Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Будущее народов земли 13:1-23:18.
Панорамный обзор наций и народов непосредственно связан с будущим Царством, о котором шла речь в предыдущих главах. В последние полтора столетия национального существования Иудеи, со времен Исайи до падения Иерусалима, царства расцветали и приходили в упадок, цари восходили на престол и нисходили. Для народа Иудеи и Иерусалима, который сознавал, что он — избранный Богом народ и ему определено окончательное восстановление Сиона, такие пророчества о других народах имели исключительно важное значение. В пророчествах о народах отчетливо видны несколько тем. Хотя они уже представлены в предыдущих 12 главах, в этом отрывке они получают более полное развитие и взаимосвязь. Ассирии, которая была самой главной проблемой Иудеи во времена Исайи и в последующий период, уделяется в этом отрывке мало внимания. Все внимание устремлено на другие выдающиеся нации. На протяжении всего отрывка звучит основная тема верховной власти и господства Бога. Имя «Господь Саваоф» появляется по крайней мере 23 раза в 11 главах. Именно так Исайя назвал Бога, когда увидел Его во время своего призвания на пророческое служение (6: 5) (В Библии по крайней мере в четырех смыслах употребляется это имя Бога — «Господь Саваоф». Давид вызвал на поединок Голиафа и выступил против него «во имя Господа Саваофа», Бога воинств израильских, 1 Цар. 17: 45. Пророки чаще говорят о «Господе Саваофе» как о Царе небесных воинств и как о Защитнике Израиля. В случае с Исайей, как и в случае с Давидом, Господь Саваоф являет Себя еще и в завете с отдельной личностью, но Он поддерживает Исайю не на поле боя, а на духовном поприще). В Господе Саваофе, использовавшем Ассирию как бич для Своего суда, покоилась уверенность в будущем вечном царстве (9: 7). Главенство и владычество Господа Саваофа — основная тема всего этого раздела. Суд Божий постигает народы не случайно, но согласно Божьему плану. Гордость и надменность подвергаются наказанию, если Богом пренебрегают, будь то языческие народы, Израиль, Иудея или просто отдельный человек — царедворец Севна (22: 15-25). Ни один надменный человек или народ не может избежать наказания. Наиболее яркий пример — в первых главах этого раздела (13: 1—14: 27). Вавилон и его царь избраны для наказания. Хотя расцвет Вавилона был еще впереди, Исайя предсказал во дни Езекии (39), что Вавилон уведет в плен народ Иудеи. Для людей, которые пережили разрушение Иерусалима вавилонянами, эти главы должны были иметь особое значение. Суд ожидал это царство, которое в свое время Бог использовал для очищения Иудеи от греха. К тому времени народ уже был свидетелем падения Ассирии; это пророчество удостоверяло, что и Вавилон будет судим таким же образом. Хотя речь идет о Вавилоне, вавилонский царь не назван по имени. Комментаторы сильно расходятся в вопросе о том, кто именно из многочисленных царей и царств имеется в виду в этих пророчествах. Основной же принцип заключается в том, что любой народ или личность, превозносящие себя выше Бога, будут рано или поздно повержены Господом Саваофом. Трудно отнести все конкретные детали этого отрывка к кому-либо из известных истории вавилонских царей; это заставляет предположить, что здесь кроется что-то большее, чем временная земная власть, конкретный правитель. Этот надменный царь может представлять злые силы, которые противятся Богу, видимым образом проявляющиеся в человечестве со времени его грехопадения (Быт. 3). Эта злая сила будет вовлекать личности и народы в противоборство со всемогущим Богом до дня последнего суда, когда Бог ее низложит раз и навсегда. Уничтожение нечестивого народа в лице Вавилона уподобляется участи Содома и Гоморры, которые никогда больше не были заселены. Низложение тирана или сатаны, которого олицетворяет вавилонский царь, означает, что все, кто связал с ним свою судьбу, будут уничтожены, так что всякое сопротивление будет устранено. Очень важно, что это разрушение будет окончательным. Противоположная тема — восстановление Израиля и надежда на будущее царство ■ — также является лейтмотивом всего раздела. Уже во второй главе появляется пророчество о всемирном царстве со столицей на Сионе; в главах с 7 по 12 это становится главной темой, причем особое внимание уделяется праведному правителю. В главах 13—23 тема надежды Израиля не забыта. Падение Вавилона предопределено Господом Саваофом (21: 10). Израиль все еще является наследием Божьим (19: 25), хотя он и подвергается суду. Народ израильский будет не только восстановлен (14: 1-2), но в нем найдут убежище и иноземцы. Сион был основан Господом (14: 32), и он же будет принимать дары (18: 7). В то время как другие народы и цари будут подвергнуты суду, на престоле Давида утвердится праведный правитель (16: 5). Таковы ни с чем не сравнимые обетования восстановления, снова и снова даваемые Израилю для утешения и надежды в те дни, когда израильтяне подвергались судам Божьим.
|