Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос №22.
Понятие нарушенного развития в современной специальной психологии. Специальная психология изучает закономерности психики людей с нарушением физического и психического развития. Нарушение развития – те отклонения от нормы психического развития, которые связаны с действием патологических факторов, которые обнаруживаются в детстве и затрудняют процесс социализации личного потенциала на всех последующих возрастных этапов. Наиболее актуально для детского возраста. Необходимо остановиться на терминологических проблемах. Для обозначения детей с нарушениями развития используется целый ряд терминов. Названия «аномальные», «дефективные» имеют историческое значение и употребляются в основном в работах по истории дефектологии. Однако в медицинской литературе используются понятия «аномалии развития», «дефекты развития» и соответственно «дети с аномалиями развития». Чаще всего имеются в виду исключительно физические нарушения, но, поскольку нередко они сопровождаются психическими дефектами, данный термин может иметь собирательное значение. Следует отметить, что медицинское понятие «дефект», «аномалия развития», ни в коей мере не включает в себя социально-психологические смысловые оттенки, но они неизбежно возникают при широком их использовании в сфере образования, социальной помощи и, тем более, в быту. Поэтому вполне закономерно, что в большинстве цивилизованных стран и, в том числе, в России, в сфере образования и социальной помощи «клиническая» терминология имеет этически более приемлемые аналоги: «дети с проблемами в развитии (обучении)», «дети с трудностями в обучении (развитии)», «дети с ограниченными возможностями здоровья». В сфере социальной помощи часто используется термин «дети с особыми образовательными или социальными потребностями (нуждами)». Предпочтение отдается использованию понятие «трудности развития». Целесообразно уточнить его значение. Данный термин указывает на наличие некоторых препятствий в развитии ребёнка. Понятие «трудное детство» использовалось Л.С.Выготским именно в этом смысле) Трудности развития - это временные или постоянные помехи для полноценного овладения любой психической деятельностью, в том числе и учебной, а также для появления психологических новообразований, составляющих сущность развития. (Индембаум). Помехи могут быть как внешними (ухудшенная социальная ситуация развития), так и внутренними, эндогенными, обусловленными спецификой мозговой организации или другими нарушениями функциональных систем организма. Чаще всего имеет место сочетание этих факторов. Наличие трудностей является поводом для оказания помощи ребенку. Выделяется 3 вида трудного развития: 4) тотальные - ребенок дезадаптирован, существенные отклонения обнаруживаются во всех сферах его психики и жизнедеятельности; 5) системные –отклонения нескольких сфер или компонентов психической деятельности, взаимопроникая и взаимоусиливая друг друга; 6) парциальные – нарушение каких-то отдельных функций, и в целом могут не приводить к дезадаптации. Нарушение проявляется следующим образом: 1) отставание от возрастных сроков в развитии психических функций (ретардация); 2) психическое развитие при нарушении протекает в специфическом с нарушением (дефектом) соотношении процесса становления разных психических функций. В основном принцип гетерохронности заменяется на принцип асинхронности, нарушение последовательных в развитии ведущих психических функций. При разных типах нарушения данная особенность проявляется специфически (при раннем детском аутизме, умственной отсталости, нарушении речи (общее недоразвитие речи)); 3) нарушение процесса социализации. У ребенка наблюдается трудности в адаптации, начиная с семьи (понимание, принимание), дошкольное образовательное учреждение (контакты с другими взрослыми, с другими детьми), школа (наиболее значима – основные варианты нарушения опознаются в школе), послешкольное (профессия, создание семьи, социально-бытовая адаптация). Закономерности нарушенного развития: 1) снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Сниженная способность к приему информации связана анализаторным нарушением, зависит от степени поражения. Иначе выглядит нарушение способности к приему инф-ии при общем интеллектуальном недоразвитии, при котором анализаторы в большем случае в рецепторной своей части не поражены. Снижение связано с недостаточной познавательной активностью. Снижение способности к переработке инф-ии умственно отсталого ребенка объясняется первичным нарушение аналитико-синтетической Дея-ти и всей операциональной стороны мышления, то дефектах анализаторов переработка инф-ии будет ограничиваться невозможностью разномодальных хар-к воспринимаемого объекта, предмета хранения инф-ии также снижается или недоразвито по различным основаниям: общее интеллектуальное недоразвитие – это связано с общим недостатком замыкательных функций коры, также связано с недоразвитием ассоциативного процесса. При нарушении моционального развития хранение инф-ии снижается по основанию искажения, мотивационно-потребностной сферы ребенка и нарушение регуляционного компонента познавательной Дея-ти. 2) Снижение способности к речевому опосредованию, что типично для всех категорий. Снижение проявляется в трудностях овладения лексико-граммитическими средствами языка, в трудностях словесной регуляции действий, а также в трудностях когнитивно-познавательных ф-ий речи. При аналитическом нарушении и при недоразвитии речи основными причинами является отставание в процессе овладения лексикой. При умственной отсталости данные закономерности объяснения трудностей овладения языковых единиц, как смысловыми категориями. 3) Замедление процессов формирования понятий и представлений об окружающей действительности. При нарушении развития проявляется снижение механизмов социально-психологической адаптации и поэтому возникает дезадаптация. Данная закономерность проявляется по-разному в разных группах нарушений, а степень проявления этой закономерности зависит не только от биологических факторов, но и от социальных _ комплексная поддержка).
|