Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы административного права.
Принцип приоритета личности, ее прав и свобод. Конституция РФ провозгласила, что человек, ею права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Соблюдение данного принципа во всей своей деятельности является важнейшей обязанностью всех органов государственного управления и местного самоуправления, их должностных лиц и других служащих. Нормы административного права, относящиеся к правовому положению личности, защите ее прав и свобод, имеются в многочисленных нормативных правовых актах, различных по юридической силе и формам. Среди них видное место занимают профильные правовые акты, т.е. определяющие содержание этого принципа и практическую реализацию его требований (например, о здравоохранении, образовании, свободе передвижения и т.д.). Принцип разделения осуществления государственной власти, в соответствии с которым административно-правовое регулирование выражает и обеспечивает самостоятельное в пределах закона функционирование исполнительной власти, недопустимость ее подмены законодательной и судебной властью и, наоборот, исполнительной властью указанных ветвей власти. Во взаимосвязи с нормами конституционного права и в порядке их реализации административное право определяет пределы взаимной зависимости ветвей власти, основанные на законе формы и методы их взаимодействия и сотрудничества. Принцип федерализма воплощен в нормах, в том числе административного права, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, закреплении систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих свою компетенцию, установленную нормативными актами о правовом положении соответствующих органов. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ отнесла к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство (п. «к» ч. 1 ст. 72). Принцип единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения РФ и полномочии РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ). Единая система исполнительной власти в Российской Федерации возглавляется Правительством РФ. На него возложен контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ (ст. 4 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Своеобразие единства исполнительной власти в Российской федерации состоит в том, что оно предполагает широкую самостоятельность исполнительной власти субъектов РФ, основанную на Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации по предметам их совместного с РФ и исключительного ведения. Указанный принцип по своей сути представляет собой частную конкретизацию принципа федерализма применительно к системе исполнительной власти. Принцип законности: субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность (поведение) с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения. В частности, органы государственного управления обязаны выполнять требования относящихся к ним законов и основанных на них нормативных правовых актов вышестоящих органов. В своей деятельности они должны строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. Принимаемые ими правовые акты, содержащие административно-правовые предписания, не должны противоречить действующему в Российской Федерации законодательству. В свою очередь, физические лица и иные субъекты управленческих отношений должны выполнять адресованные им административно-правовые предписания уполномоченных органов (должностных лиц). Принцип гласности выражен во многих нормах о правах граждан на получение информации о деятельности органов публичного управления. Принцип гласности в правотворческой деятельности полупил свое определенное закрепление в Конституции РФ, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (и. 3 ст. 15). Данное конституционное положение получило свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве и подзаконных актах, регламентирующих порядок подготовки, официального опубликования и вступления в силу, в частности, нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Принцип ответственности закреплен в нормах, устанавливающих административную, дисциплинарную и материальную ответственность по административному праву. Содержание и формы реализации данного принципа зависят от особенностей каждого вида ответственности. Административно-правовой метод регулирования общественных отношений.
Административно-правовой метод – это всегда метод властных предписаний, так как одна сторона даёт другой обязательные распоряжения. - Стороны не могут менять характер правоотношений управленческого типа ни в каких случаях. - Стороны не имеют непосредственного равенства. Один субъект всегда находится в подчинении у другого. - Императивность любого регулирования. - Нормативное регулирование всегда централизованно. Приёмы, которыми метод реализуется Следует отметить, что метод административно-правового регулирования воплощается в жизнь лишь посредством определённых приёмов, которые активно используются в сфере управленческой отрасли. Существует ряд основных приёмов: 1. Предписание – это приём, основанный на том, что субъекты будут выполнять требования, которые предусмотрены определённой правовой нормой. Их невыполнение не будет нести каких-либо юридических последствий, ни негативных, ни позитивных. Понятие административно-правовых норм существенно расширяет представление об этом методе, потому что они по сути являются элементами его реализации. 2. Посредством запрета устанавливаются чёткие границы того, что может вызвать крайне неблагоприятные последствия для особы нарушителя. При нарушении запрета появляется возможность применить определённые меры воздействия (административную или дисциплинарную ответственность). 3. Дозволение является наиболее лояльным способом реализации административно-правового метода. Суть в том, что субъекту даётся возможность выбрать один из нескольких вариантов своего поведения. Как правило, при помощи дозволения регулируются правоотношения, связанные с деятельностью должностных лиц. Существует также ряд иных способов реализации метода административно-правового регулирования. Специфические приёмы реализации административного метода Необходимо выделить два приёма, которыми достаточно часто реализуется административный метод, но о них чаще всего не упоминают: 1. Приём административного распорядительства присущ сфере властного управления в органах государственной власти. Суть в том, что вышестоящему служащему даётся право обязать любого из своих подчинённых на совершение какого-либо действия или же выполнение функционального задания. 2. Понятие механизма административно-правового регулирования даёт понимание того, что воздействие на правоотношения производится путём использования норм. Последние берутся из ведомственных нормативных актов или же изобретаются самостоятельно. Данный приём называется правоудостоверением. Его суть в том, что орган государственной власти имеет право выдавать специальные индивидуальные акты, которые подтверждают наличие специфического набора прав и обязанностей. Второстепенные методы В административном праве также используются другие методы регулирования, но они являются второстепенными, потому что не позволяют в полной мере реализовать все отраслевые функции. Таким образом, второстепенными методами являются: 1. Поощрение. За качественное соблюдение своих обязанностей и реализацию функций по отношению к субъекту используется мера позитивного воздействия. 2. Рекомендательный метод позволяет дать субъекту возможность действовать определённым (рекомендованным) образом, но это не обязывает его действовать именно так. За несоблюдение правил никаких последствий не будет. Кто является субъектом регулирования? Очень часто люди не понимают, на кого конкретно распространяется действие административного правового регулирования. Анализируя понятие административно-правовых норм, можно выделить ряд субъектов данной отрасли, а именно: - Физические и юридические лица. - Исполнительные органы государственной власти. - Негосударственные предприятия. - Иностранцы и особы без гражданства.
|