Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины Гимнографического Расцвета
В Доникейский период важнейшей частью культа была дидактическая (учительная) функция. Мы уже видели, какое огромное место в богослужении занимала проповедь. Процесс оглашения растягивался на годы. Епископы 2-3 века поощряли ораторские таланты и христианскую учёность. Они всеми силами старались поддерживать уровень верных на должной высоте, потому что от этого зависела жизнеспособность Церкви. С переходом к государственной парадигме жизнь Церкви стала зависеть, в основном, от воли императора. Когда все его подданные стали автоматически зачисляться в разряд христиан, институт оглашения и искусство проповеди стали быстро деградировать. Необходимо было искать какое-то другое средство воздействия на массы. И тогда на первый план стало выходить церковное пение. Последним выдающимся проповедником и Учителем Церкви был свт. Иоанн Златоуст († 407 г.). Это была вершина дидактического мастерства. Превзойти Златоуста было попросту невозможно. После Златоуста проповедь постепенно отодвигается на задний план, уступая место гимнографии. Очень характерно, что по свидетельству Сократа, уже Златоуст стал составлять какие-то краткие христианские песни — тропари из 2-3 строф, которые пелись вперемежку со стихами псалмов (Образуя как бы междостишия или припевы). Т.о. переориентация началась уже с творчества самого Златоуста. Другой важнейшей причиной развития гимнографии стало постепенное внедрение практики тайных молитв. Древняя Церковь не знала ничего подобного. Даже Евхаристические молитвы читались не просто громко, но всенародно. Ведь это был " народ Божий", который в те минуты сослужил своему предстоятелю. Например, в Эфиопской Литургии " Апостольских постановлений" прямо сказано после " Достойно и праведно": " Потом произносят (dicunt) евхаристическую молитву, следуя за предваряющим епископом" (" Собрание древних Литургий" СПб, 1876 г. вып. 3, стр. 8). И до сих пор (!) в Евхаристических молитвах, по древней традиции употребляется множественное число. Но с переходом к государственной Церкви, когда уровень верующих резко понизился и " верные" стали рассматриваться как профанные (т.е. лишённые посвящения) " миряне", святыню стали всячески отгораживать от них алтарными преградами и прочими мерами. К числу этих мер принадлежало и сокрытие от профанов священных литургических молитв (дабы они не оскорбляли их своим профанным слухом). Это не было ничьим злым умыслом. Это была стихийная реакция клира на окончательное исчезновение всеобщего царственного священства. Уже во времена Иоанна Златоуста (рубеж 4-5 вв.) стала входить в силу практика тихого чтения без участия народа. В начале 5 века народ окончательно замолк, что ясно видно из слов Феодора Мопсуестийского († 428 г.): " Когда мы пребываем в молчании, в великом почтительном страхе, священник начинает анафору". И только Sanctus ещё пели все присутствующие (по Б.Сове " Евхаристия в Древней Церкви..." в сборнике " Живое предание", Париж, стр. 181-182). В 6 веке стал замолкать и сам священник, что ясно видно из 137 новеллы имп. Юстиниана, который пытался бороться с этой практикой: " Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не молча произносили молитвы Божественного приношения... но голосом, который был бы слышен верному народу..." Но объективный ход процесса сакрализации Византийского богослужения был сильнее. Впоследствии для оправдания этих " Тайных молитв" появлялись различные поучительные истории. Одну из них приводит Иоанн Мосх в 196 главе своего " Луга духовного": " Однажды в окрестностях селения [Гонаг близ Апамеи] дети пасли скот... вздумали поиграть. И разыгрвшись, вдруг решили: " Давайте устроим собрание и отслужим обедню". Все тотчас согласились, поставили одного в чине священника, двух других произвели во диаконы... на камне, как на жертвеннике положили хлеб и в глиняном кувшине вино... Священник произносил молитвы св. возношения, а диаконы махали поясами, будто рипидами. Во священники избран был такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в Церкви был обычай, чтобы дети во время литургии стояли перед алтарем и первые, после духовенства причащались св. Тайн. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы св. возношения, почему, часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было сказано по церковному чину... вдруг огонь ниспал с неба, пожрал все предложенное и совершенно испепелил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем". (" Луг духовный" Св. Троицк. Лавра, 1896 г. стр. 241-242). Этот рассказ замечателен ещё тем, что здесь мы находим, кажется, последний отголосок смутных уже представлений о неком " всеобщем священстве". Но нам здесь важно другое. Блаж. Иоанн Мосх, живший в конце 6 века, свидетельствует, что в " иных местах" молитвы Евхаристии произносились ещё гласно. Однако уже к 8 веку всеобщим правилом сделалось " мысленное, молчаливое чтение молитв". Об этом свидетельствует признание св. патр. Германа († 730 г.) в том, что он " втайне изрекает пред Богом тайны, сокровенные от веков и родов". Правда, сам патриарх Герман удивляется и не понимает " Какая цель, мысль и сила тайно читаемых молитв? ", но воспринимает это со смирением, как всеобщую церковную практику (см. " Писание св. отцов... относящийся к истолкованию правосл. богослужения". СПб, 1855 г. т. I, стр. 425). Т.о. в 8 веке переход к тайному чтению завершается окончательно. Поэтому, конечно, именно 8 век является веком необычайного и преимущественного развития гимнографии. Ведь тишину, возникшую в церкви надо было чем-то заполнять. Вот и заполняли её гимнографией.
|