Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революция






Р

вым и Дж. Картером, не был ратифицирован США. Несмотря на это дефакто СССР соблюдал основные условия Договора. Кроме того, СССР взял обязательство первым не применять ядерное оружие.

С приходом к власти администрации Р. Рейгана, объявившего СССР «империей зла», США вернулись к прежней агрессивной политике, дополнив активную разработку новых видов ядерного и др. оружия мероприятиями по созданию системы СОИ («звездные войны»). Пойдя на поводу у поддерживаемой активной пропагандистской кампанией администрации Рейгана, М. Горбачев подписал в 1987 г. крайне невыгодный для СССР договор о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

С распадом СССР США трансформировали свой подход к процессу сокращения стратегических наступательных вооружений, поскольку с исчезновением главного противника угроза возможной ядерной катастрофы, по их мнению, снизилась, и задача разоружения вышла из повестки дня. Ослабленная в экономическом плане Россия якобы уже не может содержать и развивать оборонный комплекс, который достался ей в наследство от СССР, и новая задача США состоит в том, чтобы по возможности в одностороннем порядке максимально сократить количество российского ядерного оружия, представляющего опасность уже не в силу военной мощи России, а вследствие ее слабости.

Военная доктрина США предполагает на сегодняшний день использование фактора силы для установления военного и политического доминирования в мире. И участие Соединенных Штатов в договорном процессе с Россией по вопросам разоружения имеет очевидной целью закрепление и усиление дисбаланса в области ядерного вооружения.

Этот дисбаланс, в частности, зафиксирован в Договоре СНВ-2, подписанном 3 января 1993 г. президентом США Дж. Бушем-ст. и президентом России Б. Ельциным.

Весьма неоднозначно был воспринят мировой общественностью односторонний выход в 2001 г. США из Договора по ПРО от 1972 г. На этом фоне относительным успехом России является подписание 24 мая 2002 г. В. Путиным и Дж. Бушем-мл. Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который предусматривает снижение ядерных арсеналов каждой из сторон до уровня от 1700 до 2200 боеголовок в течение следующих 10 лет к концу 2012 г.

К сожалению, этот Договор не гарантировал необратимости сокращения стратегических вооружений, поскольку предполагал, что часть сокращаемых боеголовок будет не уничтожена, как это было при выполнении всех предыдущих соглашений о сокращении ядерных вооружений, а складирована. Стало быть, в случае необходимости их можно ввести в строй за считанные недели или месяцы.

По мнению экспертов, это может привести к новой гонке вооружений, вынудив другие государства, в т. ч. Россию, разрабатывать более быстрые способы приведения списанного ядерного оружия в боевую готовность.

1 апреля 2009 г. на встрече в Лондоне Д. Медведев и Б. Обама договорились начать переговоры по заключению нового соглашения взамен Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в декабре 2009 г. Лидеры России и США сошлись на том, что уровень сокращения СНВ должен быть ниже того, что предусматривался Договором об СНП от 2002 г.

20 апреля, находясь в Хельсинки, президент России сделал заявление о том, что новое соглашение должно ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки — межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики. При этом должна быть исключена сама возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и компенсация сокращения ядерных потенциалов наращиванием стратегических систем, оснащенных обычными вооружениями.

РЕВОЛЮЦИЯ — в самом широком смысле это радикальное, коренное изменение любого устоявшегося годами (а то и веками) порядка протекания различных процессов.

Нет ни одной области общественной жизни, где ни происходили бы эти внезапные, неожиданные перевороты. Они случаются в государствах и в умах, в технологиях и искусстве, в науке и технике, в религии и поведенческих стереотипах, в литературе и моде… Но в какой бы сфере ни проходила революция, она неизменно сопутствует иной форме протекания общественных процессов, своему антиподу — эволюции.

Эволюция — это медленные, постепенные и последовательные изменения, не приводящие к скоротечному, катастрофическому разрушению существующей системы, к которым ведут революции.

Гораздо чаще термин «революция» используется для характеристики политического переворота, в результате которого происходит смена власти и правящих элит.

Степень глубины революционных изменений измеряется характером задач социальных групп, классов, каст, партий, совершивших переворот. Так, многочисленные военные перевороты в ряде латиноамериканских, азиатских и африканских государств, «бархатные» и «цветные» революции последних лет, квалифицируемые как «революция» (и, как правило, так и воспринимаемые в массовом сознании) приводили к банальной замене одной правящей элиты на более энергичных конкурентов и не вели к качественным переменам в экономике, политике, социальной жизни этих стран. Другие же — революция в Англии в XVII в., война за независимость в США и Великая французская революция в XVIII в., Февральская в России вместе с Октябрьской революцией большевиков 1917 г., ис ламская революция 1979 г. в Иране

Революция

имели колоссальные, как для этих государств, так и для всего мира последствия.

Природа революций, причины, движущие силы, мотивы, специфика их реализации, характер последствий — все это до сих пор является предметом горячих дискуссий не только в научном мире, но и в самых широких кругах далекой от науки общественности.

Иррациональный характер протекания революционных процессов, их стихийность, противоречивость, непредсказуемость, неуправляемость, разрушительность — все это заставляет массовое сознание воспринимать революцию как аналог природной катастрофы, страшного стихийного бедствия.

В попытках понять, почему незыблемый, казалось бы, порядок мироустройства может рухнуть буквально в один день, а привычные, нередко веками существовавшие нормы социального поведения, моральные и религиозные устои окажутся отброшенными за ненадобностью теми же, кто являлся их хранителем, люди обращались к священным книгам.

Практически во всех сакральных текстах мировых религий сформулированы развернутые эсхатологические учения с подробным описанием признаков, которые будут возвещать и сопровождать конец человеческой истории.

Для современников революций и бунтов яркие, выразительные апокалипсические образы писаний служили своеобразным понятийным аппаратом для толкования происходящего.

Смута, кровопролитие, разруха — неизбежные спутники революций — воспринимались как небесная кара за прегрешения рода человеческого перед Творцом. И сами творцы революций убеждены были в том, что они — орудие в руках Бога, Судьбы, Провидения, призванные искупить кровью, своей и чужой, грехи человечества и построить справедливое Царство земное по образу и подобию Царства Небесного. Этим руководствовались и соратники О. Кромвеля в Англии (XVII в.), и протестантыизуверы вроде Томаса Мюнцера и Иоанна Лейденского (XVI в.), безжалостно расправлявшиеся с инакомыслящими в Германии, и американские пуритане, в своем стремлении построить «Град на Холме» безжалостно уничтожавшие индейцев.

Провиденциализм стал важным инструментом объяснения причин революций и для сторонников научного социализма — К. Маркса, В. Ленина и их последователей. Только, по представлениям марксистов, спасителем человечества явится не Машиах иудеев, не Иисус христиан, не Махди мусульман, а вооруженный знанием законов общественного развития пролетариат, руководимый партией революционеров. Именно этому классу объективно предназначено, предопределено построить коммунизм — рай на Земле. А неизбежность эта вытекает из основополагающего закона общества — учения о мировой истории как смене общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический).

