Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация работы моечных столовой и кухонной посуды ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Помещение для моечной столовой посуды предусматривают во всех ресторанах независимо от их типов и вместимости залов. От четкой работы этого подразделения во многом зависит работа залов и, следовательно, уровень культуры обслуживания потребителей. Для всех ресторанов помещение моечной проектируют, с одной стороны, как смежное с сервизной, а с другой стороны — с залом и раздачей. В результате облегчаются сбор и доставка использованной посуды, а также обеспечение официантов чистой посудой. При проектировании моечной учитывают количество посуды и приборов, подвергающихся мойке. Стены моечной облицовывают керамической плиткой. Для хранения посуды предусматривают шкафы, причем для удобства передачи посуды из моечной в сервизную или на раздачу целесообразно применять сквозные шкафы. На рабочем месте мойщика устанавливают столы и прилавки, которые для предотвращения боя посуды и уменьшения шума обивают линолеумом. Посуду при обслуживании группы потребителей собирают в зале со столов с помощью специальной тележки. Далее посуда поступает через специальный проем (окно) в моечную, где имеется стол с воронкообразным углублением. Под этим углублением ставят бачок для сбора остатков пищи. Затем посуда поступает на производственный стол, где ее сортируют по видам (тарелки, стаканы, приборы). После этого ее направляют в ванны для мытья или в посудомоечную машину. В моечной должна быть также раковина. Процесс мытья посуды состоит из операций по удалению остатков пищи, сортировки, мойки, ополаскивания и сушки. Разрешено мыть столовую посуду и приборы в посудомоечной машине, а также в моечных ваннах, к которым подведена горячая и холодная вода. Посудомоечная машина намного ускоряет мытье посуды и значительно облегчает труд мойщиков. Кроме того, машина не только хорошо моет посуду, но и стерилизует ее, что особенно важно с санитарно-гигиенической точки зрения. Поэтому рекомендуется устанавливать посудомоечные машины на всех предприятиях независимо от количества мест в зале. Посуду моют в машине в трех отделениях с разными температурными режимами воды. В первом отделении, где происходят предварительная мойка и обезжиривание, температура не превышает 48°С. Во втором отделении, где посуду окончательно моют и дезинфицируют, температура воды доходит до 55°С. И, наконец, третье отделение служит для ополаскивания (при температуре 90°С). Перед тем как загрузить посуду в машину, тарелки освобождают от остатков пищи. В ресторанах, где мойка посуды механизирована, на случай выхода из строя посудомоечной машины предусматривают запасную ванну с тремя отделениями. Чайную посуду и хрусталь моют в ванне с двумя отделениями. Для мытья тарелок и другой посуды ручным способом устанавливают трехгнездные ванны. Тарелки, очищенные от остатков пищи с помощью щетки или деревянной лопатки (отходы пищи собирают в специальные бачки), моют в горячей воде при температуре 45—50°С, в воду добавляют 0, 5—2%-ную кальцинированную соду или другое моющее средство. Во втором отделении ванны посуду моют в горячей воде (50 °С) с добавлением 10%-ного осветленного раствора хлорной извести (10 см3 на 1 л воды). После этого посуду помещают в металлические сетки и погружают в третье отделение ванны, где ее ополаскивают горячей водой (90—98°С). После этих операций посуду укладывают на стеллажи для просушивания. Для предохранения посуды от боя на дно ванны рекомендуется класть резиновые гофрированные коврики. Чашки, блюдца, фужеры, рюмки моют в отдельных ваннах в двух водах: в первом отделении ванны — в горячей воде (50°С) с добавлением соды, во втором отделении ополаскивают чистой водой (70—80°С). Столовые приборы при ручном способе моют так же, как моют стеклянную посуду, но после мытья ложки и вилки для дезинфицирования погружают на несколько минут в кипящую воду, а затем просушивают. Особенно осторожно нужно мыть мельхиоровую посуду. При ее мойке надо следить за тем, чтобы предметы не ударялись друг о друга. Мельхиоровую посуду рекомендуется мыть мягкой мочалкой с мылом. Если обнаружатся пятна (потемнения), их удаляют, протирая посуду мягкой тряпкой, смоченной раствором питьевой соды. После этого посуду моют горячей водой и протирают полотенцем. Моечная кухонной посуды предназначена для мытья наплитной посуды (котлов, кастрюль, противней и др.), кухонного и раздаточного инвентаря, инструментов. Помещение моечной должно иметь удобную связь с производственными цехами (холодным, горячим). В помещении моечной устанавливают подтоварники для использованной посуды, стеллажи для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с тремя отделениями — для замачивания, мытья и дезинфекции использованной посуды и ее ополаскивания. В зависимости от объема работ посуду моют одна или две мойщицы кухонной посуды. Для очистки посуды от остатков пищи используют деревянные лопатки, металлические щетки, скребки. Моют посуду щетками, применяя моющие средства. После обработки инвентарь, кухонную посуду и внутрицеховую тару просушивают и хранят в специально выделенном месте на стеллажах на высоте не менее 0, 5—0, 7 м от пола. Удобное хранение кухонной посуды и инвентаря облегчает работу поваров и сокращает время, затрачиваемое на подбор посуды и инвентаря для той или иной производственной операции.
28. Формирование спроса в общественном питании. Особенности спроса. Факторы, влияющие на спрос.
Спрос — специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Категория спроса может выступать как макроспрос и микроспрос. Макроспрос — спрос на уровне страны, экономического региона, края, города и т.д. или на отдельную группу продукции (услуг), бъединенных по какому-либо признаку. Микроспрос — спрос на продукцию и услуги на уровне отдельного предприятия общественного питания или спрос на отдельные разновидности продукции, услуг. Микроспрос формируется и развивается под воздействием внешних и внутренних факторов. Главными факторами являются: месторасположение предприятия; тип предприятия и его специализация; организация обслуживания и ее эффективность; качество предлагаемых услуг; уровень цен; наличие рекламы; перечень предлагаемых дополнительных услуг. Спрос является подвижной категорией, на практике отдельные разновидности его выделить сложно. Они образуют различные сочетания и влияют на хозяйственную деятельность предприятия, в связи с чем необходимо изучать степень воздействия микроспроса на эффективность производственно-торгового процесса предприятия. Факторы, влияющие на спрос в общественном питании: 1. Экономические: экономическая ситуация в стране, инфляция, объем и состав продовольственных ресурсов, денежные доходы различных групп населения, цены на товары и продукцию общественного питания. 2. Социальные: социальная политика государства, определение различных социальных нормативов, уровень жизни населения, формирование культуры потребления, эстетических вкусов. 3 .Демографические', численность населения и его состав, численность и состав семей, соотношение между городскими и сельскими жителями, процессы миграции населения. 4. Природно-климатические: продолжительность сезона, температура воздуха, географические условия. 5. Национально-исторические: традиции, обычаи, условия быта. Важная особенность спроса на продукцию общественного питания заключается в том, он имеет физиологические пределы. Кроме этого, спрос с общественном питании взаимозаменяемый и взаимнодополняемый.
29. Методы изучения и прогнозирования спроса.
Наиболее распространенный метод изучения микроспроса — оперативный, основанный на применении специальных много- счетчиковых кассовых аппаратов, позволяющих постоянно учитывать ежедневную реализацию продукции по количеству, сумме, структуре, ассортименту. Информация учитывается по часам и минутам в пределах одного дня, по дням недели. Можно узнать о количестве покупателей, о средней стоимости покупки одного покупателя. Такие данные позволяют сделать выводы о степени загрузки зала предприятия, кассиров и других категорий работников и могут быть использованы для оперативного управления производственным и торговым процессами. Изучение микроспроса на уровне предприятия может осуществляться в форме покупательских (потребительских) конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций. Основные вопросы, выносимые на обсуждение, обычно связаны с предлагаемым ассортиментом продукции, качеством, режимом работы, формами обслуживания. Конференции могут проводиться в очной и заочной формах. В первом случае потребители устно высказывают свои мнения и пожелания, во втором предварительно распространяются анкеты, которые потребители заполняют и опускают в специальные ящики. Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Состоит из нескольких этапов: определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса; разработка вопросов; выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц; разработка пробной анкеты, ее испытание и окончательная редакция вопросов; организация самого опроса, в том числе печатание бланков и инструктаж лиц, проводящих опрос; обработка полученной информации. Использование обработанной информации может преследовать следующие цели: определение концепции развития предприятия; разработка прогнозов торгово-хозяйственной деятельности; совершенствование организации торгово-технологического процесса; повышение уровня обслуживания; выявление наиболее популярных типов предприятий; прогнозирование целесообразности открытия новых предприятий. Прогнозирование спроса представляет собой научно обоснованное предвидение спроса на основе развития платежеспособных потребностей населения. Различают прогнозирование: кратковременное — от 1 до 2 лет; среднесрочное — от 2 до 5 лет; долгосрочное — от5до Шлет. Для прогнозирования спроса используют различные методы. Нормативные методы базируются на использовании физиологических норм потребления продуктов питания. Недостатком этого метода является то, что не учитываются экономические факторы, влияющие на спрос (уровень цен, размер денежных доходов). Социологический метод базируется на применении структурных моделей спроса, построенных на основе данных выборочных обследований бюджетов семей в разрезе отделенных социальных групп населения. Зная численность населения и средние расходы на продукцию общественного питания на одного члена семьи, можно рассчитать спрос на продукцию общественного питания. Для прогнозирования спроса на ближайшую перспективу может быть использован метод экспертных оценок спроса. Сущность метода состоит в обобщении опыта работников, занимающихся изучением спроса. Индивидуальные оценки обобщаются и обрабатываются с помощью методов математической статистики.
