![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 18.
Клиническая психология в общей структуре психологического знания В настоящее время клиническая психология приравнена к медицинской психологии. Медицинская психология поглощает термин клиническая психология. Оно более широкое. Клиническая и медицинская Ψ – это синонимы. Тождество понятий не всегда правомерно. Клиническая Ψ – прикладная часть медицинской Ψ. Медицинская психология изучает психику больных, рассматривает проблемы взаимоотношения больного и врача, личностные особенности пациентов с различными заболеваниями. Основные направления в медицинской Ψ: 1) психодиагностика – использует блоки нейропсихологии. 2) Методы патопсихологического ряда. Эти методы работают на экспертную часть. Экспертная часть имеет 3 большие направления: 1) военная – основывается на подходе специалистов на патопсихологическом подходе; 2) трудовая – большое направление, которое решает вопросы о трудоспособности пациента. В рамках трудовой экспертизы психолог обязан вынести свой вердикт. Ответственность клинического психолога вплоть до уголовной. 3) Судебная – имеет 2 направления: - гражданское судопроизводство – психолог несет ответственность вплоть до уголовного.Работа в плане экспертизы несовершеннолетних, в разводе. - судебное – уголовные дела. Неразрывная связь с юриспруденцией, психиатрией, криминологией. Это наиболее востребованное направление и наиболее жестко наказуемое (вплоть до лишение диплома). Чрезвычайно близкие специалисты – это врачи-психиатры, врачи-нейрохирурги. Есть понятие патопсихология и психопатология. Это 2 принципиально разные понятия. Патопсихология – патология больных. Психопатология – работа в области психиатрии. Психолог не может быть психотерапевтом, но может работать в области психотерапии. Цели и задачи медицинской психологии: 1) изучение психологических факторов, влияющих на развитие болезни, их профилактику и лечение, как в теории, так и в практике; 2) изучение влияния тех или иных состояний на психику; 3) изучение характера отношений больного с медицинским персоналом; 4) изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; 5) изучение нарушений развития психики; 6) разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; 7) создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. Предмет клинической психологии: - это область психологической науки, которая решает фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики; это область профессиональной деятельности психолога, которая направлена на охрану и укрепление здоровья людей. Предмет клинической психологии - это закономерности проявления нарушений и восстановление психической деятельности при различных патологических процессах в теоретическом и практическом аспекте. Объект - нарушение психической деятельности. Структура клинической психологии: 1) патопсихология (связь с психиатрической клиникой); 2) нейропсихология (связь с нейрохирургической и неврологической клиникой) -синдромы психических расстройств при локальном поражении головного мозга; 3) психология психосоматических расстройств, которая изучает влияние психических факторов на реакции человека в ответ на внешнесредовые воздействия; 4) психология дизонтогенеза - синдромы нарушения психики при аномалиях развития. В клиническую психологию входят психология, клиническая психология, анатомия, физиология, медицина. Межпредметные связи кура клинической психологии в профессиональной подготовке психологов - общая психология, возрастная психология, основы психиатрии, анатомия, физиология ЦНС, философия и т. д. Толчком для оформления клинической психологии в самостоятельную дисциплину явилась разработка экспериментальных методов. В нашей стране этим начал заниматься Бехтерев. Основные направления работы клинико-психологических служб: 1) помощь населению; 2) работа с кризисными состояниями (пожар, стихия), постстрессовыми состояниями; 3) диагностика и коррекция психического развития детей и подростков; 4) диагностика и коррекция подростков и детей групп повышенного риска, психосоматических, нервнопсихических и пограничных расстройств. Выделяется реабилитационный и психопрофилактический блоки. Эти блоки взаимосвязаны друг с другом. Реабилитация бывает медицинская, психологическая и социальная. Любая реабилитация направлена на ресоциализацию – восстановление возможностей человека. Этим занимается питерская школа психологии. Основные направления психопрофилактики: 1) система общих мер по укреплению здоровья населения, роль психолога в разработке психологических основ пропаганды и вынесение здорового образа жизни, преодоление безответственности за свое здоровье, формирование культуры здоровья; 2) работа с группами повышенного риска заболеваемости, выявление и психологическая помощь людям группы заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития; 3) помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидива болезни, консультативные, восстановительные и коррекционные формы психопрофилактики. Медицинская и клиническая психологии должны опираться на ГОСТ (стандарт)
|