Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последовательность изучения частей слова и формулировка тем в современных методических комплектах






 

Класс Учебники
  Рамзаева Т.Г. Русский язык    
  Изучаемые понятия
       
  Родственные (однокоренные) слова (дано определение корня и однокоренных слов)    
    Состав слова. Корень    
Приставки и суффиксы    
Окончание    
Предлог и приставка    
     
     
     
  Повторение изученного (начало уч. года). Состав слова    
Повторение (конец уч. года). Состав слова    

 

7. Сопоставьте определения корня и однокоренных слов в различных учебниках.

 

Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными: мор е- мор як, слов о- слов арь.

Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс.

Корень – это главная часть слова. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.

Бунеев Р.Н. и др. Русский язык.

Какая из формулировок наиболее полно, логично и точно определяет понятие?

8. Прочитайте контрольные задания для учащихся. Исправьте некорректные формулировки.

· «Измените слова так, чтобы на конце был парный согласный звук:

снега –..; льдинка –..; шкафы –..; грибок –..».

· «Запишите данные слова с приставками, суффиксами и окончаниями.

грусть –.., ночь –..».

9. Познакомьтесь с таблицей на с. 164 в учебнике «Русский язык» для 3 класса Т.Г. Рамзаевой. Какие знания и умения формируются при выполнении заданий по данной таблице в приведенных фрагментах урока?

Вариант 1

- Откройте учебники на странице 164. Прочитайте вопрос Почемучки.

- Прочитайте ответ на него.

- Что нужно сделать сначала, чтобы определить падеж? Что потом?

- Прочитайте таблицу.

- Какие вопросы относятся к именительному падежу?

- Есть ли предлоги у существительных в именительном падеже?

- Какие предлоги могут быть у существительных в родительном падеже?

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Прочитайте название, предлоги и вопросы следующего падежа.

- Следующую строчку прочтем хором.

- Какой падеж не бывает без предлогов?

- Дома внимательно перечитайте и выучите правило и таблицу.

Вариант 2

- Почему необходимо знать, в каком падеже стоит имя существительное?

- Какие признаки падежа нужно запомнить?

- Как составить памятку, которая поможет запомнить названия падежей, падежные вопросы и предлоги: в виде текста или таблицы? Почему?

- Какие заголовки должны быть у столбиков таблицы? Сколько столбиков нужно? Сколько строчек будет в таблице? Почему? (6+1 для заголовков.)

Учитель вывешивает заготовку таблицы, раздает учащимся «пустые» заготовки для таблицы.

- Запишем названия падежей.

Учитель вставляет карточки с названиями падежей, учащиеся вписывают краткие названия падежей.

- Откройте учебник на странице 163. На какие вопросы отвечают существительные в каждом падеже? Напишем вопросы в таблицу.

- Просмотрите выполненные ранее упражнения (432, 433, 434). Какие предлоги употребляются? Внесем их в таблицу.

- Далее при выполнении упражнений каждый раз будем выписывать предлог в таблицу падежей.

- Как назвать нашу таблицу?

 

10. При характеристике частей речи в конце учебного года учащийся 4-го класса бойко называет признаки имени существительного: «…имена существительные изменяются по числам, родам и падежам. Они бывают 1, 2 или 3 спряжения».

В чем Вы видите причину ошибок? Сформулируйте задания и подберите материал для исправления (предупреждения) подобных ошибок.

11. Сравните схемы 1 и 2 – алгоритмы для определения склонения имен существительных. Какая из них более рациональна? Почему?

 

РОД М. Ж. СР.
           
     
 


 

ОКОНЧАНИЕ (в и п.) - .. -а, - я -..

           
     
 


 

 

СКЛОНЕНИЕ 2 1 3 2

Схема 1

  ОКОНЧАНИЕ - а, - я – о, - е -.. РОД м. ж.   СКЛОНЕНИЕ 1 2 3

Схема 2

12. Сравните варианты заданий. В каком из них допущены методические ошибки? Какие особенности имен прилагательных должны быть учтены при формулировке подобных заданий?

· Составьте текст об осени. Используйте как можно больше прилагательных, чтобы текст получился красивым.

· Картина И.И. Левитана называется «Золотая осень». Как в ее описании показать, что осень золотая? Какие прилагательные помогут передать цвет и настроение картины?

Составьте текст, в котором при замене прилагательных антонимами изменяется тема (по аналогии с упражнением 477 в учебнике «Русский язык. 3 кл.» Т.Г. Рамзаевой). В чем убеждают наблюдения над такими текстами?

 

13. Определите, в чем убеждают учащихся наблюдения над неопределенной формой глаголов в приведенных фрагментах уроков. Какие знания формируются?

 

Фрагмент 1

На доске написаны глаголы: кле..т, ре..т.

- Что нужно сделать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Определить спряжение глагола).

- Как определить спряжение глагола? (По неопределенной форме)

- Поставьте глаголы клеит и реет в неопределенную форму. (Клеить и реять).

- Что значит реет?

- Можно ли сразу определить, какими буквами нужно обозначить гласные звуки перед - ть? Почему?

- В этом случае следует справиться в орфографическом словаре. В какой форме глаголы даны в словаре?

- Найдите эти глаголы в словаре, определите их спряжение.

- Какие же буквы нужно вставить в глаголы, записанные на доске?

Фрагмент 2

- Прочитайте, запишите.

Волков бояться – в лес не ходить.

Учиться никогда не поздно.

Добро делать спешить надобно.

Жизнь прожить – не поле перейти.

- Что это за высказывания?

- В какой форме употреблены глаголы? Есть ли у неопределенной формы такие признаки как время, число, лицо, род?

- Как вы думаете, почему в пословицах и поговорках часто употребляются глаголы в неопределенной форме?

 

14. Составьте таблицу для изучения изменения глаголов по временам. Запишите вопросы для организации наблюдений над этим явлением.

 

15. Ознакомьтесь с таблицей на с.164 учебника Т.Г. Рамзаевой для 3 класса. При решении каких задач может использоваться таблица? Сформулируйте вопросы и задания для учащихся на основе этой таблицы.

 

 

16. Проанализируйте тексты упражнений № 508 и 531 из учебника Т.Г. Рамзаевой для 4 класса. Какие предложения целесообразно, а какие нецелесообразно предлагать младшим школьникам для синтаксического разбора? Ответ аргументируйте.

 

17. Прочитайте предложения. Составьте схемы. Для усвоения каких знаний и формирования каких умений может быть использован данный материал? Сформулируйте задания для учащихся.

 

Душистые рыжики и жёлтые опята давно ждут грибников.

Грачи ходят по пашне и выбирают жучков, червячков, личинок.

18. Проанализируйте разбор предложения по членам, сделанный учеником. О несформированности каких умений свидетельствует такой разбор?

Зимой солнце ярко светит.

Зимой (когда?) – второстепенный член; солнце – подлежащее; ярко (как?) - второстепенный член; светит – сказуемое.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал