Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НАРЫШКИНСергей Евгеньевич — глава Администрации Президента РФ. 4 страница






На примере России Рормозер демонстрирует также неспособность либерализма справиться я тяжелыми кризисными ситуациями в экономике и социальной сфере: «либерализм функционирует лишь в условиях нормального положения, когда существует относительно высокий уровень благосостояния и сильное среднее сословие выступает в роли стабилизирующей силы».

Критикуя либерализм за его утилитарность, антиисторичность, идеологичность, притязания на всеобщность, Рормозер, тем не менее, подчеркивает, что новый консерватизм не должен повторять ошибок консерваторов 1920-х гг., а именно вырождаться в слепой антилиберализм, поскольку без таких элементов либерализма, как возможность личной инициативы, открытость общественных процессов, современное общество нежизнеспособно. Консерватизм должен стать для либерализма тем противовесом, который бы «постоянно поворачивал его лицом к действительности».

Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тэтчер, Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. и др.

Теоретики неоконсерватизма — Лео Страус, Г.-К. Кальтенбруннер, Г. Рормозер, С. Хантингтон, П. Бьюкенен.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ — (лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, получившее развитие в середине — конце XX в. и наследующее либерализму. Неолибералы исходят из требования максимальной свободы деятельности индивида в сферах политики, экономики, частной жизни и т. д.

Экономический неолиберализм опирается на тезис о недопущении вмешательства государства в экономику (laissez-faire) и постулировании неограниченной конкуренции как наиболее эффективного экономического механизма, обеспечивающего через свободное рыночное формирование цен регулирование хозяйственных процессов, рост общественного благосостояния и достижение социальной справедливости.

Неолибералы склонны истолковывать все общественные связи в терминологии рынка: человек как свободный предприниматель организует свою жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие рассматривает как контракт (акт куплипродажи).

Неолиберализм сформировался как реакция на отход в 1930–50 гг. правительств западных стран, политических институтов и крупных социальных мыслителей от основных постулатов либерализма. Так, в США теория саморегуляции рынка и концепция «государства как ночного сторожа» (формулировка Ф. Лассаля) ярко продемонстрировали свою несостоятельность во время Великой депрессии в США (1930-е гг.).

Крупнейший экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946), выступавший за сочетание конкуренции с государственным регулированием, стал одним из идеологов «государства всеобщего благоденствия» (welfare state): подразумевалось при активном «вмешательстве» государства в сферу экономики усиление социального сотрудничества и защиты населения от издержек капитализма.

В Германии конца 1940-х — 1960-х гг. проводником подобных взглядов стал канцлер Л. Эрхард, автор концепции «социального рыночного хозяйства», подразумевавшей сочетание рыночных рычагов, обеспечивающих экономическую эффективность с социально ориентированной деятельностью государства (контроль над формированием заработной платы, занятостью, социальным обеспечением и т. д.).

Преобладание роли государства в экономике Японии, Тайваня и др. стран АТР стало одной из причин «экономического чуда», наблюдавшегося в этих странах в 1960–90-х гг. Правительства этих стран отклонили неолиберальные доктрины американских советников, широко применяя государственное регулирование экономики, включая и механизм национализации целых отраслей.

Во многих странах «второй вол ны» азиатских экономических рекордсменов — Китае, Вьетнаме роль государства в экономике исключительно велика, а регулирование процессов осуществляется жесткими методами, характерными для планового способа ведения хозяйства.

Возникновение неолиберализма связывается с именем австрийскоамериканского экономиста Л. Мизеса (1881–1973), активного критика идей социализма. По его мнению, социализм как система неработоспособен, и применение социалистического принципа к части средств производства ведет к сокращению производительности труда и, соответственно, уменьшению общественного богатства. Напротив, «единственной работающей и эффективной системой человеческого сотрудничества в общест

Неолиберализм

Н

ве, основанном на разделении труда, является частная собственность на средства производства».

Не отрицая необходимости государства как «аппарата, призванного защищать частную собственность на средства производства», Мизес настаивает, что любое плановое регулирование экономики, как в условиях социализма, так и в условиях welfare state, исключает возможность рыночных принципов ценообразования. Отсутствие торгов за ресурсы и поиска наилучшей альтернативы приводит к «неэффективному и бездумному» использованию ресурсов. Причину роста неприятия либерализма в середине XX в. среди представителей различных слоев населения Мизес видит в их неудачливости и склонности искать причину своего неудовлетворительного положения не в своей лени и бездарности, а в недостатках политической системы. По Мизесу, это и является питательной средой различных коллективистских и социалистических доктрин.

Идеи Мизеса развивал его ученик и последователь Ф. Хайек (1899– 1992), удостоенный в 1974 г. Нобелевской премии по экономике. По Хайеку, свободный от государственного вмешательства рынок необходим, поскольку он способствует прогрессу (производство неизвестного продукта не может быть внесено в план) и гарантирует устойчивое снижение издержек производства (за счет рыночного механизма цен происходит отбор наиболее эффективного производителя тех или иных продуктов). В своих работах Хайек жестко оппонирует кейнсианцам, считая, что политика дешевых денег и создания рабочих мест за счет бюджета в перспективе грозит новыми экономическими проблемами. Хайек стоял на позициях монетаризма — теории, обретшей влиятельность в 1970-е гг. и опиравшейся на количественную теорию денег.

Наибольшее развитие идеи монетаризма получили в доктрине американского ученого М. Фридмена (род. 1912), нобелевского лауреата по экономике. Критикуя Кейнса, Фридмен утверждал, что с помощью кредитно-денежных рычагов необходимо влиять не на занятость и объем производства, а на цены. Фридмен предложил отказаться от гибкой кредитно-денежной политики в пользу поступательного наращивания денежной массы на 3–5% в год и ограничить чрезмерную свободу действий центральных кредитно-денежных органов (центрального банка и т. п.).

Теория М. Фридмана является ярким примером либертарианства. Либертарианство (от фр. libertaire — анархист) — идеологическое течение, возникшее в рамках экономического либерализма, рассматривающее такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование как частный случай воровства и грабежа, а поэтому подлежащий упразднению.

По мнению либертарианцев, сформированное в ряде стран Запада социальное государство должно быть уничтожено в пользу «общества равных возможностей», или «общества собственников».

Умеренные неолибералы выступали за ограничение функций государства монетарным регулированием и протекционизмом, а также за приватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионного обеспечения, за перевод науки на самоокупаемость. Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики является приватизация.

На государственном уровне неолиберализм воплотился в жизнь в Великобритании в правление Т. Блэра, а также в США в правление Б. Клин тона, декларировавшего: «Эра большого государства прошла». Многие западные ученые (Н. Хомски и др.) отмечают, что на мировом уровне принципы неолиберализма проводятся в жизнь в интересах ТНК с помощью различных надправительственных образований (МВФ, ВТО, Всемирного банка и пр.).

Под предлогом «корректировки» экономики развивающихся стран (по стандартному «рецепту»: либерализация цен и финансов, приватизация, обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, гарантии вывоза прибылей и т. д.) осуществляется фактическая десуверенизация этих стран, навязывание определенного места в системе глобальной экономики.

Принцип невмешательства государства в экономику предполагает отстранение от участия в экономической жизни страны национальных правительств, а стало быть, и населения, поскольку правительство демократическое. Таким обра зом, страны-«реципиенты» либеральных рыночных реформ становятся сырьевыми колониями или трудовыми лагерями, обслуживающими интересы «золотого миллиарда». Об этом свидетельство вал Дж. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике (2001), шеф-экономист Всемирного банка (1997–2000).

Наиболее разрушительные последствия как для экономики, так и для политической системы приход к власти либералов вызвал в СССР. Его результатом стала перестройка, а затем и крушение СССР как сверхдержавы, установление «нового мирового порядка», что стало огромной трагедией для сотен миллионов че ловек.

Либерализация, курс на которую был взят правительством Е. Гайдара, прежде всего коснулась цен, фиксация которых была отменена 1 января 1992 г. В сочетании с другими факторами это привело к гиперинфляции и потере большинством населения всех долгосрочных сбережений. Следующей фазой либеральных реформ стала приватизация, которая свелась к «черному переделу» бывшей общенародной собственности и ускоренному созданию класса новых собственников.

Декларируя свою задачу повысить эффективность труда и создать средний класс, «младореформаторы» облагали заводы налогами, доходящими до 80%, и при этом освобождали от пошлин импорт табака и алкоголя, в т. ч. суррогатного.

Нефть

Н

К 1996 г. ВВП страны снизился на 28%, а утечка капиталов из России превысила 150 млрд долларов. По оценке исследования ЮНИСЕФ, в результате неолиберальных «реформ» только в 1993 г. в России последовало на 500 тыс. смертей больше, чем обычно, а всего «неолиберальные реформы» в России дали более 2, 5 млн «избыточной смертности». Это больше, чем было приговорено к расстрелу за все время правления Сталина и больше, чем Россия потеряла в Первую мировую войну.

Сегодня неолиберализм дискредитировал себя не только в России, но не является серьезным течением и на Западе. Так, США отказались от отвергаемых американским обществом реформистских идей неолибералов (приватизация образования, система медицинских накопительных счетов). Во внутренней жизни страны неолиберализм отвергается как доктрина, подрывающая образование и здравоохранение, ведущая к росту неравенства и уменьшающая долю труда в доходах. Однако как фактор влияния на уязвимые общества развивающихся стран неолиберализм остается «экспортным товаром» из США.

Неспособность мировых финансовых институтов, действующих в соответствии с либеральной экономической доктриной, обеспечить реальные потребности глобальной экономики, ярко проявилась в 2008 г., с началом глобального экономического кризиса, во многом ставшего результатом противоречия между реальной мировой экономикой и устаревшими, мешающими ее развитию финансовыми институтами, базирующимися на спекулятивной игре с ценными бумагами на фондовом рынке. Крах американской системы ипотечного кредитования и других инвестиционных институтов — банков и фондов, больно ударивший по экономике всех без исключения стран, означает и окончание эпохи финансового монополизма США и, шире — эры господства либеральной экономической доктрины.

Для спасения своей финансовой системы США пришлось прибегнуть к методам, которые с большим трудом можно назвать либеральными. Так, 4 октября 2008 г. президент Дж. Буш подписал т. н. «план Полсона», предусматривающий выделение 700 млрд долларов на выкуп неликвидных активов у банков страны с тем, чтобы они смогли предоставлять кредиты предприятиям, находящимся на грани банкротства. Таким образом администрация США фактически провела национализацию части американских компаний.

Очевидным итогом финансового кризиса 2008 г. стало возрастание роли государства в экономике. Неспособность традиционных рыночных институтов погасить кризис и предотвратить начавшуюся рецессию, способную привести к массовой безработице и социальным конфликтам, вновь поставила перед экономической наукой и практикой вопрос о степени влияния государственных структур в прогнозировании и планировании экономики, ее «социализации».

Понимание активной роли государства в преодолении финансового кризиса ярко проявилось и в ходе состоявшегося 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне саммита «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), посвященный выработке мер по преодолению по следствий мирового финансового кризиса.

НЕФТЬ (от перс. «нефт») — горючая маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли; важнейшее полезное ископаемое, сложная смесь химических соединений.

Начавшееся в XIX в. широкое использование нефти произвело революцию в энергетике и многих отраслях промышленности.

10% нефти используется в нефтехимии — при производстве пластмасс, целлофана, нейлона, смазочных масел, синтетического каучука, медицинских препаратов, взрывчатых веществ, ароматических соединений. Но наибольшую ценность нефть имеет как источник энергии. Путем перегонки из нефти получают бензин, лигроин, керосин, реактивное и дизельное топливо и проч.

Использование нефти в качестве топлива ведется с древности. Первые нефтяные скважины в Китае относятся к III в. до н. э. Первый в мире нефтеперегонный завод построен в 1745 г. русским купцом Федором Прядуновым на р. Печоре. В США начало масштабной добычи нефти относится к середине XIX в. Долгое время нефть находила в США лишь медицинское применение. В 1855 г. проф. Б. Силлимэн обнаружил, что нефть может использоваться в качестве горючего для светильников. В самый короткий срок Америку захлестнула «нефтяная лихорадка». Первым нефтяным магнатом стал Дж. Рокфеллер, создавший компанию Standard Oil и сделавший многомиллионное состояние на торговле керосином.

До конца ХIХ в. бензин считался опасным отходом нефти и сливался в реки сотнями тысяч тонн в год. Изобретение двигателя внутреннего сгорания открыло реальную область применения бензина. Нефтяная отрасль превратилась в самый крупный и распространенный бизнес в мире, обеспечивший подъем и развитие мирового хозяйства.

Важность нефти как элемента национальной мощи продемонстрировала Первая мировая война. С тех пор большинство войн в мире ведется зачастую за энергоносители. Так, японская атака Перл-Харбора была продиктована необходимостью защиты своего фланга при захвате союзниками нефтяных ресурсов Восточной Индии. Важнейшей стратегической целью вермахта в Советском Союзе были кавказские нефтяные месторождения. Угроза потери контроля над нефтеносными территориями стала одним из лейтмотивов холодной войны и источником многих региональных конфликтов.

Страны, располагающие сущест венными нефтяными запасами, перемещались с периферии международной политики в число богатейших и влиятельнейших держав (в т. ч. Саудовская Аравия, Арабские Эмира

Нефть

Н

ты), а собственные запасы нефти становились основой национальной безопасности. С нефтью связаны и величайшие мировые кризисы последней трети XX в. (например, война в Афганистане).

Развал СССР, крупнейшего нефтедобывающего государства и второго в мире экспортера, во многом обусловливался искусственным падением мировых цен на нефть (США уговорили страны ОПЕК увеличить добычу и уронить цены). «Замораживание» Соединенными Штатами, некогда одного из главных нефтедобытчиков в мире, собственных углеводородных промыслов и переход на импорт нефти из стран Латинской Америки и Ближнего Востока привело эту страну к огромному торговому дефициту и ухудшило ее общее стратегическое положение, выход из которого американцы находят в военных кампаниях против «неудобных» режимов (Вьетнам, Ливия, Панама, Югославия, Ирак, Азербайджан и т. д.) и попытках взять под свой контроль нефтяные отрасли нефтедобывающих государств (в т. ч. России). Свои истинные намерения США скрывают за разговорами о необходимости либерализации экономики этих стран и «демократизации» их общественных систем.

Попытки установления контроля над нефтяной отраслью России наиболее отчетливо были продемонстрированы Соединенными Штатами в 1990-х гг., в эпоху приватизации крупнейших российских предприятий. Первый этап приватизации относится к1992г., когда всоответствии с указом Б. Ельцина в России были созданы 4 нефтяные компании: 3 акционерных общества («ЛУКойл», ЮКОС, «Сургутнефтегаз») и государственное предприятие «Роснефть». Второй этап связан с проведением в 1995 г. залоговых аукционов, когда крупнейшие частные банки, предоставив государству займы под залог стратегически важных предприятий, фактически забрали эти предприятия за долги.

