кроме путаницы и лжи.» (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Соб. сочинений. Т. 14. М., 1947. С. 130)
ВАРИАНТ № 5 Задание 1. Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Философия Демокрита». Задание 2. Выполните тестовые задания.
Задание 3. Решите упражнение. Проанализируйте представление Г.В. Плеханова об истории философии и выявите его специфическую марксистскую позицию в этом вопросе. «Материализм есть прямая противоположность идеализма. Идеализм стремится объяснить все явления природы, все свойства материи теми или иными свойствами духа. Материализм поступает как раз наоборот. Он старается объяснить психические явления теми или другими свойствами материи, той или другой организацией человеческого или вообще животного тела. Все те философы, в глазах которых первичным фактором является материя, принадлежат к лагерю материалистов; все же те, которые считают таким фактором дух, – идеалисты. Вот все, что можно сказать о материализме вообще, о «материализме в общефилософском смысле», так как время возводило на его основном положении самые разнообразные надстройки, которые придавали материализму одной эпохи совершенно иной вид сравнительно с материализмом другой. Материализм и идеализм исчерпывают важнейшие направления философской мысли. Правда, рядом с ними почти всегда существовали те или другие дуалистические системы, признававшие дух и материю за отдельные, самостоятельные субстанции. Дуализм никогда не мог ответить удовлетворительно на неизбежный вопрос о том, каким образом эти две отдельные субстанции, не имеющие между собою ничего общего, могут влиять одна на другую. Поэтому наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму, т.е. к объяснению явлений с помощью какого-нибудь одного основного принципа (monos по-гречески значит единый). Всякий последовательный идеалист есть монист в такой же степени, как и всякий последовательный материалист. В этом отношении нет никакой разницы, например, между Берклеем и Гольбахом. Один был последовательным идеалистом, другой не менее последовательным материалистом, но и тот и другой одинаково были монистами; и тот и другой одинаково хорошо понимали несостоятельность дуалистического, до сих пор едва ли не наиболее распространенного, миросозерцания. В первой половине нашего столетия в философии господствовал идеалистический монизм; во второй половине его в науке, – с которой тем временем совершенно слилась философия, – восторжествовал материалистический монизм, далеко, впрочем, не всегда последовательный и откровенный». (Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избранные философские произведения: в 5 т. М., 1956. Т. 1. С. 509-510).
ВАРИАНТ № 6 Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Социально-исторические условия возникновения философии». Задание 2. Выполните тестовые задания.
Задание 3. Решите упражнение. В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению? «Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия. Здесь крайнее мерило всяких внешних форм и явлений. «Разве вы не знаете, – говорит апостол Павел верующим, – что мы будем судить и ангелов?» Если же нам подсудно и небесное, то тем более все земное. Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания; все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обусловливает и через все осуществляется. То, что оно ничем не обусловлено, оставляет его чистоту, то, что оно все собою обусловливает, есть его полнота, а что оно через все осуществляется, есть его сила или действенность.
|