Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура
Готовясь к интервью, вы должны не только сформулировать и записать вопросы, но и продумать их хронологию. Журналист должен проработать структуру беседы, ее завязку, окончание и развитие по законам драматургии. Это особенно важно для электронных средств массовой информации, в которых вопросы и ответы слышны аудитории. У газетчика же есть возможность по окончанию интервью расположить ответы в том порядке, в котором он считает нужным. Конечно, сегодня и радиожурналистам не так уж сложно произвести монтаж, да и телерепортер может с помощью монтажа выстроить беседу так, как он того хочет, но в идеале следует задавать вопросы в логическом порядке. Качество интервью тогда значительно улучшается. Оно становится более упорядоченным и продуманным. Не нужно бояться задавать вопросы, которые кому-то кажутся наивными. Зачастую репортер сам усложняет свою задачу, придумывая слишком „накрученные" и заумные вопросы, в которых слышны нотки эксперта. Многие считают себя слишком опытными и бывалыми журналистами, которым не пристало задавать глупые и простые вопросы. Но почему бы не начать свое интервью с суперпримитивного вопроса: „ну, как вам? " тому, кто недавно пережил что-то захватывающее, был участником важного или интересного события? У заложника, только что выпущенного на свободу, у подсудимого, освобожденного в зале суда из-под стражи, у политика, победившего на выборах, или бегуньи, проигравшей забег, - у каждого из них этот незатейливый вопрос может вызвать рассказ о своих чувствах и переживаниях, интересных для зрителей, слушателей, читателей. Сформулировать этот вопрос можно по-разному, его даже можно вырезать при монтаже, главная его цель - пробудить эмоциональный и спонтанный рассказ о том, что произошло. Другой простой и само собой разумеющийся вопрос, который можно задать ответственному за принятие какого-либо решения или тому, чьи высказывания вызвали дебаты в обществе, -„Почему? ". Когда происходит что-то интересное или важное всем нам хочется знать почему это произошло и как. Поэтому эти два вопроса, как нельзя лучше подходят для того, чтобы начать беседу. Закруглить беседу можно с помощью прямого вопроса, направленного в будущее:, Ято вы собираетесь делать теперь"? „Ваш следующий шаг? " и т д. Как ни странно, но постановка простых вопросов - это, обычно, привилегия самых смелых и опытных журналистов. В хорошо подготовленном интервью обязательно присутствуют несколько основных вопросов, развивающих интервью в хронологическом порядке или по законам логики. Такие вопросы составляют костяк интервью, его драматургическую основу. Однако, помимо них существуют и так называемые последующие или альтернативные вопросы. В зависимости от ответов собеседника они могут носить уточняющий, комментирующий или возражающий характер. Эти вопросы можно подготовить заранее - специально для конкретного интервью или выработать некую универсальную форму. Анализ интервью можно провести по трем критериям: главная тема, заранее подготовленные альтернативные вопросы и непредвиденные вопросы. Скелетом интервью являются заранее подготовленные основные вопросы, открывающие беседу, составляющие ее костяк и завершающие ее. Второй критерий- заранее подготовленные альтернативные вопросы, составленные по принципу - если собеседник ответит так, то я задам ему этот вопрос, если же он ответит по-другому, то я спрошу у него то-то... Третий - непредвиденные, вытекающие вопросы. Это, пожалуй, наиболее сложный момент в интервью. На сформулированный заранее вопрос вы вдруг получаете неожиданный ответ, который требует мгновенной и спонтанной реакции с вашей стороны. К непредвиденному в ходе интервью нужно быть готовым всегда. Внезапный поворот в интервью - это самое интересное в беседе. Именно тогда разговор может принять совершенно неожиданный характер, разрядить обстановку или, напротив, разжечь страсти. Умение слушать Для того, чтобы задавать подходящие последующие вопросы и чтобы придать живость интервью, репортер должен обладать умением слушать. Подготовиться к интервью, составить и записать свои вопросы - полдела. Умение слушать своего собеседника - вторая половина успешного интервью. Слишком тщательная подготовка может привести к тому, что репортер начинает задавать свои вопросы чисто автоматически, не слушая, что же его собеседник отвечает ему. В голове у такого журналиста крутится лишь одна мысль: „Ну закругляйся, закругляйся, зануда, чтобы я поскорее мог задать мой следующий суперумный вопрос". Результат такой работы - монотонное, надуманное и „замороженное" интервью. Каждый журналист, работающий с интервью в прямом эфире, слегка побаивается, что его собеседник во время разговора вдруг выдаст что-то неожиданное. Репортер, обладающий умением слушать, должен быть готов к импровизации, в зависимости от обстановки. Речь идет не только о фактическом содержании ответов, но и об эмоциональной стороне интервью. Если собеседник находится в подавленном состоянии, говорит медленно и тихим голосом, то журналист должен подстроить свой тон и темп разговора под него. И, напротив, вряд ли стоит мямлить или шептать свои вопросы счастливому чемпиону олимпийских игр. Журналист должен уметь следовать содержанию ответов и настроению собеседника. Во время интервью нужно быть постоянно на страже: если в ответе проскальзывают оценочные или унижающие чью-то честь фразы, нельзя оставлять их без ответа. Репортер должен вовремя возразить или прокомментировать подобные высказывания. Неточные формулировки или непонятные аудитории термины должны быть разъяснены. Иногда журналисту, ведущему интервью, следует резко поменять направление и стиль беседы. Если собеседник, пытаясь вызвать к себе симпатии, описывает себя в качестве загнанной и преследуемой жертвы обстоятельств, то репортеру неразумно продолжать вести интервью в обвинительном тоне. Опять-таки многое зависит от умения слушать и слышать собеседника. Во время интервью важно продумать размещение. Не следует садиться слишком близко к объекту интервью, во-первых, это перебивает кадр, во-вторых, мешает собеседнику сосредоточиться и спокойно отвечать на вопросы. С другой стороны, не нужно садиться и слишком далеко от него - это создает несколько напряженную и натянутую атмосферу. Решая, как разместиться, полагайтесь на свой опыт и интуицию. Обе стороны должны чувствовать себя удобно. Репортер должен уметь смотреть собеседнику в глаза. Иногда одного движения бровей или взгляда, брошенного на рассказчика, достаточно для того, чтобы тот продолжил развивать тему. В телевизионном интервью важно, чтобы респондент, отвечая на вопросы, не бегал глазами, или окаменевши смотрел в камеру, но направлял свой взгляд на журналиста. Человеку, не привыкшему давать интервью, следует объяснить, как вести себя перед камерой. Если собеседник, рассказывая, смотрит вам в глаза, умейте встретить его взгляд. Радиорепортер может поддерживать рассказ своего собеседника легкими кивками головы или дружелюбной улыбкой, а вот кивки тележурналиста раздражают зрителей и мешают восприятию беседы. Тот же эффект вызывают и бесконечные поддакивания радиорепортера во время интервью, его смешки или восклицания. Задав свой вопрос, радиожурналист должен молча выслушать ответ. Не нужно прерывать собеседника на полуслове, позвольте ему договорить свое предложение до конца. Это не только проявление вежливости по отношению к другому, но и способ облегчить последующий монтаж интервью. Работать с записью, в которой двое говорят в один голос или перебивают друг друга, крайне сложно. Конечно, иногда нам необходимо прервать бесконечный поток слов разговорчивого собеседника. Но делать это следует дружелюбным тоном и по возможности объяснить, почему вы вынуждены перебить. Репортер, обладающий умением слушать, прерывает тогда, когда рассказчик на секунду замолкает, чтобы перевести дыхание. Вообще, нередко молчание может заменить самый лучший вопрос. Вопросительный взгляд журналиста, брошенный на собеседника, кивок головы или пауза без единого слова могут вызвать самые неожиданные ответы. Внимательно слушая собеседника, опытный репортер уже во время беседы выбирает краткие и содержательные высказывания, которые можно использовать в качестве первой или последней фразы интервью. Таким образом, еще во время разговора журналист может мысленно работать с монтажом. Получается, что задав вопрос, журналист должен мысленно готовиться к следующему, внимательно слушать ответ, чтобы не пропустить что-то неожиданное или интересное, и в тоже время обдумывать монтаж интервью. Не имеет значения, насколько хорошо подготовлен репортер к заданию, он может вздохнуть свободно лишь тогда, когда камера или магнитофон отключены после завершенной беседы. Каждому журналисту хотелось бы, чтобы интервью проходило в форме непосредственной и непринужденной беседы, но давайте не забывать, что этого трудно добиться. И репортер и объект