Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ют и защищают. Потом это уже не позиция, а поза. Не путай позицию с позой.
ЗАПОВЕДИ Участникам археологического семинара Л. С. Клейна (годы чеканки 1964–1995) 1. Археология — это не история, вооруженная лопатой, а детектив, в кото- ром следователь опоздал к месту происшествия на тысячу лет. Историю напи- шут потом судьи. Вот и смекай, чем заняться. * * * 2. Не уподобляйся тому историку, для которого вся работа укладывается в два шага: сбор материала и написание текста. Тебе между этими двумя придется делать третий, основной — исследование. * * * 3. Где есть закон, там нет проблемы. Во всякой раскладке фактов ищи не закон, а противоречие закону. За ним скрывается проблема, за проблемой — открытие. * * * 4. Ставь вопрос как вопрос. Назывными предложениями определяется тема, а не проблема. Проблема поставлена лишь тогда, когда сформулирована именно в виде вопроса. Подлинный вопрос начинается словами «кто», «что», «где», «ког- да», «откуда», «куда», «как», «почему». При этом избегай слова «каковы» — это лишь обходной путь для ввода назывного предложения. * * * 5. Ученый мир — не дружные ребята из детской песенки. Всякое открытие — это для кого-то закрытие. И этот кто-то — чаще всего маститый и власть иму- щий. Поэтому, сделав открытие, не надейся на всеобщий восторг. Будь готов к упорному сопротивлению, внезапным нападкам и затяжной изнурительной вой- не. Ученому нужен талант, во-вторых, и мужество — во-первых. * * * 6. Наука — это трижды борьба: с материалом, с противниками и с самим собой. Последняя — труднее всех. * * * Всякий ученый имеет право на ошибку, если он ошибается правильно. * * * Если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза — Экспериментатор, три — теория. * * * 9. Пробуй факты не на язык, а на зуб: не ищи вкусные, ищи подлинные. Ведь То, что нужно распознать, — не изюм, а золото. * * * Доказывай искусно и яростно, но помни, что поверят не твоему искусст- Ву и не твоей ярости, а твоим фактам. * * * Берегись допущений. Вероятность — это лестница со скользящими ступе- Нями, эскалатор. Не заметишь, как очутился на другом этаже. Очевидно — зна- чит: вероятно, вероятно — значит: возможно, возможно — значит: может быть, а Может не быть. А раз то ли было, то ли не было, то исходи из того, что скорее не Было, чем было. * * * 12. Забудь слово «например». Примерами можно доказать всё, что угодно. На всякий пример есть контрпример. Пример допустим лишь тогда, когда не под- Меняет, а представляет (репрезентирует) обобщение. * * * 13. Классификация — как рояль: не пытайся взять аккорд одним пальцем. Нужен достаточный набор понятий и терминов. * * * 14. Взвешивай «за» и «против» на одних весах. * * * Если сложная истина не состоит из простых истин, то она не истина. * * * Позиция в науке — это не кресло, а редут. Она — позиция, пока ее атаку- ют и защищают. Потом это уже не позиция, а поза. Не путай позицию с позой. * * *
|