30. Формы и методы обслуживания на предприятиях общественного питания. На предприятиях общественного питания применяются следующие методы обслуживания: самообслуживание, обслуживание персоналом и комбинированный метод. Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают выбранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20—30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников. В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частичное самообслуживание. При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. При частичном самообслуживании большую часть операций выполняет обслуживающий персонал. Примером частичного самообслуживания является предварительное накрытие столов в столовых на производственных предприятиях и в учебных заведениях, где установлен единый обеденный перерыв. При этом потребители лишь разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленных на столы, и убирают использованную посуду на конвейер. По способу расчета с потребителями различают самообслуживание с предварительным, последующим, непосредственным расчетом, оплатой после приема пищи и саморасчетом. При самообслуживании с предварительным расчетом потребители, ознакомившись с ассортиментом блюд в меню, приобретают чеки или талоны в кассе, а затем по этим чекам или талонам получают выбранные блюда на раздаче. Недостатком этой формы обслуживания является низкая пропускная способность раздачи в связи с тем, что повара, осуществляющие порционирование блюд, должны просматривать и сортировать чеки или талоны на блюда. Значительное ускорение при применении этой формы обслуживания достигается за счет отпуска комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам или чекам. Самообслуживание с последующим расчетом может быть с расчетом в конце раздаточной линии. При этом потребители выбирают блюда на раздаче, в конце которой оплачивают их стоимость. Преимуществами этой формы обслуживания являются возможность выбора блюд потребителями, освобождение поваров, осуществляющих порционирование блюд, от разбора чеков, благодаря чему основное внимание они уделяют отпуску блюд, а также ускорению обслуживания потребителей. Самообслуживание с непосредственным расчетом обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости. В этом случае отпуск продукции и расчет с потребителем осуществляются одним работником. Чаще всего эта форма обслуживания применяется в закусочных. При самообслуживании с оплатой после приема пищи потребитель, выбрав блюда и напитки, получает в конце раздаточной линии чек у кассира, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала. Применение этой формы обслуживания способствует усилению контроля за ведением расчетных операций, так как первый кассир подсчитывает стоимость продукции и выбивает чек, а второй осуществляет расчет с потребителем. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1, 5—1, 6 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой. Обслуживание персоналом применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс. При комбинированном методе предусматривается сочетание двух указанных методов обслуживания. Например, при обслуживании участников совещаний, конференций, симпозиумов гости самостоятельно выбирают закуски, десерты, напитки и другие изделия на раздаточных прилавках или фуршетных столах, а первые и вторые блюда подают официанты. Расчет за питание производится после приема пищи при выходе из зала. По форме расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки в ресторанах используют наличный расчет (по счету) и безналичный (расчет посредством кредитных карт международных платежных систем Viza, MasterCard, Drenner Club и др.). Кредитная карточка — пластиковый прямоугольник с магнитной полосой, которая содержит данные, необходимые для расчетов за продукцию. Карточка вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карты, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимость продукции или услуги), после чего карта возвращается владельцу. При вводе кредитной карты в машину набирается личный код, известный только владельцу. В отдельных случаях, особенно при обслуживании банкетов, для расчетов за отпускаемую кулинарную продукцию и напитки используют саморасчет (талоны-билеты, номерные талоны и др.). Саморасчет может применяться при самообслуживании, а также при обслуживании банкета-фуршета и банкета по типу шведского стола. В качестве примеров форм обслуживания можно привести реализацию кулинарной продукции через торговые автоматы или столы саморасчета по типу шведского стола, отпуск комплексных обедов. Культуру обслуживания можно повысить за счет дизайна блюд и напитков, агитации в зале, убеждающей продажи, предложения в выборе альтернативных продукции и услуг. Современные виды услуг: шведский стол, тематические буфеты, стол-экспресс, зал-экспресс, бизнес-ланч, воскресный бранч, презентация, кофе-брейк, happy hour (счастливый час), русский стол, Linner (линер), Dinner (динер). В ресторанах и кафе гостиничных комплексов применяются специальные формы организации питания: полный пансион, трехразовое питание в виде завтрака, обеда и ужина — Full Board (FB); полупансион, двухразовое питание в виде завтрака, обеда или ужина — Half-Board (НВ); одноразовое питание (только завтрак) — Bed and Breakfast (ВВ). В системе клубного отдыха помимо трехразового питания в течение всего дня имеется возможность выбора бесплатных закусок, алкогольных и других напитков. Данная система получила название All inclusive, что буквально означает: все включено в стоимость. На предприятиях общественного питания наиболее распространены следующие виды мероприятий: обед (на несколько персон), обед для туристических групп, банкет, торжественный ужин, презентация, свадьба, день рождения, именины, праздничный ужин, вечер отдыха, танцевальный вечер, вечер фольклора, вечер романса, творческие встречи, день (дни) национальной кухни, шведский стол, дегустация, фуршет, конкурс поваров, конкурс кондитеров, конкурс официантов, конкурс барменов. Мероприятие может состоять из одного или нескольких самостоятельных блоков. Каждый вид мероприятия требует своей, присущей именно ему, режиссуры. Это позволяет проводить его организованно, интересно, создавая своеобразную атмосферу. Специфика предприятия общественного питания определяется несколькими компонентами: интерьером, кухней, обслуживанием, проводимыми мероприятиями, культурными программами, атмосферой.
31. Организация отпуска продукции. Организация работы раздаточной при самообслуживании. Организация работы раздаточной при обслуживании официантами. Организация отпуска продукции по типу «шведский стол» Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб и столовые приборы. Горячие блюда повара порционируют непосредственно перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают выбранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20—30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников. В зависимости от участия персонала в обслуживании различают полное и частичное самообслуживание. При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. На предприятиях с самообслуживанием посетителей раздаточную располагают на площади горячего цеха или в зале. На ее пропускную способность влияют: - формы самообслуживания - тип и фронт раздачи - конструкция и размещение оборудования - количество рабочих мест - ассортимент реализуемой продукции - рациональная организация труда - квалификация работников - связь раздачи с доготовочными цехами и моечными помещениями. Обслуживание персоналом применяется на предприятиях, где комфорт играет, как правило, более важную роль, чем фактор времени обслуживания. В ресторане устанавливается норма обслуживания потребителей официантами, которая характеризует его класс. На предприятиях где посетителей обслуживают официанты, раздаточную располагают на производственной площади. Она должна быть удобно связана с горячим цехом, буфетом, хлеборезкой, моечной столовой посуды, холодным цехом, иметь достаточную ширину для нормального движения официантов с подносами и тележками и отделена от зала капитальной стеной или раздвижной перегородкой. Организация питания по типу «шведский стол» решает задачу ускорения обслуживания потребителей, а следовательно, увеличивает пропускную способность зала. Такая форма обслуживания применяется в ресторанах, где завтраками, обедами и ужинами пользуется большое количество посетителей. Залы должны быть светлыми, хорошо вентилируемыми и свободными для создания посетителям необходимых удобств. Время на получение и прием пищи в среднем составляет: завтрак 15—20 мин, обед и ужин 25—30 мин. Ассортимент продукции может быть следующим. В меню завтрака рекомендуется включать холодные закуски — 12—15 наименований, кисломолочные продукты 4—5, горячие блюда — 6—8, sereals (сухой завтрак) — 4—5, один вид мюсли, соусы и масло растительное, оливковое, сладкие блюда и фрукты — 5—6, горячие напитки — 4—5, холодные напитки — 4—5, мучные кондитерские изделия — 4—5, хлеб ржаной и пшеничный. В обеденное время в меню шведского стола включают 12—16 наименований холодных блюд и закусок, 2—3 первых блюда, 4—6 вторых блюд, соусы, десерт (желе, компот, фрукты), мучные кондитерские изделия, горячие напитки, соки и фирменные напитки. Минимальный набор холодных напитков на шведском столе должен включать: свежевыжатые апельсиновый и грейпфрутовый соки; два вида других соков высшего качества; минеральную воду с газом и без газа, молоко цельное и обезжиренное для сухих завтраков. Важно, чтобы ассортимент блюд и напитков был разнообразным, менялся по дням недели. Обслуживание по типу «шведский стол» может быть организовано и без специального оборудования. Для этого на столы, сервированные по типу «фуршет», ставят блюда с закусками, бутербродами, соки, фрукты, кисломолочную продукцию в мелкой расфасовке, минеральную воду, мучные кондитерские изделия, хлеб, кофе в термосах, тарелки стопками и столовые приборы. На столах у стен ставят электрические самовары и сервируют столы для чая. Повара-раздатчики постоянно находятся около раздаточных секций. Они обязаны поддерживать правильную выкладку продуктов, вовремя заказывать на производстве блюда, которые пользуются спросом, не допускать перебоев на раздаче. В ресторанах могут предлагаться тематические шведские столы — сладкий, рыбный, салат-бар. Современные ресторанные технологии предлагают тематические шведские столы (буфеты), которые позволяют обеспечивать максимум сервисных услуг гостям и дают им возможность попробовать большое количество деликатесов и блюд из сравнительно дорогих продуктов. Примером тематического шведского стола может быть экзотический шведский стол, организованный для любителей путешествий, где предлагают на выбор блюда индийской, китайской и индонезийской кухонь. Столы оформляют в национальном стиле, экзотически. У гурманов все более популярен рыбный шведский стол.
32. Организация питания в общеобразовательных школах Полноценное питание обусловливает и умственное развитие детей. От своевременного принятия пищи зависит усвоение учебного материала на уроках, проявление творческой и физической активности детей. Поэтому целесообразно в школе через 2, 5—3 часа обеспечивать детей вторым горячим завтраком, а в конце занятий — обедом. Согласно рекомендуемым гигиеническим нормам питания завтрак в школе должен составлять 20%, обед — 35% соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Для детей шестилетнего возраста в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед, полдник). Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка; обед — из закуски, первого, второго и сладкого блюда; на полдник рекомендуется молоко, кисломолочные продукты с хлебом или булкой. Основу школьного питания составляет щадящее питание. Во избежание пищевых отравлений в питании детей в школе запрещен ряд продуктов: фляжное молоко без термической обработки, фляжный творог без термической обработки, рулеты из мякоти голов, изделия из мясной обрези, крови, студни, паштеты, заливные блюда, макароны по-флотски, рис с фаршем, блинчики с мясом и творогом, пирожки во фритюре, кремовые изделия, торты, салаты мясные и рыбные, зеленый горошек без термической обработки, фрикадельки в томатном соусе (консервы), сырковая масса, желатин, жиры. Сметана рекомендуется к использованию только в прокипяченном виде (в основном в супах). Срок хранения кулинарной продукции, напитков — 2—3 ч. Не допускаются к реализации блинчики с фаршами, макароны по-флотски и с сыром, яичница-глазунья, жареные во фритюре кулинарные изделия. Различия в количестве основных пищевых веществ и калорийности по возрастным группам (6—11 лет и 12 — 18 лет) могут обеспечиваться двумя путями: регулированием объема потребляемой пищи (выходом блюда) или включением разных блюд для разных возрастов детей. Большое значение для формирования растущего организма и профилактики хронических заболеваний органов пищеварительной системы имеет строгое соблюдением режима питания. Прием пищи как в школе, так и дома должен проводиться в одно и то же время с интервалом не менее 3—3, 5 ч и не более 4—4, 5 ч. Регулярный прием пищи способствует выделению пищеварительных соков. При нарушении режима питания запальный сок выделяется в пустой желудок и оказывает неблагоприятное воздействие на его слизистую оболочку, нарушается выработанный положительный рефлекс на еду, пропадает аппетит. Несоблюдение режима питания может стать причиной многих заболеваний, последствия которых сказываются далеко не сразу. Школьники в зависимости от возраста должны принимать пищу не менее 4—5 раз в день. Организация школьного питания промышленными методами может осуществляться на фабрике-заготовочной. Для этого в ее структуре проектируют мясной, рыбный, по обработке птицы, кулинарный цехи для выработки полуфабрикатов высокой степени готовности, а также готовых кулинарных и мучных хлебобулочных изделий. В школах столовые производят только тепловую обработку полуфабрикатов и разогревают готовые изделия. Это позволяет увеличить количество завтраков и обедов, охватить горячим питанием гораздо больше школьников. Производство полуфабрикатов, готовых кулинарных и мучных изделий может быть организовано в базовых комбинатах школьного питания. В соответствии со СНИП в общеобразовательных школах на 30 и более классов организуют столовые-доготовочные, которые снабжаются всеми видами полуфабрикатов из комбинатов школьного питания, назначением которых является приготовление завтраков, обедов, мучных хлебобулочных изделий для централизованного снабжения этой кулинарной продукцией столовых. Школьные столовые по принципу размещения могут быть встроенными, пристроенными к зданию школы и отдельно стоящими. Залы школьных столовых должны быть по возможности квадратной или прямоугольной формы, столы в зале расставляются на 4, 6 или 8 мест. При определении мощности столовой учитывается норматив — 350 мест на 1000 учащихся в первую смену.
