![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 15
Методологическое «ядро» психологической науки: категории, принципы, проблемы Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также наука об этой системе. Ярошевский предложил концепцию категориального анализа, обозначил категориальное ядро психологии. Методологическое ядро инвариантно (независимо от времени исследования, от конкретного предмета исследования) - одинаково для всех видов исследования. Включает в себя 3 дефиниции: категории; принципы; проблемы. Категория - предельно обобщенное понятие, отражающее наиболее существенные свойства предметов и явлений. Петровский, Ярошевский выделяют: 1. Психологические категории (образ, действие, мотив, отношения, переживания) - конкретнонаучные; 2. Метапсихологические категории (личность, деятельность, общение) -общенаучные; Специфика научных школ и направлений в психологии отражается в выделении различных системообразующих (центральных) категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики (например, для структурализма Вундта -категория сознания). Принципы - основное положение, из которого исходит психологическая наука в своем развитии. В психологической науке используются: 1. Общенаучные принципы; 2. Конкретнонаучные принципы. Общенаучные: системности, развития, детерминизма. Данные принципы предписывают необходимость изучения научного объекта: - в многообразии его связей на микро- и макроуровнях (например, Ломов - изучение познавательных процессов); - в процессе развития (развитие психики в филогенезе по Леонтьеву); - во взаимосвязи с определившими его причинами и определяемыми им следствиями (Рубинштейн - действие внешних причин через внутренние условия). Конкретнонаучные принципы (Асмолов): 1. Принцип объектной и предметной детерминации психического отражения действительности - развитие личности подчиняется предметной детерминации. Объекты окружающего мира воздействуют на человека не сами по себе, а через его деятельность. 2. Принцип реактивной и активной организации процессов психического отражения - развитие личности определяется активностью самой личности. 3. Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности - развитие личности обусловлено стремлением не только к равновесию, разрядке, но и напряжению, развитию. 4. Принцип интериоризации - экстериоризации - развитие личности рассматривается как сложное преобразование внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее (механизм усвоения общественно-исторических отношений). Социальные нормы, требования становятся ценностями самой личности и воплощаются в поведении. 5. Принцип опосредования - природные свойства человека не определяют развития его личности. Означиваясь в процессе взаимодействия с другими людьми, они используются личностью как средство достижения своих целей. 6. Принцип анализа по единицам - в изучении личности необходимо найти такую единицу ее анализа, которая, в отличие от элемента, включала бы в себя все свойства целого. Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес. Основные проблемы современной психологии: - предмета (редукционизм); метода; сознательного и бессознательного; психофизическая; взаимосвязь биологического и социального.
|