Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 20.
Роль наследственности и среды в психическом развитии. Человеческая индивидуальность может быть рассмотрена как воедино связанная совместимость внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Один и тот же генотип в разных средах дает разные фенотипы. Генотип - сумма всех генов организма, наследственная конституция, совокупность всех наследственных задатков данной клетки организма. Фенотип – любые проявления живущего организма, т.е. его морфологические, физиологические, психологические и поведенческие особенности. Фенотип никогда не наследуется, формируется в течение жизни.Генотип определяет ряд признаков организма, не зависящих от среды: пол, группу крови, цвет глаз и т.д. Эти и некоторые другие признаки наследственны (они не всегда проявляются у родителей, но всегда обусловлены генотипом). Связь здесь прямая: ген – признак. Успехи генетики привели к тому, что многие ученые стали приписывать наследственности определяющую роль в психическом развитии личности. Это положение иллюстрировалось данными о музыкальной талантливости семей Баха, Моцарта или о потомственном преступности в некоторых семьях. Другая группа ученых считала, что психические функции человека целиком зависят от среды. Как это часто бывает, и те, и другие были и правы, и неправы. Действительно, в формировании организма участвуют и среда, и наследственность, важны оба фактора. Однако вопрос заключается не в том, что является определяющим в развитии -наследственность или среда; принципиально важно выяснение, как взаимодействуют эти два фактора. Уровень умственного развития особые способности, личные качества — все это результат взаимодействия генетических факторов и среды. Можно сказать, что верхний предел одаренности при надлежащем влиянии среды обусловлен наследственностью. В то же время средний уровень развития может быть следствием взаимодействия очень хорошего генотипа с посредственным воспитанием и обучением, и наоборот. Наибольший интерес всегда вызывал вопрос влияния среды и наследственности на развитие способностей. Однозначного ответа о соотношении наследственности и способностей пока нет. Однако точно известно, что, во-первых, полноценная нормальная (без патологии) генетическая программа человека позволяет всесторонне развивать самые разнообразные его способности, а во-вторых, для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание адекватных социальных условий. Когда говорят об одаренности, то подразумевают оптимальное развитие способностей, необходимых для качественного выполнения какой-либо сложной деятельности. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод — биологические особенности индивида служат предпосылками развития личности, а различного рода биологические нарушения сдерживают или деформируют это развитие. Влияние среды проявляется еще до рождения ребенка. В период внутриутробного развития жизнь зародыша подвергается систематическому воздействию среды, в которой он развивается, и прежде всего материнского организма. Образ жизни матери, характер ее питания, режим труда и отдыха, болезни, нервные потрясения — все это вызывает те или иные изменения в функциональном, а порой и анатомическом строении организма зародыша. Сложность взаимодействия наследственных факторов и среды можно проиллюстрировать последними данными о развитии речи у детей. Хорошо известно, что у так называемых детей-маугли речь не развивается. Казалось бы, в этом случае налицо влияние социальных факторов. Однако последние исследования В.И. Бельтюкова показали существование филогенетической программы овладения детьми произношением звуков речи. Сама программа понимается при этом не как некие абстрактные «предпосылки», а как проявления, совершающиеся по определенным правилам, которые передаются по наследству. В то же время реализация этой наследственной программы определяется внешними стимулами. Именно поэтому важным оказывается вопрос о роли этого социального стимула, а не вопрос о том, существует или нет соответствующая филогенетическая наследственная программа формирования высших психических функций, в том числе речи. Ребенок по своим психологическим характеристикам является не суммой двух организмов, отцовского и материнского, а новым целостным образованием. Каждая черта, свойство организма одного из родителей изменено действием другого свойства, черт, присущих организму другого родителя. К тому же к моменту проявления этих черт или признаков они уже в значительной мере изменены воспитанием, которому подвергается ребенок в течение прожитых месяцев и лет. Кроме того, есть общая закономерность, признаваемая всеми учеными: чем выше ступень эволюционной лестницы, тем больше роль индивидуального опыта. Однако последнее слово в области изучения взаимовлияния наследственности и среды еще не сказано. Например, известно много случаев, когда в семье, где воспитанию детей вообще не уделяется никакого внимания (например, родители пьют), тем не менее, вырастают хорошо воспитанные дети. Несомненно, что среда имеет огромное значение для развития ребенка. Вне социальной среды из новорожденного не формируется личность. Социальная среда, в которой живет ребенок, сложна и изменчива, она имеет несколько зон. Наиболее близкой и первой по значению является семейная среда. Более широкую среду составляют товарищи, воспитатели, учителя. Еще шире среда соседей, взрослых знакомых родителей и т.д. Самой широкой является вся общественная среда. Она влияет не только непосредственно, а главным образом через печать, радио, телевидение, установившиеся в обществе правила, законы, мораль, этику. В социальную среду включаются также и орудия труда, предметы культуры. Эти элементы среды, хотя и не играют определяющей роли в развитии ребенка, являются необходимой составляющей частью его жизни. Одной из теорий, объясняющих влияние среды на развитие психики, является теория культурно-исторического развития психики, обоснованная известным советским психологом Л.С. Выготским. Особенность психики человека Л.С. Выготский видел в том, что она определяется культурными, социальными знаками, самым существенным среди которых является язык, речь. Он подчеркивал, что под действием «речевых знаков» и социальных условий жизни психика «очеловечивается». В результате биологическая особь с ее инстинктами, влечениями, ощущениями превращается в разумное, волевое существо. Развитие сознательной личности, ее духовного богатства Л.С. Выготский ставил в зависимость от характера пользования «речевыми знаками», который развивается по социальным законам в процессе общения, сотрудничества, совместной деятельности с другими людьми. Существует несколько теорий генотип-средового взаимодействия, которым следуют 2 тенденции генотипа и среды: 1) средовые условия оказывают разные влияния на человека в зависимости от его генотипа; 2) между генетическими и средовыми факторами существует корреляция, т.е. они взаимозависимы. 1. взаимодействие генотипа и среды – как различная реактивность индивидов на средовую стимуляцию при одних средовых условиях (Гальтон, Рубинштейн, Ананьев, Леонтьев, Штерн); 2. средовые условия определяют проявления генотипических различий между людьми в их фенотипах. Преобладает социальная устойчивость. Одни и те же условия среды по-разному влияют на индивид (Гальтон); 3. организм и среда как корреляция. Генотип – средовая корреляция, представляет собой не линейный компонент. Она уместна в том случае, когда есть совпадения некоторых возможностей (Штерн, Раппопорт). Выделяют 3 типа генотип-средовой корреляции: 1) пассивная – родители создают средовые условия корреляции с генотипами родителей. (бывает + и -) 2) реактивная (когда различные генотипы вызывают различные реакции, т.е. когда ситуация под генотип); 3) активная – связана с направленным отбором индивидом собственных средовых условий. Роль каждого типа меняется с возрастом. Пассивная становится менее важной, активная становится определяющей. Т.О., представления о проявлении генетических и средовых влияниях основываются на 3-х предположениях: 1) установление стабильности с возрастом; 2) увеличение разнообразия; 4) необходимость искать причины стабильности и разнообразия не только в генотипе, но и в среде.
|