Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три портрета Катюши
Несомненно, в романе можно выделить три портрета Катюши Масловой, обозначим их так: Ø Молодость (жизнь) Ø Проституция, арест (смерть) Ø Каторга (воскресение) Разберем коротко каждый из этапов. 1. Молодость (жизнь). В начале романа Катюша предстает перед нами: «чистая, свежая, красивая и жизнерадостная» 207. Она наивна и доверчива. Катюша влюбляется и отдается этому чувству: «Милые, твердые, красные губы ее все так же морщились, как и прежде при виде его, от неудержимой радости» 61; «Катюша, которая в светло Христово воскресение так невинно снизу вверх смотрела на него, любимого ею человека, своими влюбленными, смеющимися от радости и полноты жизни глазами».(81). Жизнь бьет ключом в ней, румянец на щеках не раз свидетельствует об этом: «Лицо ее залилось румянцем».( 61); «и на всем ее существе две главные черты: чистота девственности любви не только к нему, - он знал это, - но любви ко всем и ко всему, не только хорошему, что только есть в мире, - к тому нищему, с которым она поцеловалась».(65) В потрете юной Катюши выделяются три основных цвета: черный, белый (сияющий) и различные оттенки красного. Она двулика: чиста, наивна, и в то же время страстная, в ней много чувства, что и привело к связи с Нехлюдовым безо всякого разума. 2. Проституция, арест (смерть). Но Нехлюдов убивает жизнь, веру и любовь в этом беззащитном существе: «Измученная, мокрая, грязная, она вернулась домой, и с этого дня в ней начался тот душевный переворот, вследствие которого она сделалась тем, чем была теперь. С этой страшной ночи она перестала верить в добро». (125) «Ведь это мертвая женщина ", - думал он, глядя на это когда-то милое, теперь оскверненное пухлое лицо с блестящим нехорошим блеском черных косящих глаз…»140; Он увидал теперь только то, что он сделал с душой этой женщины, и она увидала и поняла, что было сделано с нею. ( 154) – констатирует смерть Катюши ее соблазнитель. Эта женщина закрыта миру: она ушла в свой мир, оградила себя от боли, в то же время, раскрыв свое тело: Нехлюдов чувствовал, что в ней есть что-то прямо враждебное ему, защищающее ее такою, какая она теперь, и мешающее ему проникнуть до ее сердца. (140). О перемене случившейся с ней понимают и окружающие и сама Маслова, смотря на ее фото, сокамерница говорит ей: «Где узнать? Ни в жизнь не узнала бы. Совсем вся лицо другая. Ведь, я чай, лет десять с тех пор-то!» 216. На что Катюша отвечает: «Не года, а жизнь». 217. Моральный облик героини оставляет желать лучшего: «Маслова не только не стыдилась своего положения - не арестантки (этого она стыдилась), а своего положения проститутки, - но как будто даже была довольна, почти гордилась им». (141); «Знаю, что не пропаду, да все-таки обидно. Не такую бы мне судьбу надо, как я привыкла к хорошей жизни». (113) «Думала она о том, что ни за что не пойдет замуж за каторжного, на Сахалине, а как-нибудь иначе устроится, - с каким-нибудь из начальников, с писарем, хоть с надзирателем, хоть с помощником. Они все на это падки. " Только бы не похудеть. А то пропадешь"». 124 «Маслова обрадовалась деньгам, потому что они давали ей то, чего одного она желала теперь [т.е. вина – примеч. Е.Ш.]» (111). Но эта Катюша все же не лишена человеческих качеств: она щедра: «Да ну, поднеси ей, - сказала Маслова, всегда раздававшая всем все, что у нее было». (111); совестлива и все так же заливается румянцем: «- Я за вас очень рад. Все лучше, чем там. - Чем где там? - сказала она, и лицо ее залилось румянцем. - Там, в остроге, - поспешил сказать Нехлюдов» 215. Блестящий взгляд может быть «сияющим», а может - нехорошо блестеть. Потому что душа ушла. Катюша стала материальной, полной, у нее даже лицо «пухлое», одутловатое. Телесность символизирует грех и смерть души. С Катюши как бы сходит тело, растет душа. 3. Каторга (воскресение). Попав в тюрьму, Катюша меняется. Отчасти под влиянием Нехлюдова и его интереса к ней, отчасти под влиянием политических заключенных, отчасти от любви Симонсона. «Она радует меня той внутренней переменой, которая, мне кажется, - боюсь верить, - происходит в ней. Боюсь верить, но мне кажется, что она оживает» 282 – записывает у себя в дневнике Нехлюдов. В Катюше наблюдается как внутренние, так и внешние перемены: «… с каждым свиданием с нею стал замечать все более и более определяющуюся в ней ту внутреннюю перемену, которую он так сильно желал видеть в ней. < …> После двух месяцев похода по этапу происшедшая в ней перемена проявилась и в ее наружности. Она похудела, загорела, как будто постарела; на висках и около рта обозначились морщинки, волосы она не распускала на лоб, а повязывала голову платком, и ни в одежде, ни в прическе, ни в обращенье не было уже прежних признаков кокетства».320 «Вот этот-то человек и имел решительное влияние на Маслову тем, что полюбил ее. Маслова женским чутьем очень скоро догадалась об этом, и сознание того, что она могла возбудить любовь в таком необыкновенном человеке, подняло ее в своем собственном мнении. Нехлюдов предлагал ей брак по великодушию и по тому, что было прежде; но Симонсон любил ее такою, какою она была теперь, и любил просто за то, что любил. Кроме того, она чувствовала, что Симонсон считает ее необыкновенной, отличающейся от всех женщиной, имеющей особенные высокие нравственные свойства. Она хорошенько не знала, какие свойства он приписывает ей, но на всякий случай, чтобы не обмануть его, старалась всеми силами вызвать в себе самые лучшие свойства, какие только она могла себе представить. И это заставляло ее стараться быть такой хорошей, какой она только могла быть».319. Кто знает, какая любовь больше повиляла на воскресение Катюши, но то, что любовь воскресила ее – бесспорно. Таким образом, Катюша – дитя природы, чистая, легкая, быстрая, сильная, жизнь «горит» румянцем на ее щеках, глаза ее сияют искренностью чувства. Эти качества губятся в ней чувственной любовью пробужденной Нехлюдовым, разочарованием в людях, нуждой, и она становится закрытой, безразличной к окружающим, ищущей наживы женщиной осознающей, что ее тело способно принести ей это. Но смена среды, в которой она находилась, любовь Нехлюдова и Симонсона, возвышенность устремлений политических заключенных, которые окружают ее на каторге возвращают Катюшу к жизни, пробуждая в ней все те естественные чувства, заложенные природой и она оживает, воскресает, что и проявляется в ее портрете. Показательно, что Екатерина Маслова не преображается, а наоборот худеет, на лице ее появляются морщинки, т.е. излюбленный Толстым контраст внутреннего и внешнего (вспомним княжну Марью, Элен и др.) вступает здесь в силу.
|