Причиной смены является конфликт между непрерывным ростом производительных сил общества и устаревающей системой производственных отношений. Объективная необходимость разрешения этого противоречия и приводит к революции. Движущими силами ее выступают классы, заинтересованные в свержении существующего строя и замене мешающих развитию общества производственных отношений (т. е. господствующей формы собственности) новыми, более прогрессивными.

Уже первая масштабная попытка реализации учения о смене капиталистической общественно-экономической формации путем пролетарской революции была фактически ревизией учения Маркса.

В России, где большевики во главе с Лениным совершили Октябрьский переворот, не было объективных предпосылок для «смены формаций», а пролетариат численно и идейно не подходил для мессианской роли коллективного освободителя. Неудивительно, что революционный процесс в России после 1917 г. пошел таким чудовищным, иррациональным путем, поставив государство с тысячелетней историей на грань распада. Аналогично и итальянские фашисты, и немецкие нацисты пришли к власти под лозунгами «социальной революции». Реализация же ее идей вскоре привела к Второй мировой войне.

Тесная связь войн и революций несомненна. Во-первых, редко революционный переворот осуществляется в условиях прочного мира. Он происходит либо в воюющей стране, либо в преддверии надвигающейся войны, либо выступает одним из ее следствий. Во-вторых, сама революция, оборачивающаяся, как правило, резней и гражданской войной, провоцирует боевые действия с другими государствами (а собственная страна превращается либо в объект внешней агрессии, либо в агрессора).

Следующий за революцией хаос через большой промежуток времени приводит к «обратному движению маятника» к диктатуре, «железной руке», авторитарному порядку, который смягчается только через немалое количество времени.

Сторонники «революций» говорят о том, что после «переходного периода» инновационный эффект революции бывает большим, чем ущерб от вызванного ею хаоса, но это утверждение умозрительно и не подтверждается историческими фактами.

Как правило, время и силы, затраченные на одно лишь восстановление хотя бы дореволюционного уровня настолько велики, что у страны не остается сил нагнать тех, кто шел нереволюционным путем. Это в свою очередь приводит к новому кризису, возможно, новой революции, новому хаосу и новому рывку.

Французский философ А. Камю сравнивал эту модель с образом греческого Сизифа, вынужденного постоянно закатывать в гору скатывающийся камень, не успевая насладиться

Российская империя

Р

плодами своих трудов и счастьем постепенной, нормальной размеренной жизни и работы. Выйти из «ловушки Сизифа», слезть с иглы наркотика революции, рывкообразной модели развития, очень трудно, это требует сознательной воли целого народа.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Формально начало новой, имперской, эпохи в истории России датируется 1721 г., когда русский царь Петр Алексеевич Романов был провозглашен императором.

Именно при Петре I начался переход от существовавшей на Руси в XVII в. сословно-представительной монархии к абсолютной. Этот процесс завершился лишь ко второй половине XVIII в., во времена Екатерины II, когда в России сформировалась «просвещенная монархия». Императорская Россия, просуществовавшая 2 столетия, знаменовала собой качественно новый этап в развитии русской государственности.

В исторической литературе господствует точка зрения, что Петр I решительными действиями сумел обеспечить условия, при которых начался невиданный в истории страны подъем во всех сферах — экономике, военном деле, просвещении, градостроительстве, внешней политике.

За короткое время Россия сумела преодолеть наметившееся техническое отставание от передовых государств и стала великой европейской державой. Цена реформ, конечно, была высока: они сопровождались тотальным террором царской власти в отношении собственного народа.

Потребность в реформах для России осознали задолго до Петра I. Уже в XVII в. обозначилось отставание страны от ведущих европейских государств во многих областях, изоляционизм Московского государства губительно сказывался на экономике страны.

Преобразования начались уже при первых Романовых. Именно тогда появились полки иноземного строя, первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия, активно развивались первые мануфактуры, шло строительство новых городов и крепостей, в результате успешных войн были присоединены значительные территории, вошла в состав государства Левобережная Украина.

Преобразования шли, конечно, медленно, непоследовательно, но происходили практически во всех сферах. В царствование же Петра страна была серьезно дестабилизирована. В своем стремлении уничтожить старину и насадить европейские порядки Петр безжалостно крушил складывавшиеся веками традиции. Упразднив патриархат, царь фактически разрушил одну из основ русской цивилизации. На протяжении многих веков Церковь была силой, которая удерживала Русь от распада в период самых тяжелых испытаний и организовывала, вдохновляла народ на борьбу с врагами. Именно духовенство выступило консолидирующей силой Руси и во время Орды, и в период Смуты. И все же у Петра фактически не было выбора. Чтобы догнать, а главное, перегнать Европу в экономическом, техническом, культурном отношении, Россия неизбежно должна была стать светским государством.

Православие, в отличие от других христианских конфессий, неагрессивно, в наименьшей степени нацелено на решение чисто светских задач и не способно, как католицизм и протестантизм, играть роль идеологичес кой программы завоевания. Православие распространялось среди народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, вошедших в империю мирно, на добровольной основе.

Как идеологическая программа европейского направления российской внешней политики исконная вера русских не подходила. Петр неслучайно избрал протестантский проект, который реализовывался в самых развитых европейских странах — Англии, Голландии, Швеции, а не католический, предполагающий активное вмешательство церкви в государственные дела.

Ориентация Петра I на Запад не была, однако, простым подражанием. Проект Петра состоял в том, чтобы, переняв все лучшее у Европы, стать лидером, центром западного мира. Петр хотел создать в России новую столицу, Санкт-Петербург, которая была бы большей Европой, чем сама Европа, и победить Запад его же оружием: науками, духом, идеями, просвещением. Именно поэтому Петр начинает перекачку мозгов, встречается с главным философом того времени — Лейбницем, делает ставку на флот как основу тогдашнего могущества.

Вместе с тем, приезжающие на заработки в Россию иностранные специалисты в большинстве своем на поверку оказывались авантюристами, космополитами и дилетантами. Западные серость и чванство в скором времени стали душить самородные русские таланты, появившиеся в результате энергичного порыва нового проекта.

В стремлении быстро, в считанные годы перенять у европейцев все новое и полезное, Петр безжалостно разрушал в России то, что отторгало иноземные новшества. Его европеизация неизбежно была поверхностной, внешней и затронула лишь правящий слой.

Именно с этого времени берет начало трагический раскол между властью и народом, который так и не удалось преодолеть за все время существования Российской империи.

Главным итогом петровского царствования стало создание не великой и просвещенной державы (этот миф, придуманный Петром и придворными историками, старательно культивируется и доныне), а огромного бюрократического репрессивного аппарата, обслуживающего интересы правящей верхушки.

Фактически в России сформировались 2 нации с различным менталитетом, ценностями, культурой, обычаями: Россия традиционная, православная, и Россия дворянская, европейская, со временем даже перешедшая на другой язык.

Европеизированные дворянство и бюрократия относились к народу как завоеватели к населению покоренной страны. Последствия этого

Российская империя

Р

раскола не замедлили сказаться вскоре после смерти Петра I. Власть, к формированию которой народ ранее был причастен и воспринимал как свою, к этому времени окончательно превратилась в чуждую, враждебную силу. Трон стал разменной монетой в борьбе различных правящих кланов за власть, во главе страны оказывались случайные, слабые, неспособные люди. Весь XVIII в. прошел под знаком дворцовых переворотов, когда императоры и императрицы становились марионетками в руках гвардии.

У Петра не осталось наследников мужского пола после смерти сына Алексея. Сам император не успел составить завещания. А. Меншиков при поддержке гвардии возвел на престол жену Петра Екатерину I (Марту Скавронскую) (г. ц. 1725–27). Своим наследником она назначила внука Петра I — Петра Алексеевича.

Петр II стал императором, когда ему исполнилось всего 12 лет. До совершеннолетия монарха страной должен был управлять Верховный тайный совет, но фактически власть продолжала оставаться в руках Меншикова. Про всесильного временщика говорили даже, что он сам хочет стать государем. В конце концов Меншикова взяли под стражу, конфисковали его колоссальное состояние и сослали с семьей на Урал, в г. Березов.

14-летний император обручился с Екатериной, сестрой одного из влиятельных членов Верховного совета Ивана Долгорукого, но, простудившись на охоте, в 1730 г. скоропостижно скончался.

Члены Совета выбирали такого претендента на престол, который правил бы не самодержавно, а якобы по воле народной, выражаемой через решения Верховного Совета. Выбор пал на племянницу Петра Анну Иоанновну, вдову курляндского герцога. Но, заняв российский престол, она тотчас разогнала Совет и правила самовластно 10 лет (1730–40).

В ее царствование колоссальным влиянием при дворе пользовался фаворит курляндский немец Эрнст Бирон. Императрица даже сделала его герцогом Курляндии. К концу ее правления экономика страны пришла в полный упадок, недовольство Бироном, который беспрепятственно обогащался за счет государственной казны, стало всеобщим.

Когда встал вопрос о наследнике престола, Анна Иоанновна объявила им младенца Иоанна, сына племянницы Анны Леопольдовны. А регентом при малолетнем императоре Иоанне VI (г. ц. 1740–41) стал Бирон. Но спустя 3 месяца временщик был свергнут и сослан в Сибирь. Правительницей при юном монархе стала мать. Но Анна Леопольдовна не способна была управлять государством и во всем слушалась своего фаворита саксонского графа Линара.

Недовольство многих вельмож подогревалось и тем, что была жива дочь Петра I Елизавета, у которой было больше оснований претендовать на престол. Популярная в гвардии, Елизавета при ее поддержке свергла Анну Леопольдовну.

Подобно Анне Иоанновне Елизавета Петровна (г. ц. 1741–62) не вникала глубоко в государственные дела. Она всецело доверяла советникам и приближенным — Бестужеву-Рюмину, Воронцову, Шуваловым, Разумовскому. В ее царствование в России появились первые банки, что способствовало развитию торговли. Были открыты первый российский университет в Москве и Академия художеств в Санкт-Петербурге. Заметно укрепилась армия — Россия в эти годы активно участвовала в европейских делах.

Воюя на стороне Австрии против Пруссии в Семилетней войне, русская армия не только сумела разгромить самое сильное войско Европы — прусское, но, заняв значительную часть территории королевства Фридриха Великого, захватила даже его столицу — Берлин.

Только внезапная смерть Елизаветы спасла прусскую монархию от полного краха. Вступивший на престол Петр III, внук Петра I, сын его дочери Анны и голштинского герцога, заключил мир с Фридрихом, которого боготворил, и вернул ему все земли, завоеванные русскими в ходе боевых действий. Это вызвало недовольство военных.

Воспользовавшись этим, Екатерина II (г. ц. 1763–96) при поддержке гвардии свергла своего мужа. Время ее правления принято считать «золотым веком». В царствование Екатерины Россия значительно расширила свою территорию и стала великой державой. Кроме Новороссии, Крыма, Польши в состав империи вошли обширные территории на востоке — 3 казахских жуза. Русская армия и флот одерживали блистательные победы одну за другой.

Потемкин, Румянцев, Суворов, Ушаков — полководцы не знавшие поражений, блистали именно во времена Екатерины. Именно при Екатерине были заложены основы военной мощи России, благодаря которым страна могла в 1812–15 гг. разгромить Наполеона. В это время значительное развитие получают просвещение, наука, литература и искусство, появляются новые мануфактуры.

Однако крестьянство, составлявшее большинство населения страны, по-прежнему оставалось бесправным. Более того, именно при Екатерине II был полностью завершен процесс закрепощения крестьян, начавшийся еще при Борисе Годунове в конце XVI в. Указы тех времен об освобождении дворян от государственной службы были направлены не только на увеличение эксплуатации крестьян, но в первую очередь на формирование в обществе огромного слоя людей, чьей каждодневной обязанностью станет производство духовных ценностей (искусства, философии, науки).

Необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости осознавалась правящим классом, но непоследовательность, половинчатость реформ только усугубляли раскол между властью и народом. Преобразования не удалось осуществить ни Павлу I во время его краткого (1796–1801) правления, ни его сыну Александру I (г. ц. 1801–25).

В первый период своего правления он намеревался провести либеральные реформы в стране. Вместо

Российская империя

Р

устаревших коллегий в 1802 г. он утвердил министерства. На первых порах их было 8 (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения).

Царь и его единомышленники из т. н. «интимного комитета» намеревались улучшить положение крепостных крестьян. Но принятый в 1803 г. «закон о свободных хлебопашцах» не решал проблемы освобождения крестьян от крепостной зависимости. Он просто давал право землевладельцам освобождать своих крепостных, обеспечивать их землей, после чего они переходили в сословие «свободных хлебопашцев».

Михаил Сперанский, начинавший карьеру сотрудником министра внутренних дел графа Кочубея, вскоре вышел на первые роли и фактически стал первым министром. Александр поручил разработать ему план государственного преобразования. Проект, предполагавший отмену прежних сословий и разделение граждан на новые группы («дворянство», «людей среднего состояния» и «народ рабочий»), отмену крепостного права и разделение властей, первоначально понравился царю, и он даже планировал начать его осуществление с 1810 г. Но реформы Сперанского так и остались нереализованными.

В то время отношения с французским императором обострились до предела (не без усилий английской дипломатии, которая старалась втянуть Россию в войну с Францией). Сперанского отстранили, а потом сослали сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Наполеоновское нашествие 1812 г. было серьезным испытанием для Российского государства. Александр I оказался неспособен организовать серьезное сопротивление агрессору. Только благодаря талантливым русским полководцам М. И. Кутузову, М. Б. Барклаю де Толли, П. И. Багратиону и героизму русского народа удалось вымотать французскую армию, а после Бородинского сражения и вынужденного отступления Наполеона из разоренной холодной Москвы — разгромить захватчика в нескольких сражениях и начать боевые действия в Европе.

Возглавляемая Россией антинаполеоновская коалиция в результате ряда успешных сражений, особенно после «битвы народов» при Лейпциге, разгромила французскую армию.

19 (31) марта 1814 г. император Александр торжественно въехал во главе русского войска в Париж. В том же году страны-победительницы на конгрессе в Вене определили послевоенное устройство Европы.

Россия получила почти все «герцогство Варшавское», которое вошло в состав империи как Царство Польское. В 1815 г. был создан «Священный союз», призванный установить в Европе вечный мир. На самом деле он вскоре превратился в инструмент консервации на континенте старых порядков.

Польша в составе России волею Александра получила широкую автономию. Но это подтолкнуло поляков на антиправительственные выступления и способствовало росту в Царстве Польском революционных сепаратистских настроений.

Столь же непоследовательна была и внутренняя политика Александра в последний период его правления. Александр перестал интересоваться государственными делами, впал в мистицизм, окружил себя экзальтированными религиозными деятелями.

После его смерти в Таганроге престол перешел к брату Константину (у Александра не было сыновей, а дочери умерли в младенчестве). Но тот, женатый на простой полячке, еще в 1823 г. отказался от права занять престол. Тогда Александр своим манифестом утвердил его отречение и передал право на престол следующему брату — Николаю. Однако манифест об отречении Константина так и не был обнародован, он держался в такой строгой тайне, что о его содержании было неизвестно даже Николаю.

Пакет с документом был вскрыт только после кончины Александра, но даже и тогда Николай не счел возможным вступать на трон в отсутствие Константина. Тот же, продолжая оставаться в Варшаве, присягнул на верность Николаю, в то время как вся Россия, вся армия присягнула Константину. Фактически в стране оказалось сразу 2 императора, каждый из которых не желал занимать трон.

Этой запутанной ситуацией немедленно воспользовались революционно настроенные гвардейцы, вошедшие в историю как «декабристы». Идеи как либеральные, так и революционные были известны российскому дворянству задолго до этого. Труды просветителей хорошо знала и ценила Екатерина Великая, состоявшая с французскими мыслителями в дружеской переписке. Императрица первоначально благосклонно относилась и к деятельности российских масонских обществ, куда входили практически все представители тогдашнего образованного класса. Лишь когда во Франции началась революция, царица изменила отношение к масонству и применила жесткие меры в отношении наиболее радикальных представителей «вольных каменщиков» в России — Новикова, Радищева.

Александр I тоже не чужд был масонских идей. Когда императору доложили о существовании в офицерской среде масонских кружков, ставящих целью свержение существующего строя, он отнесся к ним снисходительно, видя в заговорщиках таких же мечтателей, каким он сам был в юности («не мне их карать»).

На самом деле намерения у революционеров были самые серьезные. Еще в 1816 г. возникла масонская ложа, называемая «Союз спасения», члены которой должны были заниматься не только личным самосовершенствованием, но способствовать изменению общественного строя. Через 2 года ложа была преобразована в тайное общество «Союз благоденствия». Он разделился на 2 общества — Северное (во главе его встали братья Муравьевы, князь С. Трубецкой, поэт К. Рылеев) и Южное, которое возглавил полковник П. Пестель.

Российская империя

Обе организации ставили своей целью насильственное свержение существующей власти. Относительно формы будущего государства единого мнения не было: одни, как Никита Муравьев, склонялись к конституционной монархии, другие выступали за республику.

Получив от Константина письмо с отказом занять престол, Николай Павлович 14 декабря 1825 г. обнародовал манифест о своем воцарении. Войска в Санкт-Петербурге должны были присягнуть новому императору. Так и произошло, и только 2 полка — Московский и Лейб-Гренадерский отказались это сделать и, подстрекаемые заговорщиками, двинулись на Сенатскую площадь. Сами вдохновители бунта действовали несогласованно, в то время как император — решительно. Мятежники были рассеяны пушечными залпами.

Провалилась попытка революционного выступления и на юге. Организаторы были арестованы. Пятеро декабристов были повешены, десятки приговорены к каторге и ссылке.

Заговор декабристов оказал сильнейшее влияние на Николая I (г. ц. 1825–55). Мятежники все были сплошь из дворян, и император, в отличие от своих предшественников, сделал все, чтобы отстранить дворянство от власти. Это ему удалось, государством при Николае стала управлять бюрократия.

Первые годы правления нового царя были отмечены попытками реформ. Николай прекрасно понимал, что движение декабристов возникло не на пустом месте. Но осуществлять реформы должен был класс дисциплинированного энергичного чиновничества.

При Николае I было приведено в порядок российское законодательство — кодификацией занималось 2-е отделение канцелярии и М. Сперанский. В 1833 г. были изданы Полное Собрание Законов Российской империи, включавшее в себя все законы и указы, начиная с уложения 1649 г. и до воцарения Николая I, и Свод Законов Российской империи, содержащий законодательные нормы прошлого, которые не утратили законной силы.

Кодификация, впервые в российской истории произведенная в таком масштабе, имела для государства огромное значение. Именно Свод Законов стал главным источником отечественного права на протяжении целого столетия, вплоть до 1917 г.

Министр финансов Е. Ф. Канкрин принял все меры для того, чтобы создать необходимый запас золота и серебра в казне. В 1839 г. серебряный рубль был объявлен основной денежной единицей, финансовая система в государстве была упорядочена.

Николай I, как и его предшественники, пытался решить и проблему освобождения крестьян. По его поручению граф П. Д. Киселев разработал меры по улучшению положения казенных (государственных) крестьян: их учили лучшим способам ведения хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы, строили школы и т. д. В отношении же крепостных крестьян правительство ограничилось полумерами. Закон 1842 г. об «обязанных крестьянах», предусматривающий возможность освобождения крестьян, тем не менее, оставлял наделы в собственности помещиков.

Понимание необходимости перемен и нежелание начинать реформы составляет основную черту царствования Николая. С одной стороны, при нем было открыто немало учебных заведений и школ. С другой, он ввел строжайшую цензуру и без жалости искоренял вольнодумство в университетах, опасаясь распространения революционных идей. Так, он упразднил преподавание в университетах философии.

Двойственность была характерна и для внешней политики Николая I. Успешная для России война с Персией, итогом которой стало присоединение Закавказья — и не слишком удачные военные действия на Северном Кавказе, который был умиротворен только после смерти Николая.

Победа над турками и укрепление позиций России на Балканах — и охлаждение отношений с бывшими союзниками по «Священному союзу», приведшее к Крымской войне. Претензии России на роль континентальной сверхдержавы («жандарм Европы») — и стремительное отставание от развитых стран, в т. ч. в военном отношении, приведшее к катастрофе 1853–55 гг.

Нерешенные правительством Николая самые важные вопросы российской жизни предстояло решить его сыну Александру II (г. ц. 1855–81). В 1857 г. начал действовать «секретный» комитет, учрежденный царем для обсуждения мер по решению крестьянского вопроса. Предложения с мест присылались и обобщались редакционными комиссиями главного комитета. В начале 1861 г. законопроект был одобрен государственным советом, и 19 февраля Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Крепостное право в России, таким образом, было отменено раньше, чем рабство в Америке. Несмотря на противоречивый характер закона — крестьяне освобождались, но без земли, она оставалась в собственности помещиков — этот акт имел колоссальное историческое значение для ускорения темпов экономического развития России.

Вслед за отменой крепостного права последовали и другие масштабные реформы: земская и судебная в 1864 г. Была фактически отменена цензура, осуществлена реформа народного просвещения. Преобразования в стране благотворно повлияли и на позиции России на международной арене, ослабевшие после поражения в Крымской войне.

Когда Александр II, возмущенный зверствами турок в отношении славян, объявил войну султану, царя поддержали все слои населения. Патриотический порыв, желание помочь «братьям-славянам» охватили все русское общество. Столь же глубоким было и разочарование, когда на Берлинском конгрессе европейским державам — Англии и Австрии при посредничестве Германии удалось ревизовать итоги победоносной для русских войны.

Российская империя

Р

Военная победа обернулась дипломатическим и политическим поражением. После войны, когда исчезла необходимость общественного единения перед лицом внешнего врага, усилилось брожение в обществе. Возросла активность деструктивных сил. Революционеры, исповедовавшие взгляды европейских анархистов и социалистов, сотрудничавшие с возглавляемым К. Марксом Международным товариществом рабочих (Интернационалом), развернули в стране подрывную деятельность.

Наиболее радикально настроенные видели основной способ достижения политических целей в индивидуальном терроре (см. Терроризм). Главной мишенью стал самый либеральный в истории России им ператор. Покушения на него шли одно за другим: в него стреляли, готовили взрыв железнодорожного полотна под царским поездом, устраивали взрыв в Зимнем дворце. За всеми этими покушениями стояла террористическая организация «Народная воля».

1 марта 1881 г. экипаж императора был взорван боевиками, а сам император, смертельно раненый, скончался в тот же день. Александру III (г. ц. 1881–94) предстояло укрепить самодержавную власть и навести порядок в государстве, поколебленном революционной крамолой.

В либеральные законы 1860-х гг. было внесено немало ограничений. Была усилена цензура. В целом деятельность Александра III Миротворца носила охранительный, консервативный характер. Для экономики России это обернулось значительными темпами роста. Дворянам было предоставлено преимущество при выборах в земские органы, для материальной поддержки был учрежден Дворянский земельный банк для выдачи ссуд под залог земель на исключительно льготных условиях.

Для поддержки крестьян был создан Крестьянский земельный банк, выдававший ссуды для покупки земли тем крестьянам, у кого были маленькие наделы.

Правительство помогало и тем, кто переселялся на свободные земли в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Поток их значительно возрос с начавшейся при Александре постройкой Сибирской железной дороги, соединившей европейскую Россию с Тихим океаном.

Рост промышленности привел к значительному увеличению рабочего класса. Нередко на фабриках и заводах вспыхивали стачки — изза невыносимых условий труда, низкой зарплаты или несправедливых штрафов.

При Александре III началось оформление фабричного законодательства. На предприятиях были учреждены должности государственных фабричных инспекторов, которые, с одной стороны, следили за трудовой дисциплиной, с другой, отстаивали права рабочих перед фабрикантами.

Александр III навел порядок в финансах, расстроенных после войны с Турцией. Он проводил протекционистскую политику, облагая высокими пошлинами иностранные товары. Министры финансов (Г. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте) сумели не только добиться профицитного бюджета, но и создать значительный запас золотой наличности. Именно благодаря этому уже в царствование Николая II была проведена реформа денежного обращения, а рубль стал самой устойчивой валютой в мире.

Внешняя политика Александра III отличалась стабильностью и предсказуемостью. В основе ее лежало стремление неукоснительно и во всем отстаивать русские национальные интересы. Россия не вмешивалась в дела европейских государств, но не допускала вмешательства в свои.

Александр был сторонником мира в Европе и предпочитал решать возникавшие разногласия путем переговоров. За все время его царствования Россия впервые в своей истории ни с кем не воевала, обладая при этом беспрекословным авторитетом в мире. Самый «русский царь» Александр III, человек физически крепкий и здоровый, внезапно заболел болезнью почек и в 1894 г. умер в Ливадии, оставив трон Николаю II (г. ц. 1894–1917), которому суждено было стать последним русским императором.

Он унаследовал от отца великую державу с прочными позициями в мире, страну с экономикой, находящейся на подъеме. В конце XIX — начале XX вв. российская экономика демонстрировала огромные темпы роста. За 1890–1913 гг. промышленность выросла в 4 раза. За 1884–1914 гг. население увеличилось на 60 млн — до 182 млн. Бюджет народного просвещения вырос на 628%. В 1880–1917 гг. было построено 58251 км железных дорог. Налоги были самыми низкими среди развитых стран — 3 руб. 11 коп. на человека (в Великобритании — 26 руб. на чел.). После открытия Бакинского месторождения нефти Россия вышла на 1-е место в мире по нефтедобыче.

Усилиями Александра III в государстве была создана стабильная, устойчивая политическая система, основанная на сильной самодержавной власти. Но устойчивость ее была гарантирована только при условии наличия сильной политической воли, которой обладал Александр. У Николая она отсутствовала. Честный, искренне любящий свою страну император не обладал качествами, необходимыми для правителя огромной державы в канун серьезных испытаний, когда ведущие державы накапливали силы для военного передела мира.

В отличие от многих русских царей, привлекавших для решения государственных дел талантливых людей и вполне доверявших своему окружению, Николай II относился к людям выдающимся с болезненной подозрительностью. Даже к П. Столыпину, одному из самых талантливых государственных деятелей во всей русской истории, спасшему страну от смуты 1905–07 гг., царь постепенно охладел и отстранил от дел.

Колебания и непоследовательность помешали царю вовремя осознать смертельную угрозу от дея

Российская Федерация

тельности как либеральных партий, так и экстремистских революционных организаций.

Уже с конца XIX в. в России стали появляться подпольные организации революционеров, финансируемых иностранными правительствами, спецслужбами и банкирскими кругами, которых пугал быстрый рост России. Либеральная интеллигенция, так же, как и революционеры, поддерживаемая извне врагами Российского государства, перехватила у правительства инициативу и уже в начале XX в. практически формировала общественное мнение.

Манифест 17 октября 1905 г. и созыв представительного органа — Государственной Думы знаменовали собой фактическую капитуляцию са модержавия перед либеральным и революционным движением. Реформы Столыпина на короткое время способствовали восстановлению баланса сил в стране. Но начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, куда Россия фактически была втянута против своей воли, вновь изменила соотношение сил.

Правые патриотические организации — единственные политические союзники царя — были лишены доступа к средствам массовой информации: вся пресса была в руках либералов — кадетов, октябристов, трудовиков. Государственная Дума, где у либералов и социалистов было большинство, стала трибуной для откровенных призывов к свержению монархии.

Практически все либеральные и социалистические политики были членами масонских организаций и осуществляли антигосударственную деятельность в соответствии с планами мировых банкирских кругов. А революционные организации эсеров, большевиков и меньшевиков и вовсе находились на содержании американского еврейского финансового капитала и немецкого Генштаба.

Результатом их деятельности стала т. н. Февральская революция 1917 г., приведшая к антимонархическому перевороту и свержению самодержавия в Российской империи.

2 марта 1917 г. царя Николая II вынудили подписать акт об отречении. В истории Российского государства начался новый этап.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (РОССИЯ) — государство в восточной части Европы (23% территории страны) и в северной части Азии (77%). Занимает 1/8 часть мировой суши и является крупнейшим по площади государством мира (17, 08 млн кв. км). Протяженность с севера на юг (от Земли Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане до границы с Азербайджаном) ок. 4000 км, с запада на восток (от Балтийска до Уэлена) — более 9000 км.

Россия граничит с 16 странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей — по суше, с Японией и США — по морю.

Население РФ — 142 млн чел. (2007, 8-е место в мире), 73% жителей проживает в европейской части России. Около 80% населения России составляют русские. Крупные национальные группы: татары (5, 55 млн чел., 3, 83%), башкиры (1, 67 млн чел., 1, 15%), чуваши (1, 63 млн чел., 1, 13%), чеченцы (1, 36 млн чел., 0, 94%), армяне (1, 13 млн чел., 0, 78%), мордва (0, 84 млн чел., 0, 58%), аварцы (0, 81 млн чел., 0, 56%) и др. Всего в стране проживают представители 186 народов (согласно переписи 2002 г.).

Доминирующая религия в России — православие (более 75%, 2007). Большинство неславянских народов Поволжья и Северного Кавказа исповедуют ислам (8% верующих, до 10% всего населения страны).

Россия — страна с одной из крупнейших в мире экономик (7-е место в мире на 2008 г. после США, Китая, Японии, Индии, Германии, Великобритании). ВВП России (2008) — 2225 млрд долларов, на душу населе ния — 15800 долларов. В 2008 г. рост ВВП составил 6%, инфляция — 13, 9%.

В структуре экономики РФ преобладает тяжелая промышленность, в т. ч. энергетика, металлургия, машиностроение, химия. Россия располагает крупнейшими в мире лесными ресурсами и запасами природного газа и нефти. Высоко развит российский военно-промышленный комплекс, космическая индустрия.

Россия — федеративная президентская республика. В составе Российской Федерации 84 равноправных субъекта, в т. ч. 21 республика, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения (Москва, СанктПетербург), 1 автономная область, 5 автономных округов. В большинстве из них существует должность губернатора, наделяемого полномочиями местным парламентом по представлению Президента РФ. Законодательный (парламент, Законодательное Собрание) и исполнительный (правительство) органы работают в каждом субъекте Федерации. РФ также подразделяется на 7 федеральных округов, в каждом из них работает полномочный представитель президента.

Государственный строй РФ определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Главой государства является Президент России, избираемый на 4 года всенародным голосованием. (Согласно поправкам к Конституции, вступившим в силу с 31 декабря 2008 г., со следующих выборов срок полномочий Президента РФ будет 6 лет).

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительную власть осуще ствляет Правительство РФ, судебную власть — суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом.

На 11 апреля 2009 г. в РФ официально зарегистрированы 17 партий, из которых по результатам парламентских выборов 2 декабря 2007 г. представлены в Государственной Думе 4: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и«Справедливая Россия».

Российская Федерация

Р

Россия — один из ключевых участников международных отношений. РФ — член ООН (один из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН), член «Большой восьмерки», и многих других международ ных организаций, в т. ч. Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

Россия является преемницей предшествующих форм непрерывной государственности, существовавших на ее территории — Древней Руси, Московского царства, Российской империи, РСФСР.

Российская Федерация (наряду с другими странами СНГ) — преемница прав и обязательств СССР, который перестал существовать 26 декабря 1991 г. При этом Россия приняла на себя обслуживание всего внешнего долга бывшего СССР, к ней же перешли все советские зарубежные активы и ядерное оружие.

Свою независимость республики СССР провозгласили еще до развала Союза. Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов республики поименным голосованием («за» — 907, «против» — 13, воздержалось — 9).

Для предотвращение распада Советского Союза группа высокопоставленных функционеров (ГКЧП) 18 августа 1991 г. организовала попытку введения в стране чрезвычайного положения. Провал путча предрешил судьбу СССР. 8 декабря 1991 г. главы России, Украины и Белоруссии — государств — учредителей Союза ССР — (соотв. Б. Ельцин, Л. Кравчук, С. Шушкевич) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), фиксируя отмену Союзного Договора 1922 г. и констатируя, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

24 декабря 1991 г. Россия стала правопреемницей СССР в Совете Безопасности ООН. 25 декабря президент СССР М. Горбачев ушел в отставку, передав президенту РСФСР Б. Ельцину кремлевскую резиденцию и чемоданчик с кодами ядерной атаки. В тот же день 25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании страны в Российскую Федерацию. В тексте Конституции название «РСФСР» оставалось до очередного Съезда народных депутатов (апрель 1992 г.), принявшего сначала в качестве нового название страны «Россия», но после протестов со стороны депутатов от автономий и переголосования 21 апреля 1992 г. в Конституции было закреплено название «Российская Федерация — Россия». Согласно ст. 1 Конституции РФ 1993 г. наименования «Российская Федерация» и «Россия» являются равнозначными.

В новой России продолжились деструктивные процессы в политике и экономике, начавшиеся в СССР еще в период перестройки. Вместо того чтобы обеспечить экономике России финансовую стабилизацию, приток валюты в страну, придать конвертируемость рублю и дать импульс развитию наиболее передовых отраслей экономики, правительство «младореформаторов» ограничилось либерализацией цен и ускоренной приватизацией государственного и муниципального имущества в условиях экономического хаоса.

Уже 2 января 1992 г. вышло указание вице-премьера Е. Гайдара «отпустить цены, насаждать рынок»: немедленно последовал 10-кратный рост цен в магазинах и отказ госпредприятиям в бюджетном финансировании. Тем временем дефицит госбюджета составлял 30% ВВП, средняя зарплата — 7 долларов, стране катастрофически не хватало продовольствия.

Вышедший 29 января 1992 г. Указ № 65 о свободе торговли разрешал торговать везде и без всякой лицензии — улицы и площади России немедленно превратились в площадки для хаотичной торговли.

Закон РФ о биржах и биржевой торговле, вступивший в силу 1 марта 1992 г., положил начало биржевому буму в России. Главным объектом внимания брокеров стали цветные металлы, реэкспорт которых через Прибалтику на Запад приносил огромные доходы.

1 октября 1992 г. гражданам России начинают выдавать приватизационные чеки (ваучеры) номиналом 10 тыс. руб. (определенная арифметическим путем доля каждого россиянина в национальной собственности). Идеологом и главным организатором чековой приватизации выступил председатель Комитета по госимуществу А. Чубайс.

В условиях чиновничье-криминального произвола и правовой неразберихи ваучеры стали предметом спекулятивных махинаций. Приватизация свелась к «черному переделу» бывшей госсобственности и ускоренному созданию класса новых собственников.

В 1992 г. в стране резко усилились дезинтеграционные процессы. Парламенты Чечни и Татарстана приняли собственные конституции (12 марта и 6 ноября соотв.), провозглашающие суверенитет и независимость этих республик. Верховный хурал признал незаконным присоединение Тувы к СССР (конституция Тувы, предусматривающая право выхода республики из России, принята хуралом в 1993 г.).

Во многих автономных республиках и даже областях РФ региональные законы ставились выше федеральных. «Парад суверенитетов» был дорогой к установлению извне в российских регионах господства тех сил, которые ни исторически, ни культурно не были связаны даже с местными элитами и полностью соответствовал планам, вынашиваемым Западом в отношении России еще с начала холодной войны.

К концу 1992 г. объем промышленного производства сократился на 20%, реальная зарплата — на 50%. Рост розничных цен в 1992 г. составил 1354%. В декабре 1992 г. Верховный Совет принимает решение об отставке правительства Гайдара и выдвижении на должность премьер-министра В. Черномырдина. Гайдар, однако, продолжил консультировать правительство уже в статусе главы Института экономики переходного периода.

Остро нуждаясь в финансах, в мае 1993 г. государство начинает эмиссию государственных краткосрочных

Российская Федерация

Р

облигаций. Финансовые структуры и частные лица начинают игру на ГКО, доходы по которым доходят на рынке до 1500% годовых.

На протяжении нескольких лет деньги в стране не выходили за пределы финансовой сферы, практически не попадая в реальную экономику.

В 1993 г. обострился конфликт по поводу разделения полномочий в управлении экономическими реформами и формировании правительства между Ельциным и Съездом народных депутатов. Итоги референдума 25 апреля 1993 г. не устроили ни одну из сторон. Народ выразил доверие Ельцину и курсу экономических реформ, но не назначил перевыборы ни президента, ни депутатов.

Развитие конфликта в течение весны — осени привело к трагической развязке во время октябрьских событий 1993 г. 9 октября 1993 г. президент прекратил полномочия Советов всех уровней, в т. ч. Верховного Совета. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила статус нового законодатель ного и представительного органа РФ — Федерального Собрания. В тот же день прошли выборы в Государственную Думу (нижнюю палату парламента) и Совет Федерации (верхнюю палату).

Первое место на выборах в Госдуму заняла партия ЛДПР, получившая 22, 92% голосов избирателей. Гайдаровская партия «Выбор России» сильно отстала от лидера и впоследствии не смогла создать понастоящему влиятельную фракцию в Думе.

Попытка Ельцина создать «партию власти», которая бы оказывала ему поддержку в парламенте, формировала правительство и отвечала за результаты его деятельности, провалилась.

В 1994 г. экономика России продолжала стремительно деградировать. Россияне, у которых еще остались какие-то деньги после обесценившей их сбережения «шоковой терапии» Е. Гайдара, пытались преумножить средства, вкладывая их в акции т. н. финансовых пирамид — АО МММ, «Властелина», «ХоперИнвест», АВВА и др., которые активно работали на российском рынке с молчаливого согласия правительства. От их деятельности пострадали десятки миллионов жителей России.

В стране достиг апогея разгул организованной преступности. Настоящим преступным анклавом на территории России стала Чечня. После неудавшихся попыток свергнуть режим Д. Дудаева силами лояльных чеченцев, руководство РФ прибегло к радикальным мерам. 11 декабря 1994 г. на территорию мятежной республики были введены федеральные войска, что положило начало кровопролитным Чеченским войнам.

К середине 1990-х окончательно окрепла российская олигархия. В октябре — ноябре 1995 г. представители крупного бизнеса получили возможность «доприватизировать» крупнейшие предприятия, оставшиеся в собственности государства после чекового этапа приватизации.

Проведенные с нарушением законов и норм залоговые аукционы фактически стали способом передачи государственных активов в руки лояльных предпринимателей в обмен на поддержку непопулярных политических лидеров на парламентских выборах 1995 г. и президентских 1996 г.

В руках олигархов оказались стратегические отрасли российской экономики: нефте- и газодобыча, добыча никеля, золота, редкоземельных металлов, а также наиболее влиятельные СМИ. Но самое главное, они стали тесно проникать в структуру государственной власти, под их контролем находились целые министерства, регионы, партии.

Президент Ельцин, победивший на выборах 1996 г. благодаря организованной американскими политтехнологами масштабной избирательной кампании и щедрому финансированию со стороны группы крупных предпринимателей во главе сБ. Березовским, уже с ноября 1996 г. полноценно управлять страной не мог. Реальная власть перешла к т. н. «семье» — группе из особо приближенных к Ельцину людей.

Потеря государством доходов в результате приватизации не компенсировалась повышением эффективности производства. В 1997 г. ВВП России составил всего 45% от уровня 1990 г. В целом же по официальным данным Госкомстата РФ, экономический потенциал страны сократился за это время более чем в 4 раза.

Государство испытывало все больший дефицит бюджета, что усугубляла несовершенная налоговая политика, предусматривавшая неравные процентные ставки, ряд привилегий и т. д.

Уход от налогов принял среди предпринимателей массовый характер. Попытки правительства реформировать налоговое законодательство не были поддержаны Госдумой. Международные инвесторы, привлеченные высокими процентами, щедро кредитовали российское правительство (равно как и предпринимателей), которое заранее знало, что не сможет отдать долги. В марте 1998 г. президент Ельцин отправил в отставку премьера В. Черномырдина и заменил его на С. Кириенко.

В стране назревал кризис неплатежей. Олигархи, массированно скупавшие российские активы на западные кредиты, столкнулись с проблемой возвращения долгов и начали распродавать государственные ценные бумаги. Не справившись с обслуживанием внешнего и внутреннего долга, особенно по ГКО, 17 августа 1998 г. правительство объявило о девальвации рубля и временном отказе от выплаты долгов (см. Дефолт 1998 г.), что нанесло сильнейший удар по малому и среднему бизнесу и народным сбережениям.

Кириенко был отправлен в отставку, 10 сентября новым премьер-министром стал министр иностранных дел Е. Примаков, 12 мая 1999 г. ему на смену пришел глава МВД С. Степашин, а 16 августа новым премьером стал глава ФСБ В. Путин.

Сразу после назначения В. Путин приступает к решительным действиям на антитеррористическом фронте — летом 1999 г. обострилась проблема Чечни, со вторжением в Дагестан банды Басаева началась вторая Чеченская война.

Российская Федерация

Р

Не имея возможности противостоять регулярной армии в открытых боях, бандиты приступают к терактам на мирных российских территориях, стремясь посеять панику (взрывы домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 г.).

К 26 ноября 1999 г. федеральными войсками была освобождена вся равнинная часть республики, на которой проживало 90% жителей.

Твердость Путина в решении проблемы терроризма, его жесткая, но прагматичная позиция в международных вопросах и проводимая им грамотная экономическая политика убеждают Ельцина, что он нашел достойного преемника. 31 декабря 1999 г. он объявил о досрочном сложении с себя полномочий и о назначении В. Путина исполняющим обязанности Президента РФ. 26 марта 2000 г. с результатом 52, 94% В. Путин победил на президентских выборах.

С приходом В. Путина, объявившего о диктатуре закона (один из первых шагов президента), власть сумела существенно ограничить экономическую базу власти олигархов и уменьшить их влияние в политической и экономической жизни страны.

За несколько лет в России удалось в значительной мере оздоровить государственные институты, направить их работу на соблюдение всеобщего интереса, а не интересов отдельных собственников. Российское государство частично возвратило себе контроль над рядом предприятий стратегически важных отраслей экономики, главным образом нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета.

Курс нового президента открыл перспективу для становления реальных общенациональных партий. Создание в 2001 г. партии «Единая Россия» дало главе государства возможность опираться не только на исполнительную, но и на законодательную власть, что во всем мире считается нормой демократического правления — в истории современной России впервые было образовано пропрезидентское центристское большинство в парламенте.

Значительно выросла эффективность законотворческой деятельности Госдумы, чрезмерно политизированной в 1990-е гг. С 2000 г. начала приводиться в порядок система государственной власти, стал отлаживаться механизм взаимодействия федеральных органов, субъектов Федерации и муниципальных органов.

Первым шагом на пути укрепления вертикали власти стало образование в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших дополнительным звеном государственно-административного управления. Важными факторами восстановления управляемости регионами стали реформа выборной системы, вовлечение региональных элит в партстроительство, повышение международного авторитета России, обеспечение политической стабильности, рост благосостояния населения и др.

Последний фактор особенно существенен. Только с 1999 по 2004 гг. реальные доходы россиян возросли на 76%, существенно — на миллионы — снизилось количество граждан, живущих за чертой бедности, государство впервые с начала реформ 1990-х стало вовремя платить зарплату бюджетникам и пенсии. После дефолта ВВП России начал неуклонно расти (в среднем на 6, 5% в год), чему способствовали сначала стимулировавшая экспорт девальвация рубля, а затем благоприятная конъюнктура международных сырьевых рынков и либерализация налоговой системы (с 1 января 2001 г. подоходный налог начали платить по единой 13-процентной ставке).

16 мая 2003 г. в послании Федеральному Собранию Путин сформулировал задачу удвоения ВВП России за 10 лет, что стало одним из приоритетных направлений российской политики.

14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы президента РФ, на которых В. Путин одержал предсказуемую победу с результатом 71, 31%. К этому времени задача вывода страны из кризиса и достижения стабильности — в политической жизни, экономическом росте, отношениях собственности — была в целом выполнена. Удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета, была укреплена система государственной власти, обеспечена согласованность действий всех ее ветвей и уровней, что в дальнейшем было подкреплено т. н. институциональными реформами 2004 г., которые предусматривали утверждение высших руководителей в регионах местными парламентами по представлению президента, переход к пропорциональной системе выборов в парламент страны, создание Общественной палаты и проч.

Россия подошла к возможности форсированной модернизации, решению масштабных общенациональных задач. Ключевым вопросом государственной политики стало повышение качества жизни граждан России. По словам В. Путина, «концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России… это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит, в будущее России».

Необходимость решения этой задачи назрела давно, но реальная возможность возникла лишь к 2005 г., когда у государства появились значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

В 2005 г. Россия поднялась на 6-е место в рейтинге стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций, полностью погасила долг перед МВФ в размере 3, 3 млрд долларов (а в августе 2006 г. — долг бывшего СССР в рамках Парижского клуба кредиторов в размере 23, 74 млрд долларов).

Российский бизнес начал активную экспансию на западные инвестиционные рынки. Страна превратилась в одного из крупнейших игроков в мировой экономике. 9 сентября 2005 г. Путин выступил с инициативой реформы социального блока, определив 4 приоритетных направления

Русофобия

«инвестиций в человека»: здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство.

21 октября 2005 г. был образован Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (ПНП). Задачи по нацпроектам были поставлены на ближайшие 2 года, при этом эффект от реализации заявленной программы должен был ощутить практически каждый гражданин.

В 2008 г. ПНП были интегрированы в программу долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г. Условием ускоренной модернизации страны стал выбор модели промышленного развития, органично интегрированной в межрегиональные и глобальные кооперационные связи. Для России это означает развитие современной инновационной экономики, основанной на высоких технологиях.

В декабре 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ В. Путин озвучил концепцию энергетической сверхдержавы, которая предполагала, что энергетика как высокотехнологичная отрасль должна стать не просто локомотивом российской экономики, но и залогом ее мирового лидерства.

26 апреля 2007 г. в послании Федеральному Собранию президент Путин поставил перед российской наукой задачу совершить прорыв в области наиболее передовых технологий, прежде всего нанотехнологий, что позволит России вернуть утраченное лидерство в науке. В 2007 г. Государственная Дума одобрила Закон о создании государственной корпорации нанотехнологий.

Рост экономической, политической и военной мощи привели к укреплению международного авторитета России. Четкая позиция России, ориентированной на защиту собственных национальных интересов, стала мощным стабилизирующим фактором в глобальном масштабе. Согласно исследованиям Денверской исследовательской группы (сентябрь 2007 г.), Россия уверенно занимает 1-е место по позитивному влиянию на мир, воздействию на общественное мнение и события для достижения своих целей.

Обретение Россией способности проводить самостоятельную внешнюю политику, активно участвовать в формировании и реализации международной повестки дня серьезно беспокоит как недружественные круги Запад


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.05 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал