Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ют и защищают. Потом это уже не позиция, а поза. Не путай позицию с позой.

ЗАПОВЕДИ

Участникам археологического семинара Л. С. Клейна

(годы чеканки 1964–1995)

1. Археология — это не история, вооруженная лопатой, а детектив, в кото-

ром следователь опоздал к месту происшествия на тысячу лет. Историю напи-

шут потом судьи. Вот и смекай, чем заняться.

* * *

2. Не уподобляйся тому историку, для которого вся работа укладывается в

два шага: сбор материала и написание текста. Тебе между этими двумя придется

делать третий, основной — исследование.

* * *

3. Где есть закон, там нет проблемы. Во всякой раскладке фактов ищи не

закон, а противоречие закону. За ним скрывается проблема, за проблемой —

открытие.

* * *

4. Ставь вопрос как вопрос. Назывными предложениями определяется тема,

а не проблема. Проблема поставлена лишь тогда, когда сформулирована именно

в виде вопроса. Подлинный вопрос начинается словами «кто», «что», «где», «ког-

да», «откуда», «куда», «как», «почему». При этом избегай слова «каковы» —

это лишь обходной путь для ввода назывного предложения.

* * *

5. Ученый мир — не дружные ребята из детской песенки. Всякое открытие —

это для кого-то закрытие. И этот кто-то — чаще всего маститый и власть иму-

щий. Поэтому, сделав открытие, не надейся на всеобщий восторг. Будь готов к

упорному сопротивлению, внезапным нападкам и затяжной изнурительной вой-

не. Ученому нужен талант, во-вторых, и мужество — во-первых.

* * *

6. Наука — это трижды борьба: с материалом, с противниками и с самим

собой. Последняя — труднее всех.

* * *

Всякий ученый имеет право на ошибку, если он ошибается правильно.

* * *

Если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза —

Экспериментатор, три — теория.

* * *

9. Пробуй факты не на язык, а на зуб: не ищи вкусные, ищи подлинные. Ведь

То, что нужно распознать, — не изюм, а золото.

* * *

Доказывай искусно и яростно, но помни, что поверят не твоему искусст-

Ву и не твоей ярости, а твоим фактам.

* * *

Берегись допущений. Вероятность — это лестница со скользящими ступе-

Нями, эскалатор. Не заметишь, как очутился на другом этаже. Очевидно — зна-

чит: вероятно, вероятно — значит: возможно, возможно — значит: может быть, а

Может не быть. А раз то ли было, то ли не было, то исходи из того, что скорее не

Было, чем было.

* * *

12. Забудь слово «например». Примерами можно доказать всё, что угодно.

На всякий пример есть контрпример. Пример допустим лишь тогда, когда не под-

Меняет, а представляет (репрезентирует) обобщение.

* * *

13. Классификация — как рояль: не пытайся взять аккорд одним пальцем.

Нужен достаточный набор понятий и терминов.

* * *

14. Взвешивай «за» и «против» на одних весах.

* * *

Если сложная истина не состоит из простых истин, то она не истина.

* * *

Позиция в науке — это не кресло, а редут. Она — позиция, пока ее атаку-

ют и защищают. Потом это уже не позиция, а поза. Не путай позицию с позой.

* * *

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трастовые операции | Природа кори, ее развитие и распространение.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал