![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы структур управления в АПК, управление в производственных кооперативах.
При характеристике любой системы возникает необходимость рассматривать ее элементы. Важнейшим элементом социальных систем является структура управления, с помощью которой согласовываются различные стороны (техническая, экономическая, производственная, социальная) деятельности предприятий, регламентируются внутрипроизводственные связи, достигается относительно устойчивый порядок служебных взаимоотношений между структурными подразделениями и работниками аппарата управления. Структура — это расположение элементов и подсистем внутри системы. Все системы в той или иной мере обладают структурой. Применительно к предприятиям АПК следует различать такие понятия, как производственная и организационная структура предприятия, структура управления, звенья и ступени управления. Производственная структура зависит от специализации хозяйства, определяется сочетанием отраслей в нем. Организационная структура представляет собой совокупность подразделений хоз-ва производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначений, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри предприятия. Структура управления - это совокупность служб и отдельных работников управления, определенный порядок их соподчинения и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей. В организационной структуре и структуре управления различают звено и ступень. Звено управления — это самостоятельное подразделение в структуре управления, которое выполняет одну или несколько функций (бригады, участки, отделения, различные службы (агрономическая, зоотехническая и др.). Ступень управления — это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. В хозяйствах к низшей ступени в основных отраслях производства относится бригада, к высшей — хозяйства в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Промежуточное положение занимают отделения, производственные участки, цехи и др. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия. Сложность структуры управления зависит от количества ступеней и звеньев; чем их больше, тем сложнее структура. Связи по вертикали носят иерархический, субординационный характер (служебное подчинение младших старшим), по горизонтали — координационный (согласование действий всех звеньев структуры управления). Между звеньями управления всех уровней устанавливаются связи консультационного, инспекционного или методического характера. Структура управления может быть линейной, функциональной и линейно-функциональной (комбинированной). При линейной системе разделение управленческого труда осуществляется по объектам, а не по функциям. Она предусматривает непосредственное подчинение каждого подразделения или работника одному лицу. В этом случае все функции управления объектом централизованы, принцип единоначалия реализуется в полной мере, ответственность за порученный участок работы повышается, противоречивость распоряжений полностью исключается. Главный недостаток линейного управления — то, что каждый руководитель должен обладать разносторонними знаниями, необходимыми для эффективного управления производством. В условиях стремительного научно-технического прогресса выполнить это требование часто бывает трудно. В отличие от линейной функциональная система предполагает организационное деление по функциям управления, а не по его объектам. В этом случае каждый из квалифицированных специалистов руководит деятельностью всех работников в рамках своей компетенции (планирование, учет, ветеринарное обслуживание и т.д.). Управляющий или бригадир, т. о., получает указания от нескольких главных специалистов. При функциональной системе обеспечивается квалифицированное руководство отраслями сельскохозяйственного производства и обслуживающими подразделениями, но возникают неизбежные трудности в согласовании действий нескольких руководителей. Учитывая негативные аспекты линейной и функциональной систем соподчинения, многие предприятия нередко предпочитают комбинированную (линейно-штабную) структуру. Линейно-штабная система управления предполагает сочетание линейного подчинения с консультационным обслуживанием со стороны функциональных служб без нарушения прав и обязанностей линейных руководителей. В с.-х. предприятиях сложились различные типы организационных структур управления, выделение которых очень важно для установления штатной численности работников управления, обоснования рекомендаций по дальнейшему совершенствованию структуры управления конкретных предприятий. Действующие на предприятиях структуры управления классифицируются по многим признакам, поскольку они отличаются количеством составляющих их элементов, формой этих элементов, их назначением и т. д. Наиболее существенным классификационным признаком является иерархичность управляющей системы (ступенчатость управления), которая отражает последовательность подчиненности снизу доверху. Однако классификация структур управления по признаку иерархичности (ступенчатости) раскрывает только количественную характеристику строения аппарата управления и почти не затрагивает качественной его характеристики. Поэтому в последние десятилетия широко применяется классификация структуры управления в с.-х предприятиях по характеру организационного построения производственных подразделений. Выделяют бригадную (двухступенчатую), отделенческую (трехступенчатую), цеховую (отраслевую) и смешанную (комбинированную) структуры управления. В основу формирования этих структур положен территориально-отраслевой или отраслевой принцип. Наиболее простой структурой управления является бригадная {двухступенчатая). Она широко используется в небольших и средних по размеру хозяйствах. Эта структура имеет ряд преимуществ: экономичность (минимальное количество иерархических ступеней управления); тесная связь между руководителями среднего звена и руководителем предприятия; четкое распределение полномочий между различными руководителями и специалистами. Отделенческая {трехступенчатая) структура управления характерна для крупных хозяйств с многоотраслевой специализацией и значительной территориальной разобщенностью производства. В этом случае управляющий отделением (начальник производственного участка) действует как последующее звено между бригадирами и администрацией предприятия. Отделенческая структура, хотя и создает условия для сужения фронта контроля, в то же время приводит к удлинению линий коммуникаций (как в получении информации так и в отдаче команд), а также к снижению оперативности управления. Цеховая структура управления предполагает создание крупных цехов, специализирующихся на производстве отдельных видов продукции или выполнении определенных работ (оказании услуг). Цеховая структура может быть трех-, четырехступенчатой и комбинированной. Цехи возглавляют главные (старшие) специалисты, которые одновременно выступают в роли линейных и функциональных руководителей. Такая структура в основном базируется на линейной организации управления и в то же время дает возможность использовать преимущества функциональной структуры. Комбинированная структура сочетает сразу несколько типов структур управления: бригадную, отделенческую и цеховую в различных вариантах. Она широко распространена на с.-х. предприятиях. Самостоятельные отделения, в состав которых входят различные бригады и обслуживающие подразделения, обычно создаются при большой удаленности от центральной усадьбы предприятия и при наличии других аналогичных обстоятельств (плохое транспортное сообщение, водные преграды и т. д.). Перечисленные типы структур управления, характерные в настоящее время для большинства с.-х. предприятий, обеспечивают устойчивость, регулярность и предсказуемость менеджмента и носят формальный характер. Формальная структура управления определяется структурными схемами, должностными инструкциями и другими нормативными документами (устав предприятия, положение о подразделениях и службах и др.). Формальная структура — это узаконенная система методов и процедур, работы, деловых отношений на предприятии. Помимо формальной существуют явно выраженные неформальные структуры управления; каналы формальной и неформальной связи обычно дополняют друг друга и взаимозаменяемы. Неформальная структура — это сумма неписаных правил, обычаев, норм поведения, личных взаимоотношений в организации (слухи). Каждая бюрократическая (формальная) организация имеет свои правила; их назначение состоит в том, чтобы закрепить определенные нормы поведения и помочь членам организации справиться с разнообразием и сложностью информации, которую они вынуждены обрабатывать. При этом правила должны восприниматься как норма общего порядка, а не как набор предписаний (инструкций), подлежащих безусловному выполнению. Сложившаяся формальная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, длинной цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбора кадров по деловым и профессиональным качествам. Для преодоления недостатков бюрократических форм управления в крупных фирмах и организациях иногда создают функциональные организационные структуры (дивизиональные, продуктовые, матричные, адаптивные и др.). Дивизиональная структура предполагает деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. При продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или вида услуг передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции. Организационные структуры, приспособленные к быстрой смене внешних условий и новым наукоемким технологиям, называют адаптивными; к ним относятся, в частности, проектные и матричные структуры. При проектной структуре каждой группой исполнителей решается конкретная задача; в группы включают наиболее квалифицированных работников. Руководитель проекта все свое внимание концентрирует на решении поставленной задачи в указанный срок с заданным уровнем качества, не выходя за пределы утвержденной сметы. Когда проект завершен, группа распускается. При матричной структуре члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и начальникам функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, закрепленными за ним высшим руководством. Адаптивные структуры с успехом могут применяться в предприятиях АПК при разработке и выполнении каких-либо сложных проектных решений и иных задач. Управление в сельскохозяйственном кооперативе. В России сохранилось большое количество с.-х. поизводственных кооперативов различных типов, которые осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О с.-х. кооперации», принятого Государственной Думой 15 ноября 1995 г. С.-х. кооператив — это организация, созданная сельхозтоваропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. С.-х. кооператив м/б производственным или потребительским; производственный кооператив обязательно является коммерческой организацией. ФЗ определены основные принципы создания, функционирования и управления с.-х. производственных кооперативов (колхозов и коопхозов), с.-х. потребительских кооперативов (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и др.), союзов (ассоциаций) кооперативов, а также основы взаимоотношений кооперативов и государства. В частности, определено, что число членов производственного кооператива д/б не менее 5 и не менее 50 % объема работ должно выполняться его членами. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее 2 юридических лиц или не менее 5 граждан. В ФЗ «О с.-х. кооперации» важное место отведено вопросам организации управления в кооперативах. Так, ст. 19 определяет структуру органов управления, включающую общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и наблюдательный совет, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, а в производственном — если число его членов составляет не менее 50. Ст. 20 определяет полномочия общего собрания членов кооператива. Оно является высшим органом управления кооперативом и полномочно решать любые вопросы, касающиеся его деятельности, в том числе отменять или подтверждать решения правления кооператива и наблюдательного совета. К исключительной компетенции общего собрания относятся рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам: утверждение Устава кооператива, внесение изменений и дополнений к нему; выборы членов управления кооператива и членов наблюдательного совета, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий; утверждение программ развития кооператива, годового отчета и бухгалтерского баланса; установление размера паевых взносов и других платежей и порядка их внесения членами кооператива; порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива; отчуждение земли и основных фондов кооператива, их приобретение; определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования; вступление кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации, а также выход из них; порядок предоставления кредитов членам кооператива и установление размеров этих кредитов; создание и ликвидация представительств и филиалов кооператива; прием и исключение членов (для производственных кооперативов). Решение по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции общего собрания, считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/з от числа присутствующих на собрании членов кооператива. Созыв общего собрания осуществляет правление кооператива, а в случае приостановки его полномочий— наблюдательный совет кооператива. Если наблюдательный совет также не выполняет свои обязанности, то созыв общего собрания и объявление его повестки дня осуществляет инициативная группа членов кооператива. Созыв общего собрания осуществляется в порядке и в сроки, которые предусмотрены Уставом кооператива. Годовое общее собрание членов кооператива созывается не позднее чем через 3 месяца после окончания финансового года. Члены кооператива о созыве общего собрания с указанием повестки дня, места и времени его проведения уведомляются в письменной форме не позднее чем за 7 дней и не ранее чем за 30 дней до назначенной даты. Решения общего собрания по вопросам, не предусмотренным повесткой дня, приниматься не могут. Уведомление о созыве общего собрания вручается члену кооператива под расписку или направляется ему посредством почтовой связи. В кооперативе, в котором число членов превышает 300, общее собрание членов кооператива в соответствии с Уставом кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных. Избранные уполномоченные не могут передавать свои полномочия другим членам кооператива. уведомлением об этом наблюдательного совета. Результаты ревизионной проверки в 7-дневный срок обсуждаются на совместном заседании правления кооператива, затем докладываются на очередном общем собрании членов кооператива. Правление обязано известить о дате проведения указанного заседания ревизионный союз, представители которого могут участвовать в таком заседании с правом совещательного голоса. Общее собрание принимает по итогам ревизионной проверки решение о мерах по защите интересов кооператива. Ревизионный союз вправе требовать от кооператива возмещения расходов и оплаты стоимости оказанных услуг в соответствии с договором, заключенным с кооперативом о проведении ревизионной проверки его деятельности. Федеральным законом определены требования к ревизионному союзу в части сохранения служебной и коммерческой тайны. Его работники обязаны обеспечить это в течение 3 лет с момента выдачи заключения по результатам ревизионной проверки.
|