![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Физическое развитие. Исследование и Оценка показателей физического развитияСтр 1 из 29Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. Н. П. ОГАРЕВА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ Учебное пособие для студентов Медицинского института
Саранск 2014 г УДК 613.9 (075.8) ББК Р 11 А 187 Печатается по решению учебно-методической комиссии Медицинского института ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н. П. Огарева». Рецензенты:
Кафедра общественного здоровья, организации здравоохранения и фармации с курсом гигиены Медицинского института ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева». Заведующий кафедрой д. м. н. профессор Блинов Д. С. Белова Л. А. к. м. н., доцент кафедры патологии с курсом патологической физиологии Медицинского института ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарева».
Авдеева Н. А., Шамрова Е. А.
Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института \ Н. А. Авдеева, Е. А. Шамрова. – Саранск: Референт, 2014. 100 с.
Учебное пособие «Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института» предназначено для студентов медицинских специальностей, изучающих дисциплину «Медико-социальные аспекты здоровья финно-угорских народов». Учебное пособие содержит 5 тем. Они посвящены изучению физического развития человека, а именно определению антропометрических, физиометрических и саматоскопических показателей. Четвертая тема освещает методики определения обмена веществ и энергии. Раскрывает характер питания человека и помогает составить сбалансированный рацион питания. Пятая тема характеризует нейрофизиологическое поведение человека, определяет характер его мышления.
УДК 613.9 (075.8) ББК Р 11 А 187
© Авдеева Н. А., Шамрова Е. А. ПРЕДИСЛОВИЕ По определению Всемирной организации здравоохранения (B0З) " здоровье - состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровье на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 20-25% - состоянием окружающей среды, на 10-15% - медицинским обеспечением, и на 50-55% условиями и образом жизни человека. Как следствие, формирование установки на здоровый образ жизни (ЗОЖ) лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения, центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры движения, культуры питания и культуры эмоций. Двигательная активность во многом обуславливает физическое развитие человека. А его показатели - состояние здоровья населения. Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил. Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля здоровья людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения. Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения. Три группы основных факторов определяют направленность и степень физического развития: 1) эндогенные (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.); 2) природно-климатические (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.); 3) социально-экономические (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.). Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития. Также определяющим и системообразующим в здоровом образе жизни является питание, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. Кроме того, укреплению здоровья способствуют положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.). Наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении двигательного режима и питания, в реальности их используют лишь 10%-15% населения. Возможно, это связано с тем, что здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. Учебное пособие «Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института» содержит методики определения состояния индивидуального здоровья и его резервов, тем самым, поможет тем людям, которые желают вести и соблюдают здоровый образ жизни. Комплекс методик поможет контролировать правильность соблюдения ЗОЖ.
ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель: изучить и освоить антропометрические, физиометрические и саматоскопические методы определения показателей физического развития человека.
Вопросы по теме: 1. Физическое здоровье. 2. Понятие о физическом развитии и факторы его определяющие. 3. Признаки, характеризующие физическое развитие. 4. Значение для общества знаний показателей физического развития человека. 5. Основные показатели физического развития, регистрируемые в процессе медицинских осмотров. 6. Правила определения основных показателей физического развития. 7. Методы изучения индивидуальных показателей физического развития человека. 8. Определение физического развития методом сигмальных отклонений. 9. Методики определения росто-весового соотношения. 10. Конституция человека. 11. Методики определения осанки. 12. Понятие о плоскостопии, методики определения, профилактика. 13. Понятие о крепости телосложения. 14. Акселерация и ретардация развития. 15. Понятие о биоритмах. 16. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения. 17. Особенности здоровья и физического развития студентов. Адаптация к новым условиям обучения. 18. Режим труда и отдыха. 19. Утомление и переутомление. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления. 20. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом, продолжительность сердечного цикла. 21. Изменения деятельности ССС в зависимости от типов конституции. 22. Влияние питания на деятельность ССС. 23. Гиподинамия и сердечнососудистая патология. 24. Показатели внешнего дыхания 25. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков. 26. Дыхание на большой высоте (горная болезнь). 27. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь). 28. Тканевое дыхание при физических нагрузках.
|