В то время нефтяная отрасль России переживала системный кризис. В основных нефтедобывающих регионах резко снизились темпы открытия месторождений за счет сокращения геологоразведочных работ, значительно уменьшился объем добычи (300 млн тонн в 1996 г. против 624 млн тонн в 1988 г.). Большая часть прибыли от экспорта национального богатства России оседала в карманах олигархов, вывозилась за рубеж.

Бесконтрольная экспансия (на крайне невыгодных для страны условиях) иностранного капитала в отрасль становилась все более опасной. Практически даром были отданы американским компаниям месторождения на Сахалине, по не выгодным для России соглашениям о разделе продукции. Российская компания ТНК была, по сути, поглощена «Бритиш Петролеумом». После предполагаемого слияния компаний ЮКОС и «Сибнефть» и последующей их продажи американской «Эксон-Мобайл» под контроль США могла уйти треть российской нефтянки. И все это накануне мирового роста цен на нефть.

Кризис отрасли был в целом преодолен, благодаря активному вмешательству государства, к концу 1990-х — началу 2000-х гг. В настоящее время Россия вновь является мировым лидером по объему добычи нефти, в 2006 г. впервые за долгие годы опередив Саудовскую Аравию. В 2005 г. добыто 470 млн тонн нефти.

За счет растущих мировых цен на нефть за последние годы страна оснастилась вторым в мире по величине (после Китая и Японии) золотовалютным запасом и значительным стабилизационным фондом, позволившим, наконец, расплатиться по советским долгам и превратиться из страны-должника в страну-кредитора.

Нефтегазовая отрасль остается локомотивом российской экономики — рост дополнительных экспортных доходов преобразовывается в увеличение как инвестиционного, так и потребительского спроса, что, в свою очередь, стимулирует рост отечественного производства.

Нефтяной вопрос остается предметом политических спекуляций для ряда антинационально настроенных политиков и в наши дни. Так, большой резонанс вызвало в 2006 г. заявление бывшего премьер-министра М. Касьянова о его готовности в случае победы на президентских выборах 2008 г. продавать нефть западным потребителям по цене втрое ниже рыночной, тем самым превратив страну в сырьевой придаток Запада.

На сегодняшний день основным потребителем нефти являются США (25% от мирового потребления нефти, или 24 млн баррелей в сутки). За США следуют страны Европы (около 20% или 15, 1 млн б/с) и Азиатско-Тихоокеанского региона (11% или 8, 7 млн б/с). Самые высокие темпы роста потребления отмечены в Южной Корее, Таиланде, Китае, Индонезии и Индии. Доля стран бывшего СССР в мировом потреблении нефти сократилась с 13% в 1988 г. до 5% в настоящее время.

В конце XX — начале XXI вв. цены на нефть неуклонно росли: 11 долларов за баррель в 1991 г., 30 долларов в 2000 г. и т. д., достигнув исторического максимума 11 июля 2008 г. (147 долларов). Мировой финансовый кризис вызвал резкое падение цен на нефть (54 доллара в июле 2008 г., 49 долларов в апреле 2009 г.), что связано с общим снижением потребления нефти в мире.

Самые богатые нефтью страны объединены в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК), на долю которой приходится около 78% от мировых запасов. В их числе, в частности, Саудовская Аравия (25% от доказанных мировых запасов), Ирак (10, 8%), ОАЭ (9, 3%), Кувейт (9, 2%), Иран (8, 6%) и Венесуэла (7, 3%).

Доказанные запасы стран СНГ, включая Россию, — около 6% от мировых, США — около 3%, Норвегии — около 1%.

Крупнейшие мировые производители нефти: Россия (8, 5 млн б/с), Саудовская Аравия (8, 47 млн б/с), Иран (3, 78 млн б/с), Венесуэла (2, 23 млн б/с), ОАЭ (2, 22 млн б/с), Нигерия (2, 14 млн б/с), Кувейт (2, 08 млн б/с), Ирак (1, 45 млн б/с), Ливия 1, 44 млн б/с), Алжир (1, 15 млн б/с), Индонезия (1 млн б/с), Катар 0, 71 млн б/с).

Новый мировой порядок

Н

Нефть — невозобновимый энергетический ресурс. Подтвержденных запасов нефти (1, 209 трлн баррелей на конец 2005 г.) при нынешних объемах потребления человечеству хватит лишь на 40, 6 лет. Это означает, что пока не будет открыт альтернативный источник энергии, нефть будет по-прежнему оказывать беспрецедентное в истории воздействие на мировую экономику, а борьба за контроль над добычей и транспортировкой нефти, и, следовательно, за контролем над экономикой всех стран, которые от нее зависят, станет обостряться с каждым годом.

НОВЫЕ РУССКИЕ — бытовавшее в 1990-е гг. определение для формирующейся бизнес-элиты, квази-класса со своим специфическим языком, привычками, этикой, способом выстраивания межличностных взаимоотношений.

Словосочетание вошло в обиход после опубликованного 7 сентября 1992 г. в еженедельнике «Коммерсантъ» социологического портрета своих читателей, относившего их к «опережающей группе российского общества», «представители которого характеризуются одновременно высокой материальной обеспеченностью, образованностью, новым менталитетом и, как следствие, новым стилем жизни».

Термин «new russians» позаимствован из американского журнала Newsweek (по др. данным он являлся калькой с французского «nouveau russ» — каламбурного варианта «нувориша»). Однако «элитным» обозначением элиты он пробыл недолго: в скором времени ему была придана ироническая окраска. «Новые русские» на шестисотых «Мерседесах», в малиновых двубортных пиджаках и с золотыми цепями на шеях стали главными персонажами классовых анекдотов 1990-х гг. А сам термин стал в большей степени относиться к представителям «нового» криминалитета (в отличие от «воров в законе»).

В наиболее широком понимании «новые русские» представляют собой социальную группу, получившую капиталы и власть не благодаря собственному труду и профессионализму, а благодаря тому, что они оказались «в нужное время в нужном месте», а именно во время крушения СССР и в пространстве близости к власти, либо полного безвластия. Отсюда установка по отношению ко всему на свете, как у временщиков, например, к деньгам — «легко пришло, легко уйдет», тотальная социальная безответственность, расточительство, показное потребление, культ удачи, жизнь одним днем.

Ценностная система «новых русских» также предполагает убежденность во вседозволенности («деньги везде пробьют мне дорогу»), сибаритство, низкий уровень трудовой этики, пренебрежение к образованию, эгоизм, антипатриотизм и вы сокую форму классовой и национальной нетерпимости (скрытая или откровенная русофобия), в связи с чем очевидно, что популярные среди этой общности идеи «либерализма и демократии», «защиты прав человека» лишь предмет политической демагогии во имя защиты своих узкоклассовых интересов.

«Новыми русскими» были подвергнуты обструкции все виды ценностей, которые достижимы путем использования общественно-одобряемых средств, в т. ч. научные звания («пусть очкарики на меня работают»), военные награды («сколько стоит медалька?»), благотворительность («я тут вам не благотворительное общество»), честность («кто честный, тот лох»), упорный труд («работает только лох»). Успех измеряется ими лишь количеством денег и демонстративной роскошью, «понтами».

Для «новых русских» характерен также религиозный эклектизм, предполагающий отказ как от любой традиционной религиозности, так и от советского атеизма в пользу причудливой смеси формального христианства с паранаучным (биоэнергетика, торсионные поля и проч.) и парарелигиозным мировоззрением (астрология, оккультизм, младостарчество).

Эстетические пристрастия «новых русских» располагаются в узкой нише между площадностью (попса и шансон) и т. н. гламуром (показное роскошество, светскость, тусовка).

Как социальная группа «новые русские» в основном исчезли к концу 1990-х гг.

НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯ� ДОК — понятие, появившееся после крушения СССР, ознаменовавшего окончание целой эпохи, длившейся почти полвека.

Тогда, в 1991 г., рухнул прежний биполярный мировой порядок, основанный на балансе двух сверхдержав, юридически оформленный Ялтинскими (1945) соглашениями и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), зафиксировавшими принципы нерушимости границ, установленных после окончания Второй мировой войны.

Образование новых государств, по сле крушения СССР и Югославии, возникновение целого ряда «непризнанных государств» и проч. поставили под сомнение принцип «нерушимости границ». А т. н. «бархатные революции» в странах Восточной Европы, спланированные Вашингтоном и НАТО и ставшие возможными из-за того, что метрополия мировой социалистической системы — СССР, обессиленная сокрушительной перестройкой Горбачева, не в состоянии бы ла их предотвратить, открыли длительный, не завершенный до сих пор процесс формирования нового мирового порядка.

Суть «нового мирового порядка» в монополии одного государства на глобальное политическое и экономическое лидерство, а главное, управление: «Мы управляем вами в ваших же интересах, кто с этим не согласен. представляет собой зло». Сама идея такого порядка была высказана в США еще во времена В. Вильсона, заявившего на Парижской мирной конференции 1919 г., что «Америке уготована невиданная честь осуществить свое предназначение и спасти мир». Похоже, девиз на государственной печати США «Novus Ordo Seclorum» — «новый порядок на ве

Новый мировой порядок

Н

ка» из мистического задания стал воплощаться в конкретную идеологию именно после крушения СССР.

Вторая важная черта нового мирового порядка — его подчеркнуто антироссийский характер. Как признался бывший советник президента США Д. Картера по национальной безопасности З. Бжезинский, «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России».

Идеологической основой нового мирового порядка служит не рекламируемая широко теория «золотого миллиарда». В соответствии с этой теори ей, удовлетворительное существование на Земле может быть обеспечено только для одного миллиарда людей, проживающих в развитых странах.

По словам профессора Массачусетского института технологии Н. Хомски, новый мировой порядок — это порядок в интересах высших классов и крупных западных компаний, а страны третьего мира занимают особое место в этом миропорядке: они обеспечивают Запад сырьевыми ресурсами, дешевой рабочей силой, рынками для сбыта товаров, возможностями для капиталовложений и для вывоза экологически грязных производств. Еще У. Черчилль заявлял: «Управление миром должно быть в руках материально благополучных народов, богатых людей, мирно живущих у себя дома, а не голодных народов, стремящихся улучшить свое положение».

Окончательно демонтированный к началу 1990-х гг. миропорядок нуждался в замене. Конструкция нового сооружения особой оригинальностью не отличалась: США, объявившие себя единственной сверхдержавой, во многом скопировали достижения самой мощной империи XIX в. — Британской, взяв за принцип внешней политики даже не видимую ее эффективность (подданные ее величества королевы Виктории, например, проиграли в Афганистане и в целом Среднюю Азию русским), но принцип глобальности. Соединенное королевство уже тогда, на вершине своего могущества, считало себя вправе вмешиваться в дела любого государства в любой точке земного шара. Основой глобального могущества Великобритании был ее флот.

В ядерную эпоху число военных факторов в формировании и обосновании претензий на мировое господство, как это ни парадоксально, снижается. Основой глобальной американской экспансии, ее дредноутом, канонеркой, авианосцем и межконтинентальной баллистической ракетой стала ее национальная валюта доллар, оружие куда более действенное, нежели атомная бомба. По словам того же Хомски, «методы Международного валютного фонда, свобода торговли, инвестиций, конвертация валют — это правила игры, по которым не играют развитые страны, но которые они навязывают слабым, превращают правительства стран «третьего мира», в т. ч. России, в полицию, охраняющую интересы Запада и контролирующую свой рабочий класс и излишнее население. Эти правительства отказываются от плановой роли в хозяйстве, и она целиком переходит к вполне плановым западным транснациональным корпорациям».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал