Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности портретной характеристики в романе Воскресение. Специфика женских портретов






Портреты в романе «Воскресение»

«Портретная галерея «Воскресения» исключительно богата. Толстой как бы стремится захватить возможно больше лиц, фактов, событий и происшествий, используя все этой для наиболее полной и убедительной иллюстрации основной идеи романа» – такое замечание Е.Маймина заставляет обратить пристальное внимание на портретные характеристики в романе. Мы уже знаем, что роман Толстого отличается жесткой критикой и сатирой современного ему общества, поэтому в сжатых обрисовках персонажей Толстой отражает свое отношение к людям: «он очень часто прибегает здесь к приему контрастных сопоставлений: отправление измученной Масловой, жертвы животной страсти Нехлюдова из тюрьмы в суд и пробуждении в богатой квартире избалованного жизнью Нехлюдова < …>; судебное заседание, окончившееся приговором к каторжным работам для Масловой, и изысканный обед у Корчагиных < …>»[63] и др.

Маймин разъясняет суть “предметного” и “теневого” изображения персонажа у Толстого в романе «Воскресение»: «Предметное — это изображение человека через его личные, индивидуальные, неповторимые признаки. Прежде Толстой изображал так всех своих героев. Теперь, в «Воскресении», он изображает так только тех своих героев, в которых признаёт здоровое и нравственное социальное начало: Катюшу Маслову, арестантов — бывших крестьян, мужиков из нехлюдовской деревни, всех представителей трудового народа. У Катюши Масловой “колечки вьющихся волос”, “глянцевито-блестящие глаза”, “чёрные, как мокрая смородина, глаза”, “стройная фигура”, “белое платье со складочками”. Это признаки характерные, особенные, признаки сугубо человеческие, личные. < …> Предметному изображению у Толстого противостоит теневое: изображение персонажа по тем признакам, которые характеризуют персонаж не столько индивидуально, сколько сословно. При этом персонаж выступает в теневом отражённом освещении: не сам по себе, а в своей соотнесённости с “предметом”, с народом, с точки зрения народа» – исследователь очень точно определил толстовский прием, используемый в романе, в частности на женских портретах это хорошо можно проследить, например, если сравнить портреты Катюши («черные как смородина глаза»), Марьи Павловны («девушка с бараньими глазами»), Веры Богодуховской («глаза добрые»), в которых подчеркиваются глаза, которые традиционно отождествляют с душой, внутренним миром и личными качествами человека и портрет Мисси Корчагиной: «Он видел нынче все морщинки на ее лице, знал, видел, как взбиты волосы, видел остроту локтей и, главное, видел широкий ноготь большого пальца, напоминавший такой же ноготь отца» (93), т.е. внимание читателя обращается не на лицо персонажа, а на такую непривлекательную деталь как «ноготь большого пальца», что действует отталкивающе.

Подробнее о предметном изображении читаем у Маймина: «Так изображаются Толстым все другие персонажи, принадлежащие к нехлюдовскому сословию. Знакомя читателей с ними, рисуя их портрет, Толстой выделяет, нарочито подчёркивает прежде всего их сословные приметы. Очень часто они характеризуются такими словами как “гладкий”, “толстый”, “чистый”, “белый”, “упитанный” и т.д. Характеристика достаточно однообразная — но зато совсем в духе народной, крестьянской психологии. < …> Не отличаясь щедростью в изображении внешних черт корчагиных, масленниковых и им подобных — особенно тех внешних черт, которые выражают человечески неповторимое, Толстой необыкновенно подробно, выписывая каждую мелочь, говорит о вещах, которые имеют к ним отношение. И это также вызвано обличительным авторским заданием».

Исследователь приходит к однозначному выводу, на счет такого подхода Толстого к портретной характеристике: «Оказывается, что ничтожная сама по себе вещица, какой-нибудь предмет обстановки в большей степени выявляет сущность представителя имущего сословия, нежели любая самая живописная чисто портретная деталь. Потому в большей степени, что эти люди для Толстого — “тень”, “отрицательное”. Их человеческая и общественная значимость, то, чего они стоят на деле, определяется их отношением к рабочему миру, к “предмету”, к “положительному”. Естественно в таком случае, что идейное значение, а вместе с тем и сила художественной выразительности вещей — этих особенно наглядных знаков социальной зависимости людей друг от друга, многократно возрастает.»[64].

Таким образом, сословное отношение значительно сказалось на портретах героев, а так как большая часть женских образов романа – выходцы третьего сословия или политические преступники, авторская позиция «на их стороне» и в портретной характеристике Лев Николаевич их не обделил.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал