Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПУТИНВладимир Владимирович — Председатель Правительства Российской Федерации (с 8 мая 2008 г.), в 2000–08 гг. — Президент РФ.






Родился 7 октября 1952 г. в Ленин граде (г. Санкт-Петербург).

Отец — Владимир Спиридонович Путин, ветеран Великой Отечественной войны, участвовал в обороне Ленинграда, инвалид. Мать — Мария Ивановна Путина, родом из Тверской обл., всю блокаду пережила в Ленинграде.

В 1975 г. В. Путин закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета и по распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. До 1990 г. служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, в т. ч. в 1985–90 гг. находился в служебной командировке в ГДР. 20 августа 1991 г. подал рапорт об увольнении из органов государственной безопасности.

С 1990 г. — помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского совета Анатолия Собчака.

С 12 июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

В 1994–96 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям.

После поражения А. Собчака на выборах мэра Санкт-Петербурга летом 1996 г. В. Путин, возглавлявший его предвыборный штаб, отказывается от предложения нового губернатора В. Яковлева работать в его команде на прежней должности заместителя главы города. Он переезжает в Москву и с августа 1996 г. работает заместителем управляющего делами Президента РФ П. Бородина.

26 марта 1997 г. он назначается заместителем руководителя Администрации Президента РФ — начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Менее чем через год, 25 мая 1998 г., Путин становится первым заместителем руководителя Администрации по работе с регионами и 15 июля возглавляет комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но в этой должности он проработал недолго: 25 июля 1998 г. В. Путин назначается директором Федеральной службы безопасности, а со 2 сентября 1998 г. становится и постоянным членом Совета Безопасности России.

29 марта 1999 г. директор ФСБ В. Путин назначен Секретарем Совета Безопасности, сохраняя при этом должность руководителя службы. А 9 августа становится первым заместителем Председателя Правительства РФ, исполняющим обязанности премьера, через неделю в должности главы правительства его утверждает Государственная Дума.

31 августа 1999 г. в новогоднем обращении к стране Президент РФ Б. Ельцин объявляет о досрочном сложении с себя полномочий и о назначении Владимира Путина и. о. президента.

26 марта 2000 г. подавляющее большинство россиян проголосовало за кандидатуру В. Путина на выборах Президента РФ.

В новую должность В. Путин вступил 7 мая 2000 г.

Через 4 года, 14 марта 2004 г. В. Путин вновь одержал победу на президентских выборах со столь же впечатляющим результатом.

Путин

П

Такое стремительное восхождение к вершинам власти (политологи говорят даже о «феномене Путина»), аналогов которому нет в российской истории, объясняется многими причинами. В. Путин, в отличие от своих предшественников, не принадлежал к партийно-номенклатурной верхушке, которая находилась у власти еще во времена СССР. Именно она в лице М. Горбачева, А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, Б. Ельцина, Л. Кравчука и прочих ввергла страну в эпоху тяжелейших испытаний, развалив СССР, его экономик у, оборону, социальную сферу, культуру под лозунгами «перестройки» и «демократизации».

Свой ресурс старая советская пра вящая элита, как та ее часть, что была у власти и полностью подчинила страну Западу, так и та, что оказалась в оппозиции, полностью выработала к середине 1990-х гг. Яркое подтверждение тому: в 1996 г. кандидатом в президенты вновь был выдвинут больной, не способный управлять страной Б. Ельцин.

В. Путин не относился и к молодым «реформаторам-либералам», вместе с Ельциным разваливавшими российскую экономику на протяжении 1990-х гг.

По своим взглядам Путин — убежденный государственник, и задолго до прихода к власти он прекрасно понимал, что в стране необходимо навести порядок и укрепить органы государственной власти, обеспечить власть закона, который был грубо попран за годы ельцинского правления коррумпированными чиновниками, олигархами и криминалом. Поэтому народом он воспринимался не как «продолжатель» разрушительного курса Ельцина и его команды, а как человек, способный покончить с пережитками ельцинизма.

Работа начальником Главного Контрольного управления и заместителем руководителя Администрации Президента РФ по работе с регионами дала будущему руководителю государства обильный материал о ре альном положении дел в стране, и это во многом определило внешнюю и внутреннюю политику России.

Путин стал чиновником федерального уровня в исключительно сложный для страны период. Как директор ФСБ, он владел информацией об истинных причинах дефолта 1998 г., о положении дел в экономике, которая полностью контролировалась олигархией, вновь приведшей в 1996 г. к власти Ельцина, о ситуации в Чечне, которая после Хасавюртовских соглашений с бандитским режимом Масхадова — Басаева (см. Чеченские войны) превратилась в плацдарм международного терроризма на российской территории. Поэтому первой же задачей, которую ему пришлось решать в качестве ру ководителя страны (еще в ранге премьера при недееспособном Ельцине) стала ликвидация этого разбойничьего анклава, само существование которого впрямую угрожало территориальной целостности государства.

Ситуация была тогда критической: летом 1999 г. вторжением в Дагестан террористы фактически развязали войну против России. Как вспоминал позднее сам президент в 2006 г., выступая с ежегодным посланием перед Федеральным Собранием РФ, для отражения агрессии требовалось не менее 65 тыс. военнослужащих, в боеспособных же соединениях из почти полуторамилллионной российской армии едва-едва набиралось 55 тыс.

В этих условиях только четкая, твердая позиция политического руководства позволила переломить ситуацию, взять под контроль чеченскую территорию и, разгромив сепаратистов, восстановить конституционный строй на территории республики.

Вторая чеченская кампания (так же как и первая) до предела обнажила степень не только развала наших вооруженных сил и упадка ВПК, но выявила истинную роль российских олигархов в чеченских войнах, их участие в финансировании бандформирований. Неудивительно, что с приходом Путина к власти они развязали против него настоящую информационную войну как в российских, так и в западных СМИ. Березовский, Гусинский, Ходорковский не без основания опасались, что их бес контрольной власти (именуемой в прессе «семибанкирщиной») в стране новый президент положит конец.

Так, собственно, и произошло. Путин не стал объявлять всемогущим олигархам открытую войну — это привело бы к дальнейшей дестабилизации в стране, и без того находящейся в состоянии длительного социально-экономического и политического кризиса. Он последовательно и методично, опираясь на поддержку своей команды, создал условия, при которых олигархи лишились возможности влиять на принятие управленческих решений в масштабах всей страны, как это было при президентстве Ельцина.

Однако финансовые магнаты продолжали оставаться мощнейшим фактором политической жизни, сохраняя контроль над представительной властью — некоторые из олигархов в буквальном смысле слова покупали целые фракции и депутатские группы, которые откровенно лоббировали интересы крупного капитала в Государственной Думе.

Правительство, не обладая поддержкой парламентского большинства, вряд ли способно было решительно проводить антиолигархическую политику. Стало очевидно, что без партии центра, объединяющей здоровые силы общества, невозможно решить масштабные задачи по наведению порядка в стране, восстановлению разрушенной реформаторами экономики.

Все попытки, начиная с 1993 г., создать «партию власти», которая формировала бы правительство, в парламенте поддерживала бы его курс и отвечала бы за результаты его деятельности, были безуспешны.

В свое время на роль правящей прочили гайдаровскую партию Демократический выбор России, но либералы с треском провалились на выборах в Госдуму 1-го созыва в 1993 г. Неудачей для правящей верхушки обернулась и вторая попытка, когда «под» премьера Черномырдина чисто административными методами была создана политическая организация «Наш

Путин

дом — Россия». НДР, потерпев поражение на думских выборах, вскоре сошла с политической сцены.

В 1999 г. к очередным выборам в ГД сформировались политические организации, декларировавшие центристские позиции — «Единство», «Отечество», «Вся Россия» (последние две вскоре объединились). После выборов на их базе возникла партия «Единая Россия». Так в парламенте появилась реальная сила, на которую Президент и правительство могли опереться при решении масштабных задач по выводу страны из глубочайшего кризиса и преодолению последствий почти 10-летнего правления горе-реформаторов.

А то, что проводимый курс нашел полную поддержку у большинства россиян, стало очевидно после впечатляющей победы единороссов на выборах в Государственную думу 4-го созыва в 2003 г., когда ЕР обеспечила себе парламентское большинство.

Очевидно, что успех ЕР нельзя объяснять только пресловутым административным ресурсом — его в избытке было и у черномырдинской НДР. «Единороссам», позиционирующим себя как «партия Путина», чей курс поддерживает абсолютное большинство россиян, естественно, доверяют и избиратели. С другой стороны, ЕР нередко критикует правительство, инициируя принятие решений по самому широкому кругу социальной и экономической жизни страны.

Во многом благодаря активности единороссов было принято решение о начале реализации четырех масштабных национальных проектов. Значительно выросла эффективность законотворческой деятельности Госдумы, которая в 1990-е гг. была чрезмерно политизирована.

С началом президентства Путина стала приводиться в порядок система государственной власти, создаваться механизм взаимодействия федеральных органов, субъектов Федерации и муниципалов (до этого в стране власть работала по печально известному принципу Ельцина — «берите суверенитета столько, сколько сможете унести»).

С целью укрепления вертикали государственной власти в стране, которая в конце 1990-х гг. находилась фактически на грани распада, в России было образовано 7 федеральных округов. Это позволило сделать работу федеральных служб в регионах более эффективной, улучшить работу правоохранительных органов, вернуть многие субъекты Федерации в границы конституционного поля.

Изменился порядок формирования исполнительной власти в субъектах Федерации — губернаторов и глав республик стали утверждать по представлению президента органы представительной власти регионов. Принятые меры позволили за сравнительно короткое время создать условия, позволившие не просто вывести страну из кризиса, но обеспечить устойчивый экономический рост.

За годы президентства В. Путина Российская Федерация из страныдолжника превратилась в странукредитора, внешний государственный долг, составлявший 130 млрд долларов, был почти полностью погашен. По объему золотовалютных резервов Россия вышла на 3-е место в мире.

С 1999 по 2008 гг. экономический рост России в среднем составлял 6, 5% в год. Такого экономического роста, в стране не было более 30 лет.

Заметно вырос международный авторитет России, ее реальная роль в мировой политике. Именно в годы президентства В. Путина (и во многом по его инициативе) Российская Федерация стала превращаться из страны, торгующей нефтью, в энергетическую сверхдержаву. Заметно окрепла обороноспособность страны, армия впервые за 15 лет получила новые образцы вооружения.

Так, только в 2006 г. стратегические силы ядерного сдерживания России пополнились двумя атомными субмаринами, оснащенными ракетными комплексами «Булава» и «Тополь М». Продолжается модернизация ракетных войск стратегического назначения. На вооружении есть ракетные установки, траектория полета ракет которых не по зубам никакой ПРО. И это несмотря на то, что американский военный бюджет в 25 (!) раз превышает российский.

Серьезный стимул президент дал и к реформированию социальной сферы, где затратный принцип финансирования оставался неизменным со времен КПСС.

Одна из ключевых проблем современной России — демографическая. В связи с этим по инициативе Путина был принят закон о радикальном увеличении материнского капитала — до 250 тыс. руб. за рождение второго ребенка.

Беспрецедентно высокий рейтинг Путина свидетельствует о том, что подавляющее большинство граждан России, уставших от непредсказуемости и разрухи предыдущего периода новейшей российской истории, видели в нем как президенте гаранта стабильности в стране, обеспечивающего ее поступательное развитие. Простые граждане видят в нем защитника их интересов от чиновничьего произвола, региональные элиты ценят его за предсказуемость, бизнес — за установление правил игры, силовики и армия — за наведение порядка в вооруженных силах и милиции, за государственный подход в отношении сохранения высокого уровня безопасности страны.

В октябре 2007 г. на съезде «Единой России» В. Путин согласился возглавить ее партийный список. В декабре 2007 г. ЕР, основывавшая свою программу на «Плане Путина», одержала ожидаемую сокрушительную победу на парламентских выборах.

15 апреля 2008 г. на IX съезде «Единой России» В. Путин принял предложение стать председателем партии.

8 мая 2008 г. В. Путин был утвержден на посту Председателя Правительства РФ.

В. Путин — кандидат экономических наук, подполковник запаса.

Лауреат премии «Человек года» за 1999 г.

Владеет немецким (в совершенстве) и английским языками.

Мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо.

Разделение властей

Р

Р

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — политико-правовая доктрина и кон ституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.

Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов».

Идея разделения властей была выдвинута еще античными мыслителями, в т. ч. Аристотелем. Но подлинное развитие она получила в эпоху буржуазных революций.

Дж. Локк (1632–1704) предлагал разделить власти на представительную, которая издает законы, исполнительную и «федеральную», которая ведает отношениями государства с внешним миром.

Французский мыслитель Ш. Монтескьё (1689–1755) предложил разделить власти на законодательную, исполнительную и судебную, что позволило бы препятствовать концентрации власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Он утверждал, что «все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

В свою очередь немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) полагал, что поскольку ни одна власть функционально не может обойтись без другой, то они должны работать в симфонии и гармонии, а не бороться друг с другом, громоздя сдержки и противовесы. Гармонизирующим центром, по Гегелю, должна выступать власть главы государства, которая является самостоятельной ветвью власти наряду с представительной и исполнительной.

Однако в политической практике именно концепция разделения властей Монтескьё получила закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие по сегодняшний день.

Наиболее последовательно этот принцип проведен в Конституции США 1787 г. В ней утверждается единый источник власти (народ Соединенных Штатов) и одновременно проводится четкое организационноправовое разделение властей. Свое отражение нашла в этом документе система «сдержек и противовесов›: были предусмотрены и процедура импичмента, отлагательное вето президента и т. п.

Вместе с тем, в конституционной истории США отмечалось немало случаев нарушения баланса законодательной и исполнительной властей, в частности, в практике т. н. делегирования законодательной власти от Конгресса к исполнительной власти во главе с президентом в 1930-е гг. в период Великой депрессии, в 1970-е гг. во время президентства Р. Никсона и отчасти в 1980-е гг. (президентство Р. Рейгана).

В некоторых государствах организационно-правовая сторона концепции разделения властей подверглась модификациям. Так, ряд стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти — учредительной, что связано с частыми государственными переворотами, некоторые европейские страны, а также Тайвань законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, учредительную и избирательную ветви.

Нередко в качестве самостоятельной ветви власти (т. н. четвертой власти) выделяют средства массовой информации (см. СМИ), чье влияние и ответственность действительно сильно возросли в информационную эпоху.

Принцип разделения властей как правило не признается государствами с авторитарным режимом. В СССР он отвергался как «буржуазный», было закреплено всевластие Советов. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР и РСФСР. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и закреплен в принятой на всенародном референдуме в 1993 г. Конституции РФ в качестве основы кон ституционного строя страны.

В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и не отнесен непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, ее законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Феде рации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Решающим институтом, способным организовать и гармонизировать власть, выступает в российских условиях институт главы государства. За президентом закреплены чрезвы

Разоружение

чайные единоличные полномочия, в т. ч. решение об отставке правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и др.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти, в т. ч. Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ, органы прокуратуры РФ, Центральный банк РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и некоторые др.

Принцип разделения властей также предусматривает разделение полномочий «по вертикали› — между высшими и местными органами власти и управления.

РАЗОРУЖЕНИЕ — система международных мероприятий, направленных на ликвидацию или сокращение средств ведения войны.

В XIX–XX вв. в связи с наличием в мире оружия массового поражения (прежде всего ядерного) разоружение стало важнейшей международной проблемой, требующей безотлагательного решения.

К идее разоружения как средства предупреждения вооруженных конфликтов человечество прибегало не раз, зачастую, однако, используя ее в целях политического маневрирования, военного ослабления противника и сокрытия собственных мероприятий по наращиванию военной мощи.

Призывы к ограничению вооружений звучали в ряде международных актов и постановлений (Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., «14 пунктов» президента США Т. В. Вильсона, Устав Лиги Наций), а также на прошедших с участием советской делегации Генуэзской конференции 1922 г., Женевской конференции 1932–35 гг.

После Второй мировой войны в Устав ООН, в значительной мере благодаря усилиям СССР, были включены положения о разрешении разногласий между государствами — членами ООН мирным путем, об отказе членов ООН от угрозы использования силы в международных отношениях, а также специальные положения, касающиеся разоружения (ст. 11, 26, 47), что сделало разоружение общепризнанным принципом международного права.

Однако уже в 1945 г. начался новый, наиболее активный виток гонки вооружений, в связи с созданием ядерного и космического оружия и других новейших военных технологий, создавшей беспрецедентную угрозу для всего человечества. Это привело к началу т. н. холодной войны, требовавшей от противоборству ющих сторон огромных усилий и ресурсов.

Попытки ограничить гонку вооружений предпринимались за это время не раз. В июне 1946 г. с предложениями об установлении международного контроля над всеми ядерными технологиями в Комиссии ООН по атомной энергии выступили представители как США (с т. н. «планом Баруха»), так и СССР. Однако эти инициативы не получили серьезного продолжения в силу взаимного недоверия между сторонами.

Политика ядерного шантажа со стороны западных держав вынудила СССР форсировать создание собственного ядерного вооружения. Создание в СССР атомного оружия (1949), водородного оружия (1953), а также ракетной и космической техники создало новый баланс сил на планете.

Дальнейшие односторонние мероприятия Советского Союза в направлении частичного разоружения не находили должного оклика со стороны Запада. Так, в 1956 г. наша страна досрочно отказалась в пользу Финляндии от прав на использование территории Порккала-Удд в качестве военной базы. В 1955–58 гг. была сокращена численность Советской Армии и Военно-Морского Флота на 2, 14 млн чел., а в январе 1960 г. было объявлено о сокращении вооруженных сил еще на 1, 2 млн чел. 31 марта 1958 г. Верховный Совет принял постановление об одностороннем прекращении Советским Союзом испытаний атомного и водородного оружия, но поскольку США и Великобритания не только не последовали примеру СССР, но даже увеличили число ядерных взрывов, в конце октября 1958 г. советское правительство испытания возобновило.

Известного успеха политика разоружения достигла лишь в 1960–70 гг., когда был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений, в т. ч. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (1972) и т. д.

По-настоящему прорывным было заключение 26 мая 1972 г. Договора ОСВ-1 (ограничение и сокращение стратегических вооружений) и Договора по ПРО, в котором США и СССР обязались не разворачивать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Таким образом, впервые в мировой практике была создана устойчивая ситуация военно-стратегического равновесия.

Важнейший договор ОСВ-2 об ограничении количества стратегических наступательных вооружений и запрещении качественного развития подобных вооружений, подписанный 18 июня 1979 г. Л. Брежне


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал