![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 19
Психологии восприятия: основные подходы. Переход от сенсорных образов к перцептивным - это переход от анализа раздражителей к анализу и синтезу отраженных в ощущениях чувственных свойств объектов. Восприятие - это психический познавательный процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом. Восприятие является сложным процессом, предполагающим выделение из множества признаков основных, ведущих, с одновременным отвлечением от несущественных и сопоставлением воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете (Б. Г. Ананьев, 1996). Этот процесс включает выдвижение гипотез, принятие решений. Если гипотеза о предмете совпадает с поступающей информацией, происходит его узнавание. Если - нет, поиск продолжается до тех пор, пока человек не придет к верному решению. При восприятии знакомых предметов процесс узнавания осуществляется симультанно (мгновенно), при восприятии незнакомых предметов - сукцессивно (развернуто). Восприятие - это активный процесс, благодаря которому человек не просто отражает предметы и пассивно регистрирует их характеристики. Анализируя и синтезируя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познает их свойства, относит к определенным категориям. Впервые восприятие стало изучаться в XIX в. С этого времени четко прослеживаются два основных подхода - структурный и функциональный, каждый из которых объединяет группу проблем и психологические школы, их решающие. Структурный подход рассматривал строение и составные части восприятия как отдельного феномена психической реальности. В рамках этого подхода изучались структура и свойства психического образа, соотношение образа и объекта, структура отражающей системы. Он воплотился в механистическом и организмическом направлениях. Механистическое направление представлено ассоционизмом, психологией сознания и бихевиоризмом. Организмическое направление было реализовано в гештальтпсихологии. Яркими представителями механистического направления в структурализме являются Э. Титченер и В. Вундт. Они считали, что воспринимаемые человеком предметы при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений. Ощущения - элементы, «кирпичики восприятия». Чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и изучить эти элементы. Воспринимаемые объекты и явления - это комбинации элементарных ощущений. В бихевиоризме психические процессы как проявление скрытого от внешнего наблюдателя, а потому и ненаучного подхода к изучению психики, слабо изучались. В рамках необихевиоризма они рассматривались как промежуточные переменные. Ярким представителем этого подхода является Э. Брунсвик. В качестве элементов восприятия он рассматривал сенсомоторные отношения, или акты поведения, пары «стимул - реакция». Э. Брунсвик предполагал, что, если известно большинство таких отношений в перцептивном поведении, то можно предсказать итоговое ориентировочное поведение индивида. Совокупность актов поведения приводит к формированию «перцептивной карты» - целостного психического образа, фиксирующего алгоритм действий индивида с объектами физической реальности. Организмический подход представлен гештальт-психологами М. Вертгеймером, В. Келером, К. Коффкой и др. С их точки зрения, воспринимаемое нельзя свести к чувственной основе. Содержанием восприятия является целостный образ, имеющий определенные формы - гештальты. Разложение восприятия на элементарные составляющие без утраты его смысла невозможно. Если известная мелодия прозвучит в новой аранжировке, то она все равно останется узнаваемой, поскольку воспринимаются не отдельные ноты, а связь между ними. Восприятие - не простая алгебраическая сумма ощущений, а более структурированная и содержательная сущность. Рассматривается не суммация, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, и целостный образ как его конечный продукт. Основными понятиями гештальтпсихологии являются фигура и фон, форма, структура, конфигурация. Фигура - это часть перцептивного поля, выступающая из фона, имеющая определенную форму, структурированная. Фон - часть перцептивного поля, служащая задним планом для фигуры, неструктурированная. Форма - образование, придающее определенные очертания фигуре, контуру. Структура - образование, имеющее определенное строение. Конфигурация - структура, включающая элементы, каждый из которых может восприниматься как фигура или фон. Гештальтистами были сформулированы законы организации восприятия. Основными их них являются следующие: закон фигуры и фона, прегнантности, транспозиции. Закон фигуры и фона трактуется следующим образом: благодаря фону фигура кажется более значительной и лучше запоминается. Согласно закону прегнантности («хорошей формы»), чем форма проще и стабильнее, тем меньше информации требуется для ее распознавания. Совершенство формы зависит от условий. Закон транспозиции, или узнавания структуры, состоит в том, что целое остается неизменным, хотя его элементы могут меняться. Кроме того, гештальтисты ввели гипотетическую конструкцию «зрительное поле». В. Келер считал, что перцептивные процессы ведут себя подобно токам в электролитах. Зрительное поле формируется благодаря распределению токов в коре головного мозга. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это связывающие силы, которые имеют векторную природу. Существуют определенные законы зрительного поля: ■ чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними; ■ чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы; ■ чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы; ■ чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы. В рамках функционального подхода рассматривались такие проблемы, как активный характер восприятия, генетическое становление данного процесса, процессуальная сторона формирования образа, психофизиологическая основа восприятия. Родоначальником данного подхода является У. Джемс, который считал сознание динамической, изменяющейся сущностью, имеющей не застывшую, статичную структуру, а представляющую собой поток, перманентно изменяющуюся субстанцию. «Поток сознания» имеет два фазовых состояния, различающихся по скорости изменения впечатлений - медленные и быстрые. Фокус (ясные впечатления сознания) и периферия (нечеткие размытые впечатления) сменяют друг друга, исходя из значимости объектов внешнего мира для актуального состояния индивида. Меняется не объект восприятия, а наше впечатление о нем. Функциональный подход реализовался также в концепциях Г. Гельмгольца, Дж. Гибсона и когнитивной психологии. По мнению Г. Гельмгольца, человек не просто пассивно поддается потоку впечатлений, а активно наблюдает, т. е. настраивает свои органы чувств для различения воздействий с максимальной точностью. Восприятие рассматривается как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у индивида. Его гипотеза состоит в том, что каждому рецептору соответствует одно ощущение. Основываясь на взаимодействии таких факторов, как прошлый опыт и непосредственные чувственные данные, Гельмгольц выделяет три вида образов: первичный образ (образуется физиологическими механизмами), образ в представлении (знание человека об окружающем мире, формирующееся на базе реминисценций) и перцептивный образ (синтез первичного образа и образа в представлении). В когнитивной психологии восприятие преимущественно изучалось Дж. Брунером и У. Найссером. Дж. Брунер трактовал восприятие как процесс категоризации. Категория - это набор правил, по которым можно объединять явления действительности. Категоризация основана на использовании отличительных признаков объектов. Восприятие обусловлено «готовностью категорий», т. е. наличием обобщенных схем, которые способствуют правильному отнесению объектов к определенным категориям. Готовность минимизирует ошибки в восприятии (Дж. Брунер, 1977). В теории У. Найссера восприятие рассматривается как непрерывный цикличный процесс, который определяется когнитивной схемой. Схема - это часть перцептивного цикла, которая модифицируется опытом человека и специфична в отношении воспринимаемых объектов. Когнитивные схемы рассматриваются У. Найссером как предвосхищающие, поскольку обеспечивают готовность к восприятию. Таким образом, в когнитивной психологии восприятие рассматривается как процесс непрерывного обследования и сбора информации. В рамках функционального подхода к изучению восприятия особое место занимает экологическая оптика Дж. Гибсона. Она предполагает обусловленность зрительного восприятия той средой обитания, в которой существует индивид. Стимул трактуется как код, структурная характеристика с зашифрованной информацией об окружающей среде. Она не существует физически, а является характеристикой светового потока. По Гибсону, субъект сначала видит опорную поверхность и пространство, затем - все более и более мелкие компоненты среды, [. Человек воспринимает структуру окружающего мира благодаря тому, что воспринимает свет, который, отражаясь, сам приобретает эту структуру. Структурированный свет может быть представлен в виде совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отраженного от окружающей среды света. Основания этих углов образованы гранями компонентов окружающей среды, а вершины сходятся в точке наблюдения. Инвариантная структура светового потока - это ее константа, содержащая информацию об объективных событиях, которая используется в процессе восприятия для возникновения чувственных образов. Процесс восприятия, по Гибсону, представляет собой извлечение информации из инвариантов светового потока. Целостное представление о восприятии разработано в рамках деятельностного подхода. Предметом изучения выступает перцептивная деятельность, реализуемая психофизиологическим ансамблем скоординированных функциональных систем. Соотношение объекта и образа зависит от трех групп факторов, учет которых необходим в процессе экспериментального изучения восприятия: физических свойств объектов, психологических особенностей субъекта и объективных условий восприятия. Плодотворной для понимания процесса и механизмов формирования психического образа является гипотеза А. Н. Леонтьева об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта. Это составляет сущность семантической парадигмы психологии восприятия, согласно которой связующей силой и организующей основой образа является значение как совокупность объективного знания, набора фактических характеристик объектов реальности. Значение подвергается индивидуальной коррекции, основанной на потребностно-мотивационной и эмоциональной сферах личности, преобразуясь в личностный смысл (А. Н. Леонтьев, 1977). Последний определяет сугубо индивидуальную, персонифицированную модель действительности, воспринимаемой человеком. Многообразие подходов к изучению восприятия отразилось в четырех основных парадигмах. Физическая парадигма, или парадигма тождества непосредственной данности, отражает отношения равенства между дистальным и проксимальным стимулами. Образ восприятия является точной копией физических объектов (Э. Титченер, И. Мюллер). Психофизическая парадигма представлена классической психофизикой (Г. Т. Фехнер, С. Стивене). Объектом изучения выступает психофизическая связь между чувственной тканью и проксимальным стимулом в процессе восприятия, что нашло отражение в психофизических законах. Экологическая парадигма связана с экологической оптикой Дж. Гибсона, в которой объектом исследования выступает связь между дистальными и проксимальными стимулами. Дистальный стимул позволяет отражать мир как существующий независимо от субъекта (видимый мир), проксимальный стимул дает так называемое «картинное» видение мира (видимое поле). Семантическая парадигма основывается на концепции деятельности. Возникновение перцептивного образа опосредовано активностью человека. Поэтому связь между предметным содержанием и чувственной тканью динамична. Двуплановость перцептивного образа характеризуется двумя видами стимулов: дистальным и проксимальным.
|