![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последовательность изучения частей слова и формулировка тем в современных методических комплектах
7. Сопоставьте определения корня и однокоренных слов в различных учебниках.
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными: мор е- мор як, слов о- слов арь. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Какая из формулировок наиболее полно, логично и точно определяет понятие? 8. Прочитайте контрольные задания для учащихся. Исправьте некорректные формулировки. · «Измените слова так, чтобы на конце был парный согласный звук: снега –..; льдинка –..; шкафы –..; грибок –..». · «Запишите данные слова с приставками, суффиксами и окончаниями. грусть –.., ночь –..». 9. Познакомьтесь с таблицей на с. 164 в учебнике «Русский язык» для 3 класса Т.Г. Рамзаевой. Какие знания и умения формируются при выполнении заданий по данной таблице в приведенных фрагментах урока? Вариант 1 - Откройте учебники на странице 164. Прочитайте вопрос Почемучки. - Прочитайте ответ на него. - Что нужно сделать сначала, чтобы определить падеж? Что потом? - Прочитайте таблицу. - Какие вопросы относятся к именительному падежу? - Есть ли предлоги у существительных в именительном падеже? - Какие предлоги могут быть у существительных в родительном падеже? - На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? - Прочитайте название, предлоги и вопросы следующего падежа. - Следующую строчку прочтем хором. - Какой падеж не бывает без предлогов? - Дома внимательно перечитайте и выучите правило и таблицу. Вариант 2 - Почему необходимо знать, в каком падеже стоит имя существительное? - Какие признаки падежа нужно запомнить? - Как составить памятку, которая поможет запомнить названия падежей, падежные вопросы и предлоги: в виде текста или таблицы? Почему? - Какие заголовки должны быть у столбиков таблицы? Сколько столбиков нужно? Сколько строчек будет в таблице? Почему? (6+1 для заголовков.) Учитель вывешивает заготовку таблицы, раздает учащимся «пустые» заготовки для таблицы. - Запишем названия падежей. Учитель вставляет карточки с названиями падежей, учащиеся вписывают краткие названия падежей. - Откройте учебник на странице 163. На какие вопросы отвечают существительные в каждом падеже? Напишем вопросы в таблицу. - Просмотрите выполненные ранее упражнения (432, 433, 434). Какие предлоги употребляются? Внесем их в таблицу. - Далее при выполнении упражнений каждый раз будем выписывать предлог в таблицу падежей. - Как назвать нашу таблицу?
10. При характеристике частей речи в конце учебного года учащийся 4-го класса бойко называет признаки имени существительного: «…имена существительные изменяются по числам, родам и падежам. Они бывают 1, 2 или 3 спряжения». В чем Вы видите причину ошибок? Сформулируйте задания и подберите материал для исправления (предупреждения) подобных ошибок. 11. Сравните схемы 1 и 2 – алгоритмы для определения склонения имен существительных. Какая из них более рациональна? Почему?
Схема 1
Схема 2 12. Сравните варианты заданий. В каком из них допущены методические ошибки? Какие особенности имен прилагательных должны быть учтены при формулировке подобных заданий? · Составьте текст об осени. Используйте как можно больше прилагательных, чтобы текст получился красивым. · Картина И.И. Левитана называется «Золотая осень». Как в ее описании показать, что осень золотая? Какие прилагательные помогут передать цвет и настроение картины? Составьте текст, в котором при замене прилагательных антонимами изменяется тема (по аналогии с упражнением 477 в учебнике «Русский язык. 3 кл.» Т.Г. Рамзаевой). В чем убеждают наблюдения над такими текстами?
13. Определите, в чем убеждают учащихся наблюдения над неопределенной формой глаголов в приведенных фрагментах уроков. Какие знания формируются?
Фрагмент 1 На доске написаны глаголы: кле..т, ре..т. - Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Определить спряжение глагола). - Как определить спряжение глагола? (По неопределенной форме) - Поставьте глаголы клеит и реет в неопределенную форму. (Клеить и реять). - Что значит реет? - Можно ли сразу определить, какими буквами нужно обозначить гласные звуки перед - ть? Почему? - В этом случае следует справиться в орфографическом словаре. В какой форме глаголы даны в словаре? - Найдите эти глаголы в словаре, определите их спряжение. - Какие же буквы нужно вставить в глаголы, записанные на доске? Фрагмент 2 - Прочитайте, запишите. Волков бояться – в лес не ходить. Учиться никогда не поздно. Добро делать спешить надобно. Жизнь прожить – не поле перейти. - Что это за высказывания? - В какой форме употреблены глаголы? Есть ли у неопределенной формы такие признаки как время, число, лицо, род? - Как вы думаете, почему в пословицах и поговорках часто употребляются глаголы в неопределенной форме?
14. Составьте таблицу для изучения изменения глаголов по временам. Запишите вопросы для организации наблюдений над этим явлением.
15. Ознакомьтесь с таблицей на с.164 учебника Т.Г. Рамзаевой для 3 класса. При решении каких задач может использоваться таблица? Сформулируйте вопросы и задания для учащихся на основе этой таблицы.
16. Проанализируйте тексты упражнений № 508 и 531 из учебника Т.Г. Рамзаевой для 4 класса. Какие предложения целесообразно, а какие нецелесообразно предлагать младшим школьникам для синтаксического разбора? Ответ аргументируйте.
17. Прочитайте предложения. Составьте схемы. Для усвоения каких знаний и формирования каких умений может быть использован данный материал? Сформулируйте задания для учащихся.
Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников. Грачи ходят по пашне и выбирают жучков, червячков, личинок. 18. Проанализируйте разбор предложения по членам, сделанный учеником. О несформированности каких умений свидетельствует такой разбор? Зимой солнце ярко светит. Зимой (когда?) – второстепенный член; солнце – подлежащее; ярко (как?) - второстепенный член; светит – сказуемое.
|