интервью понимают, что за каждым словом следят зрители или слушатели, таким образом, это не обычный разговор двух людей. Даже в самой непринужденной и естественной атмосфере микрофон и камера всегда будут напоминать о том, что речь идет не о беседе двух приятелей. Микрофон подчас заставляет заикаться и мямлить бывалого политика, а телестудия может нагнать страху даже на министра. Различные виды интервью На журналистском жаргоне интервью называется синхроном. Происхождение этого термина уходит корнями во времена появленияпервых озвученных фильмов, когда звук записывался отдельно на специальный магнитофон. При монтаже звук и изображение нужно было синхронизировать. Сейчас, конечно, уже никто не использует этот метод, но само понятие не исчезло, термин по-прежнему применяется журналистами. Этические нормы и практические приемы в высшей степени зависят от типа интервью. К человеку, который никогда в жизни не давал интервью, подход не может быть таким же, как к опытному политику. Следует различать интервью мнений, интервью с очевидцами, интервью-конфронтации", пресс-конференции и фактические интервью. Интервью мнений - пожалуй, самая распространенная форма интервью. Собеседником в нем может быть как известный политик или ученый, так и никому не известный прохожий. Цель такого интервью - узнать мнение респондента по конкретному вопросу. - Что вы думаете о строительстве моста через пролив Эресун? - Как оно повлияет на окружающую среду? - Ваши аргументы в пользу вступления страны в монетарный союз? - Что вы имеете в виду? Подобные интервью не следует усложнять. Их цель в том, чтобы интервьюирумый получил возможность высказать свою точку зрения. Затем можно столкнуть мнение отвечающего с взглядами других людей или с вопросами самого репортера. Распространенный метод работы в таких интервью - выражение оппозиционных точек зрения в вопросах самого журналиста для того, чтобы представить обе стороны в одной беседе. Во время такого интервью журналист может задать политику вопросы, отражающие совершенно противоположные политические полюса, а руководителя крупного предприятия он может спрашивать о том, что волнует как акционеров, так и работников предприятия. В данном случае журналист задает вопросы, чтобы услышать аргументы собеседника по тому или иному поводу. В беседе с заядлым политиком можно использовать более наступательный стиль, пытаясь загнать его в угол, в то время как в интервью с прохожим на улице следует проявлять некоторую деликатность. Это, однако, совсем не означает, что нельзя задавать сложные вопросы или допускать возражения в беседе с „простым смертным" с улицы. Те, кто протестуют против чего-то, недовольны каким-то решением, должны уметь объяснять и отстаивать свою позицию. Многие журналисты сознательно избегают возражений и острых вопросов в беседе с „простыми" людьми, дабы не обидеть их. Интервью с очевидцем - разговор с человеком, который стал свидетелем какого-то происшествия, несчастного случая или преступления. - Расскажите, пожалуйста, что произошло? - Что вы видели? - Как развивались события? - Что вы чувствуете сейчас? Молчание репортера в начале рассказа очевидца может быть эффективнее самого хорошего вопроса. В то же время нельзя забывать, что в таких интервью на репортера возлагается большая ответственность. Люди, пребывающие в состоянии шока, нередко ведут себя крайне нерационально, не отдавая отчет своему поведению или эмоциям. Мать, только что потерявшая сына в автомобильной катастрофе, во время беседы может подвергнуться приступу истерического смеха. Показать это на экранах телевизоров было бы совершенно неоправданным поступком со стороны журналиста или его редакции. Мы должны уважать чувства людей, переживших трагедию. Рассказы очевидца - это, практически, самая интересная и захватывающая сторона радио и телевидения. Услышать, как свидетель или участник какого-то происшествия своими словами рассказывает о том, что произошло, - совсем не то, что прочитать об этом в газете. Задача репортера в данном случае - дать собеседнику высказаться, не мешая ему и не перебивая его многочисленными вопросами и репликами. Интервью - „конфронтации" - это совсем иной жанр. В таких интервью мы можем прижать к стенке власть придержащих, поставить их перед необходимостью объяснить свои поступки. Подвергаемому критике предоставляется возможность ответить на упреки, однако, он должен быть готов и к тому, что ему с достаточной беспощадностью будут заданы обличающие вопросы. - Почему вы использовали служебную кредитную карточку в личных целях? - Вам понравилось в ночном клубе? - Что вы можете ответить тем, кто называет вас бабником? - Что вы делали в сауне с проститутками? - Сам порядок подготовки и проведения таких интервью значительно отличается от других - здесь не место для дружелюбной беседы с объектом интервью до начала записи, ему не предлагают ознакомиться с предстоящими вопросами, не делаются пробные съемки. Темп и тактика проведения такого интервью носит наступательный характер. Из чисто практических соображений не мешает, однако, приберечь самый острый и беспощадный вопрос на конец беседы - бывает, что после слишком жесткого вопроса собеседник в приступе бешенства покидает комнату. Если вы начнете интервью с этого вопроса, то рискуете остаться с пустыми руками. Загнанный в угол политик или власть придержащее лицо нередко прибегает к обороне с помощью метода " Чеккер". Этот метод впервые был применен Ричардом Никсоном во время предвыборной кампании 1952 года. Именно тогда сенатор Никсон выставил свою кандидатуру на пост вице-президента США. Никсона обвинили в том, что он брал взятки в период проведения предвыборной кампании. Чтобы защитить себя от направленных на него со всех сторон нападок, Никсон решил выступить с речью, которая впервые за всю историю политической борьбы транслировалась в прямом эфире. С окаменевшим от скорби лицом Никсон направил свой взгляд прямо в камеру и заявил, что он готов отчитаться перед американским народом о каждом заработанном и использованном им центом. У его бедняжки-жены не было возможности купить норковую шубу, ей приходилось довольствоваться „пальто достопочтенной республиканки". Вся эта история, утверждал Никсон,
- результат бесконечных нападок злопыхателей - либералов. Они зашли настолько далеко, что обвинили его в том, что он принял в подарок (то есть взятку) пятнистого коккер-спаниеля Чеккера*. - Но пусть они говорят, что им взбредет в голову, а собаку мы оставим у себя, - торжественно объявил Нискон и выиграл симпатии телезрителей, создав перед камерой образ любящего мужа и друга животных. Его избрали, что в свою очередь, возможно, изменило ход истории. Метод „Чеккер" заключается в том, чтобы пробудить чувства симпатии и сочувствия к себе: журналисты-злопыхатели преследуют единственную цель - очернить и навредить другим, со мной и с моей семьей, также подвергшейся нападкам, обошлись несправедливо, нас травят и преследуют. Как ни странно, но этот совершенно очевидный, неприкрытый тактический прием нередко заканчивается победой и с успехом применялся и продолжает применяться многими политиками, фигурировавшими в различного рода скандалах. Репортер, ведущий интервью, должен быть готов к использованию такой тактики со стороны своего собеседника и быть на страже, чтобы не угодить в расставленные ему сети. Когда объект интервью, чуть ли не со слезами на глазах, начинает жаловаться на несправедливое и жестокое обращение, журналист попадает в сложное положение, ему - " Checker" - шахматная доска (англ.), - прим. В.М. нелегко задать еще один жесткий или обличающий вопрос. В этом-то и заключается ловушка по принципу „Чеккер": „Ну, что ж, давай, бей лежачего, изверг! " - невысказанный упрек репортеру. Самый лучший выход из такой ситуации - круто повернуть ход беседы и попытаться показать зрителю или слушателю, что слезы на самом деле -крокодиловы. - В чем конкретно проявилось несправедливое отношение к вам со стороны средств массовой информации? - Кто снимал вас через окна вашей спальни? - Когда это произошло? Доброжелательные, мирные вопросы могут довольно быстро разрушить имидж страдальца, который собеседник пытается создать перед камерой или микрофоном, а уточняющие вопросы по поводу обвинений в адрес журналистов, помогут обнажить риторические приемы второй стороны. Если же репортер, не узрев расставленные ему силки, продолжит обвинительным тоном задавать разоблачающие вопросы, то интервьюируемый без проблем завоюет симпатии аудитории. Агрессивные вопросы далеко не всегда самые эффективные. Напротив, часто более результативными являются те вопросы, которые задаются с пониманием и в доброжелательном тоне, но с ледяным спокойствием и уверенностью. В условиях пресс-конференции сложно получить полноценное интервью. С помощью метода, Неккер" у власть придержащих имеются хорошие шансы выйти сухими из воды перед толпой репортеров, мешающих друг другу говорить и задавать вопросы. Хотя на обычной полусонной шведской пресс-конференции вопросы задаются редко. Бывает и такое, что на пресс-конференции главы местной администрации не слышно ни одной реплики вообще. Обычно встречи с прессой в Швеции проходят по заведенному порядку - тот, кто созвал пресс-конференцию дает достаточно обширное описание события, решения или предложения, после чего корреспондентам предоставляется возможность задавать вопросы. Теле- или радиожурналисту имеет смысл записывать все, что говорится во время пресс-конференции. Позже может пригодиться оригинал записи сказанного. Если речь идет о крупном событии, скажем, об объявлении премьер-министра об уходе в отставку, то зрители и слушатели заинтересованы в том, чтобы услышать дословное объяснение принятому им решению. Одно из отличительных свойств шведских пресс-конференций в том, что журналист сам берет слово, не дожидаясь минуты, когда ему позволят говорить. В США же на пресс-конференции президента, он лично или его пресс-секретарь предоставляет слово избранным журналистам. Другим репортерам в лучшем случае удастся попросить дать комментарий. Это дает в руки власть придержащих неограниченный контроль над информацией. Неугодных журналистов можно игнорировать, на неприятные вопросы не отвечать. А если президенту, в довершении ко всему, удастся „проскочить" тот единственный разрешенный вопрос-просьбу о комментарии, то и совсем хорошо. Именно поэтому шведские журналисты в течение долгого времени сознательно противодействовали практике предоставления слова представителям СМИ организаторами пресс-конференций. Нередко эта борьба выливалась в хаос, поскольку корреспонденты во весь голос выкрикивали свои реплики, мешая друг другу говорить, что вряд ли шло на пользу дела. На пресс-конференциях в зале Белла Венеция правительственной канцелярии Розенбад, теле- и радиорепортеры, занимавшие первые ряды, перебивая и перекрикивая друг друга, пытались задавать свои вопросы. После нескольких катастроф в прямом эфире, журналисты решили выработать собственные правила поведения репортеров во время пресс-конференции. До ее начала журналисты собираются и между собой договариваются о том, кто задаст первый вопрос. Те корреспонденты, чьи редакции освещают ход пресс-конференции в прямом эфире, должны, конечно, получить возможность задать свои вопросы в первую очередь. Неформальное соглашение, заключенное журналистами -членами объединения парламентских репортеров, предусматривает также и то, что задавший вопрос может продолжить развивать тему в еще двух или трех последующих вопросах, однако после этого должен уступить слово другому. Этот добровольный пакт не позволяет доминировать в зале одному, как правило, самому пробивному или маститому репортеру. Одно из решений безнадежной ситуации для того, кто никак не может вклиниться со своим вопросом - улучить момент, когда в зале на минуту установится тишина, подняться во весь рост и громким голосом задать краткий, четко сформулированный вопрос. Как правило, это производит эффект разорвавшейся бомбы, и сидящие в зале репортеры на мгновение теряют дар речи. Не следует, однако, злоупотреблять этим приемом, поскольку он довольно скоро теряет свой эффект.
Вопросы этики Следует уважать права человека, с которым вы собираетесь делать интервью. По возможности нужно откликаться на его пожелание заранее узнать о предпосылках предстоящего интервью: по какому каналу и в какой программе оно будет показано, в связи с чем, сколько эфирного времени оно займет, предмет обсуждения? Вряд ли разумно, да пожалуй, и невозможно заранее перечислять вопросы предстоящей беседы. Ведь многие из них зависят от ответов объекта интервью, к тому же всегда следует оставлять пространство для непредвиденных ответов и спонтанных вопросов. С другой стороны, репортер вполне может рассказать собеседнику о цели интервью, его характере, осветить тематику обсуждаемых вопросов. Если объект интервью критикуется за то или иное решение или поступок, то ему должен быть предоставлен честный шанс ответить на критику. К сожалению, многие репортеры нередко игнорируют этот принцип. Это нечестно и неэтично по отношению к респонденту. Интервью не должно стать ловушкой для вашего собеседника. Он должен получить возможность ответить на упреки, направленные в его адрес. С другой стороны, корреспондент не обязан оглашать все вопросы заранее. Он имеет право задать их в подходящий момент, потребовать уточнения на какой-то ответ, а иногда и озадачить своего собеседника неожиданным вопросом. Монтаж записи интервью также должен проводиться честно. „Да" не заменяют на „нет", ответы передают полностью, не перевирают и не сокращают так, чтобы исказить содержание высказываний. Вопрос репортера не заменяют на другой. С использованием современной техники звук и видеоряд могут стать объектами манипулятивного монтажа, что совершенно недопустимо с точки зрения этики. На репортера возлагается большая ответственность. Как поступить корреспонденту или его редакции, когда человек, с которым он хочет сделать интервью, требует выполнения определенных условий за свое участие? С одной стороны, нет законов, обязывающих кого-то давать интервью. С другой стороны, журналист имеет право и даже обязан задавать вопросы тем, кто пытается увильнуть от разговора с представителями СМИ. По идее любой человек, к которому вы обращаетесь с просьбой дать интервью, может потребовать выполнения определенных условий за участие в беседе с журналистом. Редакция, со своей стороны, имеет полное право отклонить эти требования, если она сочтет их неприемлимыми. Ведущий программы может сообщить, что выставленные требования являются своего рода отказом отвечать на вопросы корреспондента, редакция может попытаться найти другие возможности и выходы в этой ситуации. Можно, например, обратитьсяс просьбой о комментариях к представителям оппозиции или критикам, зачитать свои вопросы без ответов на них или попытаться задать их лицу, отказавшемуся отвечать, каждый раз, когда он появляется в общественных местах. Отказ дать интервью не может препятствовать решению редакции донести до своей аудитории факты и критические высказывания по данному вопросу. Этот принципиально важный аспект Закона о свободе слова в Швеции еще в пятидесятые годы не был очевидным для всех. В то время существовало неписанное правило, согласно которому отказ политика, чиновника, ответственного работника или одной из сторон конфликта от участия в интервью, означал, что радио должно было умалчивать и о критике, направленной в адрес этого лица. В 1956 году после длительных и бурных дебатов это табу было отменено. Сегодня ни одна шведская редакция не станет умалчивать критику по отношению к должностному лицу или политику, отказавшемуся отвечать на вопросы журналистов. Ведущий программы или журналист имеет также полное право вслух указать, когда участник интервью явно лжет. С точки зрения этики совершенно недопустимо позволять власть придержащим самим выбирать журналиста для предстоящего интервью. Мы не можем предоставить политику или директору предприятия право выбора благожелательно настроенного по отношению к нему репортера облюбованного им канала или радиостанции. Редакция сама решает, кто лучше подходит для выполнения задания. Чиновник или политик вполне может потребовать заранее предоставить ему тексты вопросов для ознакомления, также как он может потребовать участия лишь в прямом эфире, но редакция имеет полное право отклонить эти требования или отказаться от проведения интервью совсем. СМИ, однако, довольно толеранто относятся к тому, когда чиновники, директора предприятий или политики сами выбирают не корреспондента, а редакцию, с которой они готовы иметь дело. Когда загнанный в угол политик соглашается ответить на вопросы журналистов избранного им канала, редакция, в условиях жесткой конкурренции, несмотря на всю нелестность ситуации, редко отказывается от такого шанса. Единственный метод борьбы с этим явлением современного медиального мира - открытый дебат и критический анализ как редакции, принявшей предложение, так и политика или должностного лица, избравшего ее для проведения интервью. Этот метод нередко используется теми, кто попал под прицел СМИ, чтобы стравить редакции теле- и радиоканалов друг с другом, и таким образом частично отвести удар от себя. Респондент нередко просит предоставить ему возможностьознакомиться с текстом или записью интервью, подготовленной к выходу в эфир. Когда речь идет о синхронах, используемых в программах новостей на радио или телевидении, то отклинуться на эту просьбу практически невозможно. Если на то имеются особые основания, можно проиграть готовую запись по телефону. Это совсем не означает, что репортер или редакция должны получить одобрение монтажа или текста со стороны интервьюируемого. Такая постановка вопроса совершенно неприемлима. Однако зачастую тот, кому пообещали, что он сможет ознакомиться с текстом или записью