Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
темперированной настройки перед натуральным строем.
Fis-dur, es-moll, Cis-dur, Des-dur, b-moll, H-dur, gis-moll · Хотел показать несомненное преимущество темперированной настройки перед натуральным строем. Понятие «Тема» (Tema) и «Сюжет» (Soggetto) были для Баха едины т. е. полностью совпадали по своему значению
СВЯЗЬ ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ В МАЛОМ ЦИКЛЕ МЕЖДУ СОБОЙ · Сходство настроений · Контраст настроений · Тематическое единство
Название сборника Х орошо. Т емперированный К лавир
Слово КЛАВИР – подразумевает, что этот сборник был написан для всех видов клавишных, но приоритет был за фортепиано.
Слово ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ – связано с особым видом настройки инструмента. Раньше существовал акустически более точный вид настройки клавишных инструментов - натуральный. Во II половине XVII века стали использовать темперированный вид настройки, при которой акустически чисто настраивались октавы, а в её пределах были 12 равных отрезков по ½ тона. Темперированный строй открыл дорогу такому явлению, как ЭНГАРМОНИЗМ.
Слово ХОРОШО – подразумевает равенство всех тональностей, а это значит, что. отныне нет тональностей: - хороших и плохих - привычных и непривычных - удобных и неудобных Порядок расположения тональностей в Х.Т.К. Тональности расположены вверх по хроматической гамме, чередуя мажор с одноименным минором. В этой последовательности чередуются тональности: · Простые и сложные · С небольшим количеством знаков и – 5-6 значные тональности · Привычные и совершенно неиспользованные раннее
Для каждой тональности предназначался инструментальный цикл из 2-х пьес – диптих, или малый цикл, состав которого был всегда один и тот же – ПРЕЛЮДИЯ и ФУГА
ПРЕЛЮДИЯ – пьеса, свободная от каких-либо установок и правил. Прелюдии различны по масштабам, по техническим сложностям, по форме, по фактуре и по кругу образов. ФУГА – это полифонический жанр (и форма), связанная со строжайшей системой, с определёнными правилами. Хотя в пределах этих правил допускаются варианты. Copyright © Андреева Е. Г. Композиционные особенности Прелюдий Баха: они имеют 3 основных раздела:
I - самый короткий - показ тональности (T – S – В – T) II - самый большой - уход из тональности, модуляции и отклонения в родстенные тональности III – возвращение в основную тональность. Чаще всего Бах использует здесь органный пункт на D. А иногда, после этого о/п, следует органный пункт на T. При этом, в фактуре могут появиться дополнительные голоса и многоголосные аккорды. Прелюдии в Х. Т. К. – это зеркало эпохи, в каждой сосредоточены черты, присущие жанрам эпохи Барокко: · Инвенция 2-х или 3-х голосная (форма, как правило, старинная 2-х частная, которая явилась предшественницей будущей сонатной формы) · Пастораль · Ария в духе Сарабанды · Вокальный Дуэт · Пьеса для арфы (или лютни) · Виртуозная скрипичная пьеса с basso continuo · Токката (иногда с элементами Фантазии) · Диптих – (прелюдия и фугетта) · Пьеса для органа · Трио-соната Разновидности фуг в Х.Т. К
В I томе есть только одна фуга на 2 голоса - № 8 e-moll и две фуги на 5 голосов - № 4 cis-moll и № 22 b-moll 11 фуг 3-х голосных 10 фуг 4-х голосных
Во II томе фуги 3-х или 4-х голосные
Двойная фуга - II том № 18 gis-moll Тройная фуга - I том № 4 cis-moll и II том – № 14 fis-moll
Фуги I-го тома, с песенно-танцевальной темой - c-moll, Cis-dur, F-dur, B-dur
Стретты использованы в фугах:
C-dur, cis-moll, в-moll, es-moll (?), F-dur, G-dur, g-moll, a-moll, b-moll
Разновидности ответов:
Тональный ОТВЕТ использован в 15 фугах Реальный ОТВЕТ использован в 9 фугах (+ 2 фуги в Прелюдиях)
Между основными проведениями темы в разных голосах, между разделами и между изложениями темы внутри разделов могут быть ИНТЕРМЕДИИ (intermedius - лат. – находящийся посреди) ИНТЕРЛЮДИИ (inter - между, ludus – игра)
Copyright © Андреева Е. Г. Структура ФУГИ I Экспозиция -exposito лат. изложение - (показ, презентация) – начальное изложение темы последовательно во всех голосах, т. е. во всех голосовых ракурсах – сколько голосов в фуге – столько и изложений простой тональный план, контрастные тональности - T - D
II Средняя часть - (разработка) новое изложение темы в различных родственных тональностях, здесь может быть ладовый контраст Отличительная особенность этого раздела – тональная неустойчивость
III Реприза (reprise – фр.) (reprendere – ит.) – возобновляться, повторяться Это итог предшествующего развития, могут быть СТРЕТТЫ, сжатие масштаба темы, неполное проведение темы. Тональное единство, 1 или несколько изложений темы в основной тональности.
После Репризы может быть КОДА - на О/П тоники (Koda – ит.) (Caude – лат.) - хвост Но этой структуры Бах придерживался очень редко и предпочитал и предпочитал использовать следующую: I Экспозиция II Свободная часть
Протяжённость Баховских тем в фугах I тома Х. Т. К.:
Количество голосов в Фугах I тома
Copyright © Андреева Е. Г.
|