Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы собственности по действующему российскому законодательству.
В Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 1 ст. 212 ГК РФ). Имущество при этом может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако в отдельных случаях закон может определять виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. В государственной собственности в настоящее время находится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Таким образом, государственная собственность сегодня существует в виде федеральной собственности и в виде собственности субъектов федерации, а субъектами права государственной собственности выступают соответственно государство (в лице Российской Федерации) и государственные образования (в лице субъектов Российской Федерации). Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ должен устанавливаться специальным законом. До принятия соответствующего закона сохраняют силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[90], Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденное Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.[91], а также Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. «О передаче отдельных объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации»[92]. В составе государственной собственности можно выделить, с одной стороны, нераспределенное имущество, которое не закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами, а также имущество государственной казны, а с другой стороны, имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (так называемое распределенное имущество). Кроме того, в составе государственной собственности выделяют объекты исключительной федеральной собственности, которые, как правило, изъяты из гражданского оборота. На сегодняшний день таковыми являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружения и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. В федеральной собственности находится также имущество государственной казны Российской Федерации, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса государства, алмазного фонда, валютного фонда, имущества Центрального Банка РФ и имущества, находящегося в государственном резерве. Если государственное имущество не закреплено в хозяйственное ведение или в оперативное управление за отдельными предприятиями и учреждениями, то правомочия собственник имущества реализует сам. Государство и государственные образования осуществляют регулирование предпринимательской деятельности на определенной территории, но в то же время, будучи собственниками имущества, они могут и непосредственно вести предпринимательскую деятельность, распоряжаться в этих целях своим имуществом. Однако чаще всего государство - собственник определенного имущества не само непосредственно участвует в гражданском обороте, а делает это через посредство различных государственных органов. Так, федеральные органы власти и управления и аналогичные органы субъектов Российской Федерации выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и осуществляют те или иные правомочия собственника строго в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 ГК РФ). Соответствующие государственные органы (должностные лица) совершают все необходимые действия по осуществлению права собственности не от своего имени, а от имени собственника имущества - государства или государственного образования. Как субъект права собственности, государство может создавать на базе своего имущества предприятия и учреждения. Тогда к владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом подключается вполне самостоятельное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления. Но нельзя не сказать, что при осуществлении права государственной собственности очень часто имеет место сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника имущества и от своего имени. Так, унитарное предприятие может распоряжаться закрепленной за ним в хозяйственное ведение недвижимостью только с согласия собственника. В муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности различным муниципальным образованиям: городам, сельским поселениям и пр. Впервые такая собственность была отделена от государственной в российском законе о собственности, в качестве самостоятельной формы собственности она закрепляется и в последующих нормативных актах. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (п.1 ст.29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[93]). Управление объектами муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления, они же, как правило, осуществляют и права собственника в отношении муниципального имущества, за исключением тех случаев, которые предусматриваются законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, когда права собственника осуществляет непосредственно население муниципального образования (п. 2 ст. 29 вышеназванного закона). Действующее российское законодательство не использует понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народа») или аналогичные ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Прежде это понятие использовалось главным образом в отношении земли и других природных ресурсов, а также некоторых памятников истории и культуры. В отношении этих объектов подразумевался особый правовой режим, который исключал вовсе чье-либо право собственности, включая государства, на данные объекты. Иногда считалось, что собственником таких объектов выступает непосредственно «народ» в целом, а не государство как таковое. При этом объекты «всенародного достояния» полностью исключались из имущественного оборота. Частная собственность как одна из основных форм собственности в отечественном законодательстве была восстановлена с принятием в 1990 году Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». К объектам права частной собственности закон относит любые виды имущества, за исключением объектов государственной, муниципальной собственности и отдельных видов имущества, которое согласно закону не может находиться в частной собственности. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничивается, за исключением лишь случаев, когда такие ограничения устанавливаются законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). В частной собственности могут находиться земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, средства массовой информации, предприятия (как единый имущественный комплекс) и многие другие виды имущества. Указанные объекты могут подпадать как под общий, так и под специальный правовой режим. В частности, специальный правовой режим устанавливается для таких объектов собственности, как земельные участки, жилые дома, квартиры и другие виды недвижимости, поскольку вещные права на такое имущество, а также и гражданско-правовые сделки с ними, подлежат государственной регистрации, причем отдельные виды имущества подлежат еще и специальной регистрации (например, морские суда). Кроме того, и на отдельные виды движимого имущества законом может распространяться специальный правовой режим. Таковыми являются транспортные средства, поскольку требуют специальной регистрации, оружие, для приобретения которого необходимо специальное разрешение (лицензия) (ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[94]), сильнодействующие яды, применяемые в лечебных, научных и производственных целях, и ряд других объектов, оборотоспособность которых ограничена. Специальный режим перечисленных объектов выражается в особых правилах их хранения и учета, особых мерах предосторожности при обращении с ними, запрещении передавать их кому бы то ни было без надлежащего на то разрешения и т.п.
|