Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Появление Вечери
В параллельных " Завещанию" " Канонах Ипполита" и особенно в Эфиопской версии " Апостольских постановлений" находим это чинопоследование в чистом виде. Вот оно: Канон 25 " О внесении светильника на вечерю общины" (отсутствует в остальных версиях, дублирующих латинский кодекс 5го века, из которого вырван этот лист): " Когда приходит епископ, после наступления вечера, диакон пусть вносит светильник и, став посреди всех присутствующих верных, возносит благодарение". P.S. Здесь непонятно, кто возносит благодарение — епископ или диакон. Но " Каноны апостолов", дублирующие этот чин уточняют: " Когда наступает вечер, диакон вносит светильник. Епископ приветствует собрание: " Господь со всеми вами! " (" Canones Ecclesiastic" London, 1904, стр. 159). Также у Ипполита: " Сначала будет он приветствовать, говоря: " Господь с вами". И народ пусть говорит: " И со духом твоим". · Еп.: " Возблагодарим Господа". · Народ: " Достойно и праведно есть: Ему подобает величие и хвала со славой". · Не говорится " Горе имеем сердца", ибо это произносится при приношении (т.е. при Евхаристии). · Еп.: " Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый (" Каноны апостолов": "... за то, что Ты просветил нас откровением невещественного света"). И так как мы провели день и пришли к началу ночи, насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения и так как ныне по Твоей милости не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем и славим Тебя через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь". · И все говорят: " Аминь". · Итак они пусть встают после вечери, молясь; (т.е. до этого сидели) а отроки говорят псалмы; также и девы (т.е. девственницы)". " Каноны Ипполита" (Тоже конец 3 века), описывая схожий чин, добавляют: " В отсутствии епископа диакон замещает его в том, что качается молитвы и преломления хлеба... Но мирянину не подобает благословлять хлеб: пусть только преломит, ничего не делая". Так что же это за чин, который может совершать и диакон, который начинается внесением светильника, а завершается благословением хлебов, сохранившимся от Агапы? Очевидно, это — первоначальная Вечерня. По всем упомянутым источникам мы можем реконструировать её в следующем виде: · Вход епископа и диакона, который вносит в молитвенное собрание светильник. · Епископ приветствует собравшихся: " Господь с вами! " (т.е. их духовному взору преподаётся воссиявший во славе Христос) и призывает восславить Того, Кто невидимо вошёл в собрание вместе с внесённым светильником: " Возблагодарим Господа! " · Народ поёт: " Достойно и праведно" и др. песнопения (в том числе и " Свете тихий", как увидим ниже). · Епископ читает Вечернюю молитву, а затем благословляет и раздаёт хлеба. · Отроки и девы поют псалмы. · Благословение и отпуст. P.S. Вот откуда в чине нашей теперешней Великой Вечерни благословение хлебов, пшеницы, вина и елея после литии! Это — пища первохристианской Агапы! Это такой же явственный отголосок её, как и православные поминки.
|