беседы, воспринимает это обещание как право остановить выход интервью в эфир. В действительности же такого права у него нет. В Швеции единственным лицом, которое решает, что может публиковаться или выходить в эфир, является ответственный издатель в печатных органах и ответственный выпускающий на радио и телевидении. Это право ни в коем случае не может быть передано респонденту. Репортеру никогда не следует давать объекту интервью повод для ложных надежд на то, что тот сможет одобрить текст или запись беседы до ее обнародования. Человек, давший согласие на беседу, не обговорив условия предварительно, не имеет права требовать остановить выход интервью в эфир. Ответственность за то, что опубликовано или вышло в эфир, несет ответственный издатель или ответственный выпускающий. Как репортер, так и его редакция должны быть заинтересованы в том, чтобы передать содержание записанного интервью по существу. В отдельных случаях имеет смысл пригласить эксперта для изучения готового к публикации материала, включая текст и комментарии самого репортера. Это позволяет избежать неточности и ошибки. Иногда для того, чтобы сделать интервью, в котором редакция крайне заинтересована, она согласна заключить с объектом интервью различного рода договоры, содержание которых по мнению кого-то, идет вразрез с основными принципами журналистики. В подобных случаях следует предварительно обратиться к редактору или руководству для принятия совместного решения. Редакции шведских средств массовой информации обладают достаточно широкими правами на сбор информации и принятие решений относительно возможности обнародования того или иного материала. Репортер, к примеру, может без предварительного договора обратиться к должностному лицу в общественном месте, включить микрофон или камеру и начать запись беседы, даже если его собеседник не хочет того. Пленка с записью становится достоянием редакции. Тот, кто подвергся такому интервью, независимо от того, является ли он представителем власти, чиновником или частным лицом, не может предотвратить обнародование записи. Репортеры шведских СМИ имеют законное право начинать запись без предупреждения. Журналист обладает правом и на скрытую запись разговора, в котором он сам принимает участие. Скрытая запись разговора, в котором репортер не участвует, расценивается как подслушивание и согласно шведскому уголовному праву является серьезным преступлением, которое может повлечь за собой тюремное заключение. То, что какие-то методы работы разрешены законом, еще не означает, что они оправданы этически. Многие редакции Швеции вырабатывают собственные правила, которые строго ограничивают возможности применения скрытых съемок и звукозаписей. Одно из основных правил гласит: объект интервью должен быть предупрежден о том, что запись началась или ведется. Исключения допускаются лишь в тех случаях, когда важные или существенные обстоятельства не могут быть освещены по-другому. Речь может идти о совершении преступлений или махинаций, документация и разоблачение которых невозможны без использования скрытой камеры или микрофона. Используя такой метод, можно разоблачить банки, советники которых помогают владельцам капитала избежать уплаты налогов. С помощью скрытой камеры были выведены на чистую воду врачи, которые принимая взятки, выписывали больничные листы здоровым людям, спекулянты черного рынка, расисты. Применение скрытой камеры -один из способов работы, который журналисты могут использовать в сложных условиях, но им ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Недопустимо, чтобы применение скрытой камеры стало своего рода самоцелью или драматургической формой работы над материалом. Шведское Телевидение и Шведское Радио выработали свои правила, ограничивающие применение этого метода. Использование отснятого скрытой камерой видеоряда или записанной скрытым микрофоном пленки может нарушить принцип неприкосновенности личности, подобные случаи могут также стать предметом обсуждения в Комиссии по делам печати, радио и телевидения. Во многих странах репортеры записывают телефонные разговоры на диктофон для протокола беседы. В некоторых редакциях такой метод работы скорее правило, чем исключение. При этом журналист даже не сообщает своему собеседнику о том, что он записывает разговор. В таком случае диктофон - своего рода записная книжка. Записи не предназначаются для эфира или публикации. Если собеседник задал вам вопрос о том, ведется ли запись разговора, