![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типовая организационная структура сети магазинов
Составление организационной структуры розничной сети обычно не входит в обязанности директора магазина. Тем не менее именно этот вопрос довольно часто задают на наших семинарах. Мы приводим здесь типовую организационную структуру (табл. 4.4). Надеемся, этот образец, а также пример распределения функциональных обязанностей выше помогут вам составить аналог для своих магазинов. В заключение приведем некоторые правила формулировки функциональных обязанностей для заданной должности в должностной инструкции. Функциональные обязанности необходимо формулировать в соответствии с задачами должности. Функциональные обязанности должны описывать как рутинные, повседневные обязанности, так и стратегические, творческие – те, которые в меньшей степени поддаются формализации. Помимо непосредственных обязанностей необходимо формулировать и общекорпоративные обязанности сотрудников, связанные с соблюдением корпоративных норм и правил, сохранением коммерческой тайны и прочими особенностями работы. По возможности функциональные обязанности должны описывать не только «что делать», но и «как делать» (если это не закреплено в стандартах работы). Необходимо указывать и прилагать основные виды отчетности для данной должности. Таблица 4.4. Типовая организационная структура сети магазинов Формулировка функциональных обязанностей должна быть понятной для сотрудника любого уровня; с другой стороны, она не должна содержать профессионального жаргона и просторечных выражений. При формулировке обязанностей строго регламентированных видов деятельности, а также для формулировки обязанностей низших категорий персонала лучше использовать принцип подробного описания рабочего дня. Но помните, что все описать в должностной инструкции невозможно: жизнь сотрудника в компании сложнее и многообразнее. Как работать с профилем должности Профиль должности содержит требования к квалификации сотрудника, занимающего данную должность. Обычно он содержит перечень знаний, навыков и личностных качеств, необходимых для того, чтобы сотрудник успешно выполнял свои функциональные обязанности. В кратком виде профиль должности может входить в должностную инструкцию. Для продавца-консультанта профиль должности может выглядеть так. Сотрудник знает: ♦ компанию и сеть магазинов, в которой он работает; ♦ характеристики бренда; ♦ товары, которые продаются в магазине; ♦ правила трудового распорядка; ♦ правила продажи и обслуживания покупателей. Сотрудник умеет: ♦ общаться (говорить связно, логически излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, слушать и т. п.); ♦ продавать (расположить к себе, установить контакт, выявить потребности и т. д. в соответствии с этапами продажи); ♦ работать в команде продавцов (взаимодействовать в ходе парного обслуживания покупателя, оказать помощь, решить конфликтную ситуацию и т. п.). Сотрудник целеустремленный, нацеленный на результат, ответственный, эмоционально устойчивый и т. п. Дополнительно профиль должности может включать разделы: сотрудник хочет (особенности мотивации) и сотрудник сможет, если научить (потенциал роста). Профиль должности составляется не для отчетности руководителя отдела персонала, он представляет собой рабочий документ, с помощью которого директор магазина может оценить соответствие конкретного сотрудника требованиям, предъявляемым к нему должностью. Поэтому главное в профиле должности – это оценочные листы соответствия. Оценочный лист содержит четкое описание критериев по трем уровням: слабое, хорошее и отличное соответствие. Примеры оценочных листов приведены в табл. 4.5–4.7. Таблица 4.5. Пример оценочного листа. Умение общаться Таблица 4.6. Пример оценочного листа. Умение продавать Таблица 4.7. Пример оценочного листа. Статус в коллективе Оценочный лист дает возможность: ♦ выявить расхождение реального портрета сотрудника и идеала; ♦ провести с сотрудником беседу опираясь не на собственное мнение о качестве его работы, а на регламентированные критерии; ♦ разработать план по его дальнейшему обучению и развитию. На основе профиля должности могут быть составлены вопросы для интервью сотрудника при приеме на работу. Вместо типичного «расскажите мне о себе» грамотно составленные вопросы помогут еще на этапе отбора оценить кандидата, а также определить необходимое ему обучение в ходе испытательного срока (табл. 4.8). Таблица 4.8. Образец бланка фиксации ответов кандидата на должность «продавца-консультанта» Единые стандарты работы – для кого они? [32] Единые стандарты – это корпоративный документ, регламентирующий работу персонала и призванный обеспечить заданный уровень качества. Он содержит четко сформулированные требования к персоналу в различных производственных ситуациях и позволяет избежать эффекта «директор ко мне придирается». Единые стандарты обеспечивают всем покупателям одинаково высокий уровень обслуживания, т. к. содержат одинаковые для всех сотрудников правила поведения и конкретные речевые модули для работы с покупателями. По сути, единые стандарты облегчают работу персонала и работу директора по управлению торговым персоналом. ... ПРИМЕР 1. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРАВИЛ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ВЫХОД НА РАБОТУ (МАГАЗИН СУВЕНИРОВ И ПОДАРКОВ) 1. Выход на работу регламентируется графиком сменности с указанием дней и часов работы каждого сотрудника, составляемым управляющим. Вопросы и пожелания по вашему графику вы можете адресовать управляющему. Без согласования с управляющим нельзя менять очередность смен по графику и меняться сменами с другими сотрудниками. 2. Рабочий день продавца начинается в ____ часов и заканчивается в ____ часов. Нельзя опаздывать на работу или уходить с нее раньше положенного срока. В случае задержки вы должны позвонить и предупредить управляющего в течение первых 15 минут рабочего времени. Если вы не можете выйти на работу из-за болезни или по иной уважительной причине, обязательно предупредите управляющего накануне предстоящего рабочего дня. В случае экстренной необходимости допускается оставить подробное сообщение о невыходе на работу с указанием вашей фамилии и уважительных причин на автоответчике по телефону _________. При невыходе на работу по болезни вы обязаны предоставить в службу персонала больничный лист. Отсутствие на работе свыше четырех часов без уважительной причины рассматривается как прогул. 3. Продавец, который согласно графику открывает магазин, приходит на работу к ______ часам. Процедура подготовки магазина к открытию следующая: 1) вытереть пыль со всех поверхностей (полки, плинтусы, картины, светильники и т. п.); 2) провести влажную уборку торгового зала и подсобного помещения; 3) заменить перегоревшие лампы; 4) проверить наличие товара в торговом зале, штрих-кодов, ценников, алармов на каждой вещи; 5) пересчитать товар в торговом зале и на складе; 6) поправить презентацию товаров в торговом зале, включая манекены; 7) проверить работу ворот охранной системы; 8) включить CD-проигрыватель и проверить уровень звука. Чаще всего единые стандарты содержат следующие разделы. Необходимый минимум знаний о компании и товарах. Сюда входит краткое описание компании (магазина), цели и принципы работы, ФИО основных руководителей. Хорошо, если информация о компании будет дополнена правилами взаимодействия по принципу «у нас принято». Например, у нас принято общаться на «ты» с коллегами по работе и при разборе конфликтной ситуации выслушивать мнение каждой стороны. В информацию о товаре можно включить перечень и краткое описание товарных категорий (коллекций или торговых марок). Правила трудового распорядка. Перечисляют обязанности сотрудника и правила поведения на рабочем месте. Например, порядок выхода на работу, разрешаемые и не разрешаемые при работе в торговом зале действия, правила ответа на телефонные звонки, правила проведения денежных операций и общения с контролирующими органами. Важно, чтобы в этот раздел были включены конкретные фразы, которые нужно использовать в той или иной ситуации. Например, если покупатель просит сходить и обменять для него валюту, нужно сказать: «Извините, правила работы запрещают мне делать это». ПРИМЕР 2. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРАВИЛ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: РАБОТА В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ (МАГАЗИН ОДЕЖДЫ И ОБУВИ) 1. В течение рабочего дня вы обязаны находиться в торговом зале и выполнять одну из обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. Если вам кажется, что все обязанности на данный момент выполнены, спросите управляющего, что еще можно сделать. Помните, что в торговом зале запрещается: • сидеть; • стоять со скрещенными на груди руками, держать руки в карманах; • теребить одежду, поправлять волосы, рассматривать ногти и т. п.; • облокачиваться на кассовый стол или стены; • рассматривать себя в зеркало; • жевать жевательную резинку или употреблять любую пищу или напитки; • иметь при себе и использовать мобильный телефон; • иметь в подсобке мобильный телефон с включенным звуковым сигналом приема звонков; • пользоваться городским телефоном на кассовом узле. 2. Одновременно в торговом зале находится определенное количество продавцов-консультантов. Вы должны согласовать между собой ваше местонахождение таким образом, чтобы один продавец был около входа, а другие были равномерно распределены по торговому залу. Продавец у входа встречает посетителя и начинает работать с ним. После его перемещения в глубь зала другой продавец-консультант должен занять его место. 3. Приветствует посетителя тот продавец, который находится ближе всех к входу в торговый зал (даже если он в этот момент занят с покупателем). Приветствие происходит по следующей схеме: 1) установите визуальный контакт; 2) улыбнитесь; 3) скажите «Добрый день (утро, вечер)». Дальнейшая работа с покупателем проходит в соответствии с базовыми стандартами обслуживания. 4. Для поддержания чистоты и порядка в торговом зале необходимо следить: • за аккуратностью выкладки товара в соответствии со стандартами мерчандайзинга; • за отсутствием посторонних предметов в торговом зале (мусора, упаковочных материалов, личных вещей продавцов-консультантов и т. п.); • за соответствием вашего внешнего вида стандартам внешнего вида. 5. В течение рабочего дня вам положены три перерыва для принятия пищи и технологические перерывы каждые два часа. Если вам необходим технологический перерыв, вы обязаны предупредить управляющего (или коллегу по смене), и с его согласия вы можете отлучиться, но не более чем на 15 минут. Нельзя отлучаться из рабочего зала одновременно с другим продавцом-консультантом. Нельзя отлучаться на перерывы во время наибольшей загруженности магазина. Прием пищи осуществляется 3 раза в течение дня: • с 10: 30 до 12: 00 в течение 15 минут; • с 13: 00 до 15: 00 в течение 30 минут; • с 18: 00 до 20: 00 в течение 15 минут. ________________________________________________ Если прием пищи происходит в подсобном помещении, нужно убедиться, что запах пищи не проникает в торговый зал. Для этого нужно плотно закрыть двери в подсобные помещения и включить кондиционер (если есть) на полную мощность. Запрещены к употреблению сильно-пахнущие продукты. 6. Если вы принимаете входящий звонок, скажите: 1) магазин «__________»; 2) ваше имя; 3) добрый день (доброе утро, добрый вечер). 7. Если вы назначены ответственным за склад, следите за тем, чтобы: • товар был разложен /развешан в соответствии с правилами для склада; • в помещении склада были порядок и чистота; • дверь на склад была закрыта. 8. При посещении магазина контролирующими органами сразу пригласите в торговый зал директора или лицо, его замещающее. Если вам будут задавать вопросы, касающиеся работы магазина или компании, или любые иные вопросы, скажите: «Я сейчас приглашу директора, и он ответит на ваши вопросы». Строго запрещается: • давать личные телефоны руководителей или его заместителей, если их нет на месте; • оставлять проверяющих без внимания, разрешать в одиночку передвигаться по помещению магазина; • отвечать в таком же тоне на провокационные и оскорбительные замечания. 9. Если при выходе покупателя из торгового зала зазвенел аларм, сразу подойдите к покупателю и скажите: «Извините, сработала сигнализация. Давайте убедимся, что кассир снял все алармы с ваших покупок». Если покупатель отказывается проверить наличие алармов на покупках или отказывается общаться с вами (выходит из магазина), немедленно позовите администратора. 10. Если покупатель просит вас сделать что-то, чего не разрешают правила трудовой дисциплины, скажите: «Извините, правила работы запрещают мне делать это». Стандарт внешнего вида. Подробное описание внешнего вида сотрудника, включая одежду (летний и зимний варианты), обувь, внешность (лицо, руки, волосы, макияж-маникюр, украшения и парфюмерия) и вопросы гигиены. Пример стандарта внешнего вида приведен ниже. Правила организации торгового процесса. Подготовка магазина к открытию и закрытию. Правила товародвижения (склад – торговый зал – касса), например, для склада: правила приема и хранения товара, а также подготовки товара к продаже. Правила подсортировки товара в торговом зале. Правила мерчандайзинга. Правила обмена и возврата товара. Правила продажи и обслуживания покупателей. Технология работы с покупателями, включая необходимые действия (например, подойти к покупателю в течение одной минуты с момента его прихода в магазин для того, чтобы начать с ним беседу) и конкретные фразы для общения с ним (например: «Спасибо за покупку, будем рады видеть вас снова»). ... ПРИМЕР 3. ОБРАЗЕЦ СТАНДАРТА ВНЕШНЕГО ВИДА (САЛОН СОТОВОЙ СВЯЗИ) Одежда продавца-консультанта содержит следующие элементы. Рубашка делового стиля, хлопковая, голубая или светло-синяя (образцы цветов прилагаются), длинный рукав, аккуратно выглажена. Стрелки на рукавах рубашки не заглаживаются, на манжетах пуговицы. В кармане рубашки обязательно наличие черной или темно-синей фирменной ручки. Настоятельно рекомендуется смена рубашки один раз в сутки. Запрещаются: закатанные рукава рубашки, короткий рукав, запонки, иные цвета ткани, металлические пуговицы или кнопки. Брюки делового стиля, из тонкой шерсти черные или темно-серые (образцы цветов прилагаются), стрелки обязательны. Отвороты на брюках допускаются. Пояс черный с неброской металлической пряжкой. На поясе брюк отсутствуют аксессуары, как то: сотовый телефон, зажигалка, цепочка для ключей и т. п. Запрещаются: брюки-слаксы, брюки спортивного стиля, иные цвета или виды ткани, массивные металлические пряжки, наличие на поясе или в карманах посторонних предметов. Фирменный галстук и булавка. Выдаются при поступлении на работу, являются собственностью компании. Рекомендуется химическая чистка галстука один раз в шесть месяцев. Запрещаются: иные другие виды галстуков и булавок. Отсутствие фирменного галстука и булавки рассматривается как суровое нарушение стандартов. Ботинки и носки черные. Обувь делового стиля с продолговатым (овальным) мыском, из однородной кожи, на шнурках. Зимой сменная обувь обязательна. Запрещаются: ботинки с квадратным мысом, мокасины или ботинки на пряжках, высокие каблуки, наличие узора на коже обуви. Отсутствие зимой сменной обуви рассматривается как суровое нарушение стандартов. Источник: Сысоева С. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов. СПб.: Питер, 2006 Бо́ льшую часть текста стандартов сотруднику придется выучить наизусть. В результате ему не нужно будет думать, как поступить в той или иной ситуации работы с покупателями. Правильные действия ему подскажут стандарты работы.
|