Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие методические рекомендации по самостоятельной работе
Для полного и всестороннего изучения курса помимо аудиторных занятий важная роль отводится самостоятельной работе студентов, что позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности студентов, а также способствует приобретению ими навыков и повышению качественного уровня их подготовки, что положительно отразится на их дальнейшей практической деятельности. Для лучшего качества и уровня выполнения заданий студенту рекомендуется использовать данные методические рекомендации. Начинать самостоятельное изучение материала студенту следует с уяснения сути отдельной темы, посредством ознакомления с предложенными вопросами, и ее цели. Перечень основных понятий поможет определить отдельные аспекты данной темы и поможет с выбором теоретической литературы и нормативных актов. Приступая к изучению предлагаемой литературы, студент должен использовать не только учебники и учебные пособия, но и специальную литературу (монографии, статьи журналов и т.п.), а также, что является обязательным, нормативно-правовые акты. После этого студент может проверить усвоенные знания, ознакомившись с контрольными вопросами для самопроверки. Целью самостоятельного выполнения студентом практических заданий, предложенных преподавателем, является обеспечение закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в процессе усвоения лекционного материала и работы с литературой. Используются две формы: устная и письменная, в зависимости от особенностей конкретной темы изучения. Устная форма предполагает самостоятельное изучение рекомендуемой литературы в рамках, определенных планом практического занятия и вопросами к отдельной теме курса, а также выработку у студента навыков по ее упорядочиванию, воспроизведению и донесению аудитории. Письменная форма осуществляется в виде подготовки заданий, с последующей их защитой на практическом занятии или научной конференции, предлагаемых преподавателем. Эта форма самостоятельного выполнения практических заданий направлена на развитие аналитических и творческих способностей студента, побуждая его к активному осмыслению и анализу теоретического материала, поиску вариативных и оригинальных решений проблем. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем контроль за работой студентов). Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой успеваемости студентов. ФГОС ВО по направлению «Юриспруденция» предусматривает наряду с аудиторной и внеаудиторную (самостоятельную) работу, учебную работу, которая направлена на освоение ООП по направлению «Юриспруденция». Конкретные часы, отводимые на СРС по дисциплинам кафедры представлены в Рабочей программе дисциплины. СРС происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. Формы самостоятельной работы студентов: • изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем «Консультант-плюс», «Гарант», информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и др.; • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации, а также с обязательным анализом материалов судебной практики; • подготовка докладов и рефератов; • анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем темой; • участие в работе студенческих конференций, СНО; • написание реферата, эссе по заданной проблеме; • подготовка тестов, практических заданий; • подготовка к итоговому контролю. Цели и основные задачи СРС: Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Задачи СРС: - освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т.д.); - закрепит знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); - применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стадии», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т.д.); - применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента). Виды самостоятельной работы Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: - чтение текста (первоисточника, дополнительной литературы) и составление конспекта текста; - формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (ЭУМКД, электронные библиотеки и др.); - работа с нормативно-правовыми актами и судебными актами; - написание рефератов, рецензий, аннотаций; - подготовка к семинарам; - подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; - составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по юридическим наукам; - подготовка практических разработок; - выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, тестов; - компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов; - подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ. Конкретные темы СРС по дисциплине представлены в Рабочей программе. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: - текущие консультации; - коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом); - прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий); и др. Организация и руководство СРС При выдаче заданий на самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счёт объёма времени, отведённого на изучение дисциплины. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Критериями оценки результатов СРС являются: - уровень усвоения студентом учебного материала; - умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированностьобщеучебных умений; - обоснованность и чёткость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями. Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной самостоятельной работы В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности. Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен: - освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС ВО по дисциплинам кафедры; - планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем; - самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой конкретной дисциплины; - выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов. студент может: сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС ВО: - самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала; - предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки; - в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы; - предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы; - использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня; - использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно. Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
|