Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Августа. В главе «Ямараджа поучает своих слуг» содержится множество удивительных утверждений, касающихся могущества Святого Имени
В главе «Ямараджа поучает своих слуг» содержится множество удивительных утверждений, касающихся могущества Святого Имени. Праб-хупада пишет: «Чтобы убедиться в том, сколь благотворно повторение мантры Харе Кришна, не надо проводить специальных исследований. История Аджамилы является достаточным доказательством». Также нет необходимости применять какие-либо другие методы – повторения Святых Имен вполне достаточно. «Отсюда можно заключить, что каждый должен дать обет регулярно повторять Святое Имя Господа – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, /Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – и неукоснительно выполнять этот обет. Тогда Кришна по Своей милости непременно освободит нас из пут майи...» «Нас не должно останавливать то, что мы повторяем мантру Харе Кришна с оскорблениями, потому что, если мы будем просто продолжать повторять эту мантру, со временем мы начнем повторять ее без оскорблений. Тогда начнет расти наша любовь к Кришне. Любовь и привязанность к Верховной Личности Бога, по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, должны стать нашей главной целью: према пум-артхо махан» (Бхаг., 6.3.24, комм.). Дальше Прабхупада пишет: «Даже если в начале человек повторяет мантру Харе Кришна с оскорблениями, он может избавиться от них, повторяя мантру постоянно. Если последовать призыву Господа Чайтаньи Махапрабху и повторять мантру день и ночь, она постепенно избавит нас от всех грехов: папа-кшайаш ча бхавати смаратам там ахар-нишам» (Бхаг., 6.3.24, комм.). Во время сегодняшней прогулки я снова ощущал покой. Воспользовавшись этим состоянием, я занимался внутренней работой, постоянно возвращая ум к слушанию звука Харе Кришна мантры. Эта деятельность предельно ясна, и, похоже, тут не о чем особенно говорить. В ходе моего пребывания здесь я нахожусь либо в одиночестве, либо в обществе местных преданных. Я приехал уже достаточно давно, и к этому моменту все уже успокоились, сосредоточившись на личной джапе. Сейчас приехало еще несколько преданных из Америки, чтобы принять участие в Ратха-ятре, которая пройдет в Дублине. Когда вы с кем-то долго не видитесь, хочется о многом поговорить. Мы старались сдерживать себя и просто повторять джапу, но через какое-то время все равно переключались на разговор. Индира даси спросила: «Почему говорится, что намабхаса дарует освобождение, если, несмотря на освобождение от последствий грехов, она не освобождает от греховных желаний?»
Мое понимание таково, что намабхаса, тень Святого Имени, способна уничтожить грехи, совершенные нами в прошлом. Мы получаем «освобождение», однако затем вновь лишаем себя этой свободы, поскольку семена материальных желаний по-прежнему находятся в сердце. Избавиться от них можно только обретя чистое сознание Кришны, и тогда все наши желания будут связаны со служением Кришне. (Я сознаю, что некоторым преданным хотелось бы более детально рассмотреть этот вопрос, и ачарьи гаудия-вайшнавизма тщательно исследовали эту тему, но я предпочитаю давать простые ответы. Одна из причин заключатся в том, что я не слишком хорошо знаком со всеми этими деталями. У меня есть склонность забывать многочисленные детали, которые обсуждаются в трактатах Вишванатхи Чакраварти и Дживы Госвами. Однако я хорошо помню, что говорит об этом Прабхупада, и для меня этого вполне достаточно. Он дает то, что необходимо нам для избавления от вредных привычек и для продвижения по пути домой, обратно к Богу.) Индира даси задала сразу другой вопрос: «Как развить привязанность к повторению?» Если первый вопрос был слишком глубоким, то второй слишком объемным. Я не являюсь мастером афоризмов. Я мог бы ответить что-то вроде: «Привязанность порождается привязанностью», – но, похоже, это не самое блестящее изречение. Привязанность порождается практикой. Да, это неплохо. Поскольку любовь к Богу дремлет в нас, то если мы практикуем, со