33. Организация питания студентов в высших учебных заведениях
Норматив развития сети предприятий общественного питания, обслуживающих студентов, составляет 200 мест на 1000 человек расчетного количества студентов (20%), в том числе 2% расчетного количества студентов пользуется диетическим питанием, 13% составляют места для студентов в столовой, 1% — в столовой для профессорско-преподавательского состава, 3% — в буфетах для студентов, 1% — в буфетах для профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала. Расчетное количество студентов определяется как сумма количества учащихся очной формы обучения и 10% количества студентов заочной формы обучения. Столовые высших учебных заведений размещают в отдельных зданиях, соединенных с основными учебными корпусами отапливаемым переходом, или в здании учебного корпуса (общежития). Расстояние от столовых до учебно-производственных помещений не должно превышать 500 м. Основной формой организации питания студентов вузов и колледжей, техникумов является отпуск пищи в столовых-доготовонных и столовых-раздаточных, расположенных как в зданиях учебных корпусов, так и в общежитиях. В крупных учебных заведениях с численностью обучающихся более 5 тыс. человек может быть организован комбинат студенческого питания, включающий фабрику-заготовочную или кулинарную фабрику с сетью доготовочных столовых, кафе, кафе-автоматов, кафетериев и буфетов, расположенных на отдельных этажах учебных корпусов общежитий. Фабрику-заготовочную размещают в отдельном здании. Предусматривается также магазин кулинарии со столом заказов. Порядок работы столовых, кафе, баров при институтах, колледжах и техникумах устанавливает администрация предприятия общественного питания совместно с администрацией и профсоюзным комитетом учебного заведения. Предприятия общественного питания должны быть открыты за 30 мин до начала занятий первой смены и заканчивать работу через час после окончания занятий второй смены. Если в учебном заведении обучаются студенты вечернего отделения, то предприятия общественного питания должны работать до начала второго занятия на вечернем отделении. Предприятия, расположенные при общежитиях, должны начинать работу за час до начала занятий первой смены и заканчивать в 21—22 ч. При продолжительности работы зала в течение 10 ч и более допускаются перерывы для уборки зала общей продолжительностью не более часа. При разработке комплексных рационов питания (завтраков и обедов) в меню следует предусматривать не менее двух вариантов. Диетическое питание в вузах и техникумах организуют в диетических столовых или диетзалах. Диетические блюда могут отпускаться в общем зале с отдельной раздачи. Часть студентов вузов, колледжей и техникумов получает диетическое питание на льготных условиях по путевкам, которые выдают за счет средств социального страхования. Основной и перспективной формой обслуживания в студенческих столовых является реализация комплексных рационов питания по абонементам. В столовых, расположенных при учебных корпусах, где высокая интенсивность потоков студентов, устанавливают конвейерные линии непрерывного действия. В студенческих столовых применяют и такую форму обслуживания, как предварительное накрытие столов с накоплением обедов в тепловых шкафах. План размещения групп студентов в зале составляется администрацией и вывешивается в вестибюле. На каждом столе устанавливают указатель группы. Столы сервируют до прихода студентов и подают блюда, не требующие подогрева. После заполнения зала студентами официанты-раздатчики на передвижных стеллажах ввозят в зал и подают горячие блюда, одновременно собирая абонементные талоны. Внедрение питания по абонементам имеет большое значение. Приобретая абонементы на месяц, студенты имеют возможность рационально питаться, более правильно распределять свой бюджет, а предприятие — организовать четкое планирование работы производства. Студенты приобретают талоны в кассе столовой, профкоме, общежитии, бухгалтерии при получении стипендии. Их распространением занимаются кассиры, работники бухгалтерии столовой, профорги учебных групп. В залах студенческих столовых, общежитиях и в учебных корпусах организуют бары, кафе. В барах, находящихся в залах столовых, реализуют кондитерские изделия (покупные и собственного производства), фруктовые и минеральные воды, фрукты, салаты, горячие напитки. В таких барах устанавливают холодильные прилавки-витрины, барные стойки. В барах, расположенных в отдельных помещениях, устанавливают не только холодильное, но и тепловое оборудование для приготовления несложных горячих блюд (сосисок, яичнцы и т.п.), мармиты и термостат для горячих напитков. В кафе на 50 мест можно также использовать малогабаритное секционное модульное оборудование, которое позволяет сэкономить площадь кафе, увеличить производительность труда и за счет этого уменьшить количество обслуживающего персонала. 34. Организация питания учащихся в профессиональных училищах При планировании развития сети предприятий общественного питания при профессиональных училищах предусматривают количество равное '/3 количества учащихся. Организуют четырехразовое питание, если учащиеся проживают в отрыве от родителей, и двухразовое, если проживают с родителями. Питание организуется по цикличному меню комплексных рационов, сбалансированных по содержанию основных энергетических веществ, в соответствии с физиологическими нормами потребления продуктов питания учащимися ПУ. Интервал между приемами пищи должен составлять 3—4, 5) общая калорийность распределяется следующим образом: с — 30%, обед — 40%, полдник — 10%, ужин — 20%. В зимний период необходимо проводить С-витаминизацию Аскорбиновая кислота вводится из расчета 70 мг на подростка в возрасте от 12 до 17 лет. При изготовлении блюд уксус заменяют на лимонную кислоту, у, применяемую без тепловой обработки, — на сметанный соус. Среди учащихся ПУ могут быть подростки, нуждающиеся в щадящем питании, которое является промежуточной формой между физиологическим и лечебным питанием. В рацион щадящего питания следует включать молоко, творог, сыр, мясо, рыбу, богатые незаменимыми аминокислотами, и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для то организма. Для изготовления блюд щадящего питания применяется также специальная кулинарная обработка продуктов. Исключаются из рациона маргарин, жирные сорта мяса и рыбы, копчености, сдобное тесто, пельмени, блины, кофе, какао, уксус, горчица, ржаной хлеб, горох, бобы. Обслуживание ведется по групповому абонементу с предварительным накрытием столов. Для контроля за соблюдением утвержденных натуральных норм питания и анализа выборки их за месяц бухгалтерия ведет накопиельные ведомости расходов продуктов на одного учащегося раздельно для 2- и 4-разового питания. Анализ проводится еженедельно. 35. Организация питания пассажиров на железнодорожном и воздушном транспорте Обслуживание пассажиров железнодорожного транспорта. Обслуживание пассажиров на железнодорожном транспорте осуществляется на вокзалах, станциях, перронах, в поездах. На вокзалах, станциях, перронах пассажиров обслуживают в ресторанах, кафе, барах, а также на предприятиях быстрого обслуживания, кафе-автоматах, закусочных-автоматах. Вагоны-рестораны и вагоны-кафе являются собственностью железных дорог. Вагон-ресторан имеет два салона, в каждом из которых установлено по 6 столиков на 24 места. На кухне вагона-ресторана расположена плита на жидком топливе, холодильный шкаф с емкостями для льда, производственные столы, различные приспособления и инструменты для нарезки овощей. Вагоны-рестораны должны быть полностью подготовлены к моменту подачи составов для посадки пассажиров и открыты не менее 12 ч в сутки. Вагоны-рестораны работают с 9 до 23 ч в день отправления, а в остальные дни до 22 ч с двумя перерывами не более 30 мин каждый. Вход в вагон-ресторан прекращается за 30 мин до его закрытия. Как правильно в обычных поездах дальнего следования имеется один вагон-ресторан или вагон-кафе, в туристических поездах — два-три с учетом заказа. В зависимости от назначения поезда и контингента пассажиров комплектуют рейсовую бригаду. Официанты подчиняются непосредственно директору вагона- ресторана или вагона-кафе. В вагонах-ресторанах поездов используют меню со свободным выбором блюд, в состав которого входят диетические блюда и блюда для питания детей. Обслуживание пассажиров непосредственно в вагонах осуществляется через официантов-разносчиков. Регулярно в течение рабочего времени официант-разносчик, проходя по вагонам, предлагает пассажирам кисломолочную продукцию, булочки, сандвичи, готовые кулинарные изделия в широком ассортименте. Одновременно он принимает заказы на доставку обедов пассажирам в вагоны, приносит их на подносах или в корзинах в согласованное с пассажирами время. По окончании обслуживания убирает использованную посуду. Особое внимание в вагонах-ресторанах уделяется комплектованию и реализации дорожных наборов. В вагонах-ресторанах повышенной комфортности пассажирам предоставляют наборы питания, стоимость которых включается в цену проездных билетов. Наборы питания, поступающие в вагоны с баз снабжения, сопровождаются накладными и документами, гарантирующими их безопасность и качество (сертификаты соответствия; удостоверения о качестве с указанием наименования предприятия-изготовителя, нормативного документа, по которому выработана продукция, срока хранения, массы упаковочной единицы, цены одной штуки изделия; санитарное заключение о реализации дорожного набора питания, выданное Центром санэпиднадзора на железнодорожном транспорте). Для комплектования наборов питания используются продукты в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке. Обслуживание на авиатранспорте питанием осуществляется на борту самолета и в предприятиях общественного питания, расположенных в аэровокзалах: ресторанах, кафе, буфетах, служебных столовых для летнего состава. Эти предприятиях работают в режиме функционирования аэровокзалов. Время обслуживания: в ресторане – 40 минут, а в кафе в самообслуживанием – 20 минут, а в буфете – 10 минут, а в служебной столовой – 20 минут. В случае массовых задержек вылетов мобилизуют все ресурсы для обеспечения непрерывного процесса обслуживания: временно вводят упрощенное меню, используют банкетные залы, вводят комплексные обеды, ужины - ресторанах, кафе. Организуют обслуживание по типу шведского стола. В буфетах увеличивается количество буфетной продукции и количество буфетчиков. Организуют широкую продажу дорожных наборов. Устанавливают передвижные буфеты. Особое внимание уделяется обслуживанию пассажиров с детьми. В каждом аэропорту при ресторанах созданы цехи бортового питания, в которых готовят питание, потребляемое в пути. Цехи состоят из двух отделений: для расфасовки продуктов и укладывания их в контейнеры и для мытья контейнеров. В фасовочное отделение из холодного цеха ресторана поступают закуски, из горячего – бульон и горячие блюда. Перед укладкой в контейнеры холодные закуски м горячие блюда порционируют, фрукты, ломтики хлеба, столовые приборы заворачивают в бактерицидные пленки. В состав меню бортового питания входят: закуска, горячее блюдо, чай, кофе, реже – бульон. Для хранения и подогрева продукции на борту самолета имеется буфет-кухня, где установлены электрический жарочный шкаф, плита, аппарат для приготовления горячих напитков, холодильный шкаф. Блюда подают в небьющейся посуде. Пищу принимают с подносов. Обслуживают пассажиров стюардессы. Летный состав питается в служебной столовой или в ресторане в отдельном помещении. Их обслуживает дежурный официант.
36. Организация питания проживающих в гостиницах
Количество мест на предприятиях общественного питания, размещенных при гостиницах, зависит от количества мест в гостиницах. На 1 место в гостинице приходится 1 место на предприятии общественного питания (1: 1), из них 3/4 мест предусматривают в ресторане и 3/4 — в кафе. В курортных местах количество мест на предприятии общественного питания при гостиницах может быть увеличено на 30%. В ресторанах предусматриваются основной зал и банкетный (15—20% общего количества мест в ресторане). Количество мест в барах 1: 8, в буфетах — 1: 10. В гостиницах пяти- и четырехзвездочных организуется работа ночных баров, число мест в которых составляет 1: 6. Работников гостиницы кормят в столовых, где количество мест составляет 10% количества мест в гостинице. Обслуживание проживающих в гостинице организуют в ресторане гостиницы, барах, кафе, поэтажных буфетах и номерах.Часто в стоимость проживания входит завтрак, организуемый по типу шведского стола. Linner (линер) — это услуга, предоставляемая гостям, проживающим в гостинице, которые по каким-то причинам опоздали на бизнес-ланч, но еще могут воспользоваться ужином Dinner (динер). Линер предусматривает наличие шведского стола. Тематический линер проводится по воскресным дням с 14 до 19 ч. Стоимость линера заранее оговорена, в нее включают бокал шампанского или бокал красного (белого) вина, прохладительные напитки, соки, минеральную и фруктовую воду. Для дополнительного заказа напитков гостям предлагают карту вин и карту коктейлей с европейскими диджестивами. В буфетах применяют самообслуживание, в ресторане — обслуживание официантами. Для обслуживания в номерах гостиницы используют вспомогательные буфеты, имеющие подсобные помещения для хранения запаса посуды, приборов, стекла, столового белья, а также для мойки посуды и приготовления несложных закусок. Устанавливают холодильные шкафы, производственные столы, кипятильник, настольную электроплиту, моечную ванну. Прием заказов в небольших гостиницах производится непосредственно в ресторане, заказы принимает метрдотель или администратор, фиксируя их в книге предварительных заказов. При вызове по телефону или путем сигнализации дежурный, взяв меню, приходит в номер, помогает в выборе блюд и напитков, уточняет время обслуживания, принимает заказ. Затем передает заказ на кухню, в буфет ресторана. В соответствии с санитарно-гигиеническими правилами блюда и продукты подают в номера в посуде с крышкой или накрытыми салфеткой. Для доставки продукции используют небольшие двух- или трех ярусные тележки, которые входят в кабину лифта. Начиная обслуживание, официант приносит в номер посуду, скатерть, салфетки; минеральную воду, фрукты, сервирует стол, как в ресторане. В качестве обеденного стола можно использовать и журнальный столик. Его накрывают белой скатертью или большими льняными салфетками. На стол ставят закусочные тарелки, столовые и закусочные приборы, фужер. Затем приносит или привозит на тележке блюда в порядке, принятом при обслуживании. По желанию заказчика официант обслуживает его в номере или уходит, возвращаясь для уборки или расчета в установленное время или по вызову. Обслуживание в номере наиболее эффективно, когда эту работу выполняют два официанта: один подбирает предметы сервировки, получает и доставляет заказ, а другой сервирует стол и обслуживает заказчика. Закончив подачу блюд и напитков, официанты получают по счету деньги, собирают и вывозят в поэтажные буфеты использованную посуду, рассчитываются с кухней и буфетами ресторана за полученные и реализованные продукты и напитки. Если по просьбе гостей вся посуда или часть ее остается в номере, то в книге учета посуды записывают ее количество и номер, в котором она оставлена. За услуги по обслуживанию питанием в номерах гостиницы взимается дополнительная плата. В номерах гостиниц применяют такую дополнительную услугу, как мини-бар. В службе room-service предусмотрены специальные штатные единицы, которые обслуживают мини-бары в номерах. Заполнение мини-бара продукцией определенного ассортимента осуществляется супервайзером после подготовки гостиничного номера к проживанию гостей. Каждая гостиница имеет карту вин, куда входят наиболее популярные напитки в небольших емкостях, а также изделия в мелкой расфасовке: орешки, шоколад, соломка (соленая и сладкая), печенье. Гость, проживающий в гостинице, отмечает перечень и количество взятой им продукции в специальном листе учета, который он сдает при выезде из гостиницы для включения в общий счет. Работники подразделения room-service должны иметь высокий профессиональный уровень, проявлять оперативность в исполнении заказа, обеспечивать взаимозаменяемость и взаимовыручку. 37. Организация обслуживания иностранных туристов.
Индивидуальные и коллективные туристические путешествия. Групповое (коллективное) путешествие предполагает совместную поездку 15 и более человек по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Индивидуальное путешествие — независимое путешествие одного или нескольких туристов в группе, насчитывающей менее 15 человек, и связано с персональным обслуживанием каждого из них. В зависимости от класса обслуживания иностранным туристам предоставляется определенный объем {пакет) услуг, который включает: услуги размещения, услуги питания, услуги транспорта, трансферту (встречи, проводы, поднос или подвоз багажа и туриста до места проживания), организацию и оказание экскурсионных, культурных и спортивных услуг, услуги по организации посещения магазинов, торговых центров, специализированных ярмарок, прочие услуги (оформление паспортов, виз, медицинских сертификатов, проката автомобилей, страхования). Питание иностранных туристов организуется в ресторанах, барах, кафе (в этом случае организация питания должна быть на уровне ресторана первого класса). По методам обслуживания туристские предприятия питания классифицируются на предприятия, работающие по методу самообслуживания и с обслуживанием официантами. Можно выделить три основных способа предоставления услуги питания: питание, оплаченное туристом; питание, не включенное в стоимость тура и предоставляемое за дополнительную плату; самообслуживание. Оплаченное питание предполагает включение в стоимость гостиничного номера или тура всех расходов на питание туристов. Это может быть только завтрак (континентальный или полный); завтрак и ужин, или завтрак и обед или обед — ужин (полупансион); трехразовое питание (полный пансион). Иногда в стоимость питания включают прохладительные (вода, соки) и алкогольные напитки (пиво, шампанское, вина). Если питание не включено в стоимость тура, то за него турист платит в месте пребывания и оказания этой услуги. Самообслуживание означает, что туристы сами себе готовят пищу (чаще всего в пансионатах, кемпингах) или питаются в залах ресторанов, где установлен шведский стол, или в кафе. Шведский стол (буфет) позволяет гостям свободно выбирать любые выставленные на нем блюда. Табльдот — форма обслуживания официантами групп туристов по меню обеда или ужина с ограниченным ассортиментом блюд за предварительно накрытыми столами на 4, 6, 8 человек. Форма обслуживания по меню а ля карт предусматривает свободный выбор туристом блюд по предлагаемому рестораном меню (для индивидуалов и небольших групп). Питание туристам предоставляется в полном соответствии с условиями, оговоренными в путевке, ваучере, договоре. Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающие факт их оказания. Договор на предоставление услуги питания туристам в ресторане, кафе устанавливает взаимные обязательства сторон и включает следующие пункты: номер, дату и место заключения договора; наименование заказчика с указанием его организационно-правовой формы; наименование и реквизиты предприятия питания; предмет договора (оказание услуги питания по заявке заказчика); права, обязательства и ответственность сторон; стоимость услуг и порядок расчетов; сроки действия договора. Интурбюро, методисты, диспетчеры, отвечающие за прием и обслуживание иностранных туристов, за 10 дней до начала планируемого квартала обязаны представить в дирекцию предприятия питания информацию о предполагаемой загрузке ресторана группами иностранных туристов с указанием даты заезда, страны и количества туристов, графики питания каждой группы, с указанием номера группы, страны, количества туристов, даты и часов обслуживания, фамилии работника Интурбюро, отвечающего за организацию питания. График на каждый вид питания уточняется не позднее чем за 4 часа до начала обслуживания. Завтрак предоставляется туристам с 7 до 10 ч; обед — с 12 до 15 ч; ужин — с 17 до 20 ч. Детям от 2 до 12 лет, путешествующим в составе группы туристов, питание предоставляется по специальному меню с 50%-ной скидкой стоимости питания соответствующего класса обслуживания. При обслуживании туристов континентальными завтраками сначала производят предварительную сервировку столов на 6—8 человек, затем в торце стола ставят группами чашки с блюдцами и ложками для горячих напитков, горячую закуску (яичницу- глазунью или блины) или легкое второе блюдо (яйцо всмятку или омлет, кашу молочную) официант подает европейским методом. Обед, как правило, состоит из холодной закуски, супа, второго горячего блюда, десерта, кофе или чая. В меню ужина включают холодную закуску, второе горячее блюдо, десерт и горячий напиток. К обеду и ужину подают прохладительные напитки или пиво. Предварительное накрытие столов к ужину осуществляют аналогично обеду, но без первых блюд. При организации обслуживания групп иностранных туристов следует использовать бригадно-звеньевой метод. Метрдотель, официанты и бармены должны знать как минимум один из европейских языков. Группы иностранных туристов обслуживаются по безналичному расчету. По окончании обслуживания группы метрдотель или официант получает от сопровождающего группу представителя документ, подтверждающего выполнение заказа. Подтверждение выписывается в двух экземплярах, один экземпляр передается метрдотелю или официанту, второй остается у представителя туристической фирмы. Проставляется срок действия документа, фамилия сопровождающего, номер его служебного или командировочного удостоверения и образец подписи, указывается название страны: класс обслуживания, количество человек в группе и содержание услуг. В нижней части подтверждения обязательно ставится штамп или печать туристической фирмы и агентства. Подтвержденная сумма складывается из фактической стоимости питания каждого туриста и не должна быть меньше или превышать оговоренной стоимости каждого вида питания туристов в соответствии с их классом обслуживания. Письменное подтверждение является документом, которым метрдотель или официант отчитывается за отпущенное питание. При расчете с туристическими фирмами подтверждения прилагаются к расчету ресторана. Для обслуживания индивидуальных туристов в ресторанах и кафе выделяют отдельный зал. Иностранных туристов обеспечивают трехразовым питанием (завтраком, обедом и ужином). Завтрак предоставляется по безналичному расчету, если его стоимость входит в стоимость тура, или за наличный расчет. Питание иностранных туристов в пути следования организуется в вагонах-ресторанах, ресторанах морских и речных судов, в ресторанах и кафе железнодорожных, морских и речных вокзалов и аэропортов. В пути следования они обеспечиваются питанием в соответствии с договорами, заключенными советами по туризму и экскурсиям с организациями питания, конторами, предприятиями вагонов-ресторанов.
|