Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура программы с использованием служебных слов.






Program [имя_переменной]: идентификатор имени программы задает программист, но обычно при этом имя должно отражать назначение программы (например: program lab1);

Uses [список]: в разделе uses к программе подключаются библиотеки подпрограмм, которые находятся в отдельных программных единицах, называемых модулями. Эти подпрограммы из модулей при компиляции подключаются к программе. Имена модулей в списке отделяются друг от друга запятой;

Label [список]: метка-идентификатор языка паскаль, который помещает некоторые операторы в разделе действий программы. Метки позволяют обращаться к помеченным ими операторам. Имена меток в списке отделяются друг от друга запятыми;

Const [список]: [константа] = [значение]: константа-объект программное значение которого не может быть изменено в программе. Константы отделяются точкой с запятой (;). Тип константы определяется записью этой константы в программе;

Type [список]: [имя_типа]=[тип]: в разделе типов задаются нестандартные или так называемые пользовательские типы данных;

Var [список], [переменная]: [тип]: в разделе Var, все переменные используемые в программе, связаны с определенным типом. Этот тип может быть либо стандартным, то есть описанным в языке паскаль, либо пользовательским, то есть объявленным пользователем. Данный раздел присутствует в любой программе на языке программирования. При объявлении, однотипные переменные могут группироваться в список и отделяться друг от друга в этом списке запятыми.

В разделах процедуры и функции объявляются и описываются отдельные программные единицы, называемые подпрограммами.

Procedure [имя]([список]); //процедура

тело;

end; - процедуры.

Function [имя]([список]): [тип]; // функция

end;

Begin [операторы] //раздел действий.

End - завершение программы.

Структура раздела действий программы. Программа на языке паскаль решает конкретную задачу в соответствии с алгоритмом и соответственно содержит различное количество операторов. Любая программа в разделе действий должна содержать следующие действия:

  • шапка программы;
  • ввод исходных данных;
  • предметная часть задачи;
  • вывод результатов работы программы.

Шапка программы предназначена для описания назначения программы с указанием средств реализации и атрибутов разработчиков программы. Обычно шапка реализуется либо с помощью комментариев, либо с помощью операторов вывода.

Ввод исходных данных: в языке Паскаль имеется 3 основные структуры ввода исходных данных:

Ввод с клавиатуры: реализуется процедурами READ, READLN. Их формат: READ ([файловая_переменная], [список_ввода]); где READ - имя процедуры, [файловая переменная] связывает процедуру READ или READLN с внешним файлом или устройством ввода. [список_ввода] - список переменных, которым будут присвоены отдельные значения. Процедура READ используется для ввода значений числовых переменных. READLN - для строковых значений. При вводе значений с клавиатуры значение файловой переменной в процедуре READ или READLN принимается по умолчанию и ее значение отсутствует в формате. Процедуры READ и READLN называются темными процедурами. При исполнении программы, в момент исполнения READ процессор приостанавливает свою работу и ждет ввода исходных данных. Нет диагностики. Может создаться впечатление, что программа зависла. Для нормальной работы программы перед READ можно поставить процедуру WriteLn, которая выведет сообщение о вводе требуемых значений. При вводе двух и более значений переменных в READ эти значения отделяются пробелом и будут введены в программу нажатием на Enter, до этого момента вводимые значения могут быть изменены.

Ввод присвоения: ввод с клавиатуры позволяет использовать программу много раз при различных переменных. Ввод присвоения не позволяет этого сделать, а используется для задания начального значения переменных-инициализации. Для ввода присвоения используется короткая форма оператора присвоения имеющая формат: [переменная]: =[значение], где [переменная] - имя переменной, ‘: =’ - оператор присвоения. Например, V: =60; T: =4.

Ввод константы: используется, если значение объектов в программе не изменяется. Например:

Program Zadacha;

Uses Wincrt;

const V=60;

Var S, T: Real

Begin

WriteLn(‘определение расстояния’);

WriteLn(‘введите значение T’);

Read (T);

Структура вывода результатов работы программы: вывод осуществляется процедурами Write или WriteLn. Формат: Write ([файловая_переменная], [список_вывода]), где [файловая_переменная] - файловая переменная, связывающая Write или WriteLn с внешним файлом или устройств ввода/вывода. Файловая переменная определяется особым образом в разделе описания программы. Тип файловой переменной зависит от вида файла. Для сохранения результатов работы программы в виде внешнего текстового файла, файловая переменная объявляется в разделе Var как переменная типа Text:

Var

[файловая_переменная]: Text;

f: Text;

Файловая переменная в процедурах Write и WriteLn может отсутствовать. Это означает, что ее значение принято по умолчанию и в этом случае процедура Write или WriteLn связаны с устройством вывода на экран, т.е. результаты выводятся на экран. Список вывода может состоять из переменных, строковых констант и выражений. Чаще всего в списке вывода используются строковые константы и переменные. Строковые константы поясняют выводимые результаты. Переменные в программе непосредственно выводят результаты, которые были получены в программе. Переменные в списке вывода задаются с форматом. Формат определяет порядок вывода значения переменных. В языке паскаль для числовых значений используется 2 основных типа: целые и вещественные. Целые имеют только целую часть, а вещественные целую и дробную части(определяется десятичной точкой). В связи с этим для вывода числовых значений используют 2 формата:

переменная целых типов. Формат: ([переменная]: [число]), например С: 5;

переменная вещественного типа. Для них необходимо задать формат в следующем виде:

[переменная]: [общее]: [позиции], например А: 8: 3.

В общее число позиций входит десятичная точка(пример А=83.56). Отличие процедур Write и WriteLn в следующем: процедура Write выводит список вывода и составляет специальный указатель, называемый указателем вывода, это означает, что следующий в программе Write и WriteLn будет осуществлять вывод в той же строке. Процедура WriteLn после окончания вывода переводит указатель вывода на новую строку, это означает, что следующий в программе WriteLn будет осуществлять вывод с новой строки.

Оператор присвоения. Во всех языках программирования и в языке паскаль оператор присвоения выделяется особой формулой. Это наиболее часто используемый оператор, его формат: [переменная]: =[выражение], ‘: =’ - символ операторного присвоения. Переменная это объект программы, который в ходе ее исполнения может изменяться. Выражение это последовательность операндов связанных знаками операции. Операндами могут быть переменные, константы, числа, функции языка паскаль. Действие операции присвоения заключается в присвоении переменной значения, полученного в результате вычисленного выражения. Выражение обычно в программе служит для описания действий, которое в математике обычно описывается формулой.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал