Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правительство РФ: порядок образования, состав, компетенция.






В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В соответствии Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства либо и течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и начинает новые выборы.

Согласно Конституции (ст. 113), Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по заявлению Председателя Правительства об отставке в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства, поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 112) Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Заместители Предстателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства ч федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочии Президент Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать, до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства; получать в связи с осуществлением своих полномочии от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха; принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств; выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц.

КомпетенцияОт других органов федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ на основании и в исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам. [3, C. 202-203]

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он:

· возглавляет Правительство, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства и организует его работу;

· представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;

· ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

· подписывает акты Правительства;

· представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

Заместители Председателя и федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивает их исполнение.

Заместители Председателя Правительства в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов Правительства РФ может образовывать Президиум. Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума. [2, C. 109-110]

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения - департаменты, управления, секретариаты Председателя Правительства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает о должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливает действие этих актов;

д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ. [3, C. 204-205]

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него а) Конституцией РФ; б) федеральными законами; в) нормативными указами Президента РФ.

В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации». Это, прежде всего, означает, что оно - орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий, то их конкретные виды немногочисленны. Например, оно дает заключение по определенным законопроектам и др.

Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в федеральном конституционном законе о Правительстве, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его полномочия. В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти. Так, Правительство руководит работой данных органов и контролирует их деятельность, а также координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство утверждает положение о подчиненных ему органах исполнительной власти. Ему представлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ и др.

б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.

в) полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений. Они конкретизированы применительно к особенностям соответствующих сфер.

В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществлять Правительство РФ, можно назвать следующие. На него возложены:

· разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета;

· проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

· организация разработки и исполнения прогнозов экономического и социального развития России;

· утверждение и обеспечение выполнение важнейших федеральных программ;

· обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии;

· координация работы органов исполнительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализация крупных экологических программ федерального и международного значения;

· принятие мер по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

На правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке решения о создании и ликвидации федеральных унитарных государственных предприятий. Оно делегирует свои полномочия федеральным органам государственной власти по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности. Некоторые из них делегированы Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом (ныне Министерство имущественных отношений Российской Федерации) - по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционерных обществах и т.д. Федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления, оно делегировало совершение таких юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, как утверждение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Министерством имущественных отношений РФ; назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных предприятий; заключение, изменение и расторжение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов приватизации государственных и муниципальных предприятий; руководство приватизацией федеральной собственности.

Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры:

· по защите интересов государства, по обеспечению обороны страны государственной безопасности;

· по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству. [2, C. 111-112]

Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия, оно определяет порядок принятия своих решений: постановления и распоряжений Правительства РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Также следует отметить, что Правительство РФ в пределах своих полномочий:

а) производит финансирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал