Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Меры оперативного воздействия.






Меры оперативною воздействия - это юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении без обращения к компетентным государственным или общественным органам за защитой права. В цивилистике их также именуют организационными мерами, организационными санкциями и т.д.

Так же как для самозащиты, этим мерам свойственна дозволенность законом. Но их субъектом обязательно выступает одна из сторон гражданского правоотношения. Они применяются управомоченным лицом в одностороннем порядке, без обращения в компетентные государственные органы и служат своеобразным ответом на ненадлежащее поведение другой стороны. Их отличает принцип одновременности выполнения обязательств (например, железная дорога не выдает груз получателю до оплаты перевозки). Это один из способов обеспечения исполнения обязательств, один из видов правовых гарантий. Они, как правило, связаны с обязательственными правоотношениями. Среди мер оперативного воздействия можно выделить:

1) исполнение управомоченным лицом работы невыполненной должником за счет последнего, например, устранение недостатков товаров (п. 1 ст. 475 ГК РФ);

2) обеспечение встречных требований, платежей, например, задержка выдачи груза получателю или его отправления до внесения всех причитающихся платежей (п. 4 ст. 790 ГК РФ);

3) отказные - отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента; одностороннее расторжение договора или изменение его условий при неправомерном поведении контрагента (например, п. 1 ст. 468, п. 2 ст. 475, п. 3 ст. 723 ГК РФ и др.);

4) расчетно-кредитные меры по аналогии с санкциями, например, перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов;

5) удержание (ст. ст. 359-360 ГК РФ, п. 4 ст. 790 ГК РФ).

Обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием защиты права.

Обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием защиты права отражает неразрывную связь государства и права. Такой элемент метода гражданского права, как равенство участников гражданских правоотношений обусловливает разрешение споров органом, не связанным в административном отношении ни с одной из сторон.

Меры государственно-принудительного порядка, применяемые компетентными государственными органами, условно можно подразделить на два блока. Первый блок составляют меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности. В науке гражданского права их именуют мерами защиты в узком смысле. Второй блок составляют меры гражданско-правовой ответственности.

В свою очередь, меры государственно-принудительного порядка, не обладающие признаками гражданско-правовой ответственности, можно разделить на следующие подвиды: 1) меры превентивного (предупредительного) характера; 2) меры регулятивного характера, имеющие задачей упорядочение нормальных отношений между спорящими участниками гражданских правоотношений.

Меры государственно-принудительного воздействия имеют целью либо непосредственное предупреждение возникновения возможных правонарушений, либо их устранение лицами, допустившими не соответствующее требованиям закона поведение. К ним относятся предупреждение возможного нарушения права. Так, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для применения такого способа защиты права, как запрещение деятельности, создающей такую опасность.

Превентивный характер имеют и такие меры, как признание права и установление факта, имеющего юридическое значение.

Важной мерой предупредительного характера является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Особенность этой меры состоит в том, что она имеет двоякое значение. С одной стороны, она пресекает уже возникшее нарушение, а с другой - устраняет возможность возникновения правонарушений в будущем. Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. По общему правилу недействительными могут быть признаны акты государственных органов и органов местного самоуправления, имеющие ненормативный характер. Нормативные акты данных органов могут быть признаны судом недействительными только в случаях, предусмотренных законом.

Превентивный характер имеет и такая мера, как признание судом обоснованной жалобы гражданина на неправильные действия органов управления или должностных лиц и возложение на названных лиц обязанности устранить допущенные нарушения.

Основная особенность государственно-принудительных мер регулятивного характера заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров, и обычно тогда, когда стороны сами не в состоянии урегулировать возникший между ними конфликт. При этом речь может и не идти о каком-либо правонарушении. Другая особенность подомных мер состоит в том, что они не связаны с применением санкций, с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, поскольку такого правонарушения может и не быть либо оно носит такой характер, который позволяет разрешить спор без применения мер юридической ответственности.

Можно выделить три основные группы гражданско-правовых мер регулятивного характера. Первая группа - меры, направленные на устранение разногласий между участниками гражданских правоотношений, возникших при определенных обстоятельствах. Вторая группа - меры, направленные на восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны. К ним относятся виндикационный и негаторный иски, а также имущественная компенсация морального вреда. Третью группу составляют меры, направленные на обеспечение реального исполнения обязанности должником. Речь идет об исполнении обязанности в принудительном порядке.

Обращению в суд, арбитражный суд или третейский суд соответствует общий порядок защиты гражданских прав. Ранее в этот список входили товарищеский суд, профсоюзные и иные общественные организации (ст. 6 ГК РСФСР 1964 г.). Но так как административное, трудовое, уголовное и т.п. законодательство постепенно отняло у этих органов и организаций властные полномочия, это положение утратило свою актуальность.

В случаях, прямо предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном (специальном) порядке. Здесь можно выделить: обращение к вышестоящему органу, должностному лицу, действия правоохранительных внесудебных органов (например, выселение граждан, самоуправно занявших жилое помещение, в административном порядке с санкции прокурора и др.). Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал