Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правови засади еколог.оподаткування
Экологическое налогообложение является наиболее распространенным в мире экономическим инструментом экологического регулирования и решения многих экологических проблем. Также данный вид налога может способствовать росту объемов производства экологически чистой продукции, укрепляя, таким образом, конкурентоспособность и экономические позиции производителей. Законодательство Европейского Союза и практика государств-членов ЕС подтверждают необходимость значительного расширения базы экологического налогообложения в Украине в комплексе в внедрением ряда экономических инструментов, в т.ч. стимулирующих. В Украине экологический налог введен в действие с 2011 года, в связи с принятием Налогового кодекса и взимается с плательщиков, осуществляющих: · выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения; · сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты; · размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования); · образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные); · временное хранение производителями радиоактивных отходов, свыше установленного срока. Кроме того, действуют налоги экологического характера, регулирующие использование природных ресурсов, но не являющиеся составляющими экологического налога. К ним относятся рентная плата за: · пользование недрами и радиочастотным ресурсом Украины; · специальное использование воды и лесных ресурсов, а также земельный налог. Учитывая европейский опыт, к основным недостаткам системы экологического налогообложения Украины можно отнести следующие: · не обеспечивает стимулирование налогоплательщиков к снижению выбросов загрязняющих веществ; · условия уплаты экологического налога не предусматривают его расчета в увеличенном размере, в случае допущения плательщиком сверхлимитных объемов загрязнения; · не предусматривает дополнительных ставок за продукцию, которая вредит окружающей среде и др. Повышению эффективности применения экологического налога с целью экологизации экономики и решения экологических проблем в Украине могут способствовать: · разработка системы стимулирования уплаты экологического налога и ведения экологически эффективного хозяйства (к инструментам, присущим данному подходу можно отнести: субсидии или определенные налоговые льготы, связанные с уменьшением воздействия на окружающую среду); · введение прогрессивной шкалы ставок экологического налога в зависимости от объема выбросов; · разработка системы налоговых льгот для предприятий, которые модернизируют производственную базу и внедряют инновационные технологии для снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду; · установление дополнительной платы за превышение установленных лимитов выбросов вредных веществ; · внедрение налогообложения на упаковку и продукцию, содержащую опасные вещества.
|