временем появится подлинная привязанность, асакти – страстное желание постоянно общаться со Святым Именем. Еще один вопрос из того же источника: «Вообще, в наших ли силах искоренить оскорбления?» Несомненно. В противном случае, зачем мы каждый день перечисляем десять оскорблений и стараемся избегать их? Прабхупада говорит, что повторять Харе Кришна легко, но при этом нужно помнить, что он сравнивает повторение с более трудными методами. Это не та легкость, когда вы нажимаете несколько кнопок на телефоне и узнаете точное время или погоду. В наше время невозможно достичь совершенства в практике других методов, таких как йога или гъяна. Повторение Харе Кришна считается легким, потому что мы способны практиковать его. Прабхупада говорит, что нет нужды искать доказательств – доказательством является Ад-жамила. Еще одним доказательством являются Джагай и Мадхай. Тому, кто с решимостью идет по этому пути, успех гарантирован. «В " Мадхурья-кадамбини" говорится, что наша практика садханы не является причиной милости Кришны к нам, однако между ними существует некоторая связь. Не могли бы вы объяснить этот момент?» Я говорил об этом вчера. Милость Святого Имени нисходит на нас, мы не можем получить ее своими усилиями. На самом деле, во время повторения ум рассеян и думает о самых разных предметах. Мы не можем контролировать свой ум, но Кришна может. Его называют Йогешварой, повелителем йоги. Таким образом, наша садхана не является причиной успешной джапы. Почему же Кришна одних награждает Своей милостью, а других нет? Кришна говорит: само 'хам сарва-бхутешу – я равно отношусь ко всем. Когда человек становится преданным и другом Кришны, между Кришной и преданным возникают близкие отношения. Таким образом, если Кришна удовлетворен нашими усилиями, Он может наградить нас успехом в повторении Харе Кришна, если пожелает. Таким образом, садхана не является причиной успеха. Если бы все зависело от нашей практики, это бы означало, что нам нужно мыслить в духе карма-кандии, считая, что Кришна теперь нам обязан, поскольку мы внимательно повторили несколько кругов и уронили несколько слезинок. Мы совершили необходимый ритуал и теперь ожидаем ответной реакции Бога. Этот номер не пройдет, во всяком случае с Верховным Господом и с повторением Харе Кришна. Когда человек искренне старается следовать истинному духовному учителю, соблюдает предписания и признает приоритетность повторения Святого Имени, он оказывается в положении, благоприятном для обретения милости Кришны. И когда в его сердце входит независимая и беспричинная милость Господа, дают всходы ростки хорошего повторения, а затем появляются первые признаки любви к Богу.
Именно этот урок преподал всем Господь Кришна, когда мама Яшода попыталась связать Его веревкой. Сколько бы веревок она ни связывала вместе, все равно они были на два пальца короче. Она не могла связать маленького Кришну. Тогда Кришна сказал ей: «Дорогая мама, хотя Я играю роль твоего сына, это происходит лишь с Моего согласия. Если Я не соглашусь, ты не сможешь связать Меня, сколько бы веревок ты ни взяла». В этой лиле Кришна не подчинился власти Своей мамы, продемонстрировав Свою верховную независимость. Однако увидев, что Яшода вспотела от напряжения, цветы выпали из ее волос и она впала в отчаяние, Кришна уступил ее желанию и позволил связать Себя, Верховного Господа, к которому неспособны даже приблизиться великие йоги и мистики. Если чистый преданный хочет поймать Кришну в сети своей любви или стремится повторять Харе Кришна в настроении спонтанной преданности, необходимы оба элемента: нам нужно прилагать усилия, и плюс к этому Кришна, не зависящий от наших усилий, должен Сам пожелать танцевать на нашем языке в форме шуддха-намы.
***
Когда я возвращался сегодня с прогулки, воздух наполнился крошечными мошками. Всякий раз, когда я останавливался, они лезли мне в глаза и рот. Они доставляли мне беспокойство и кусались. Я вспомнил слова Прабхупады, что хотя лес находится в гуне благости, но храм трансцендентен, и поспешил домой, чтобы повторять перед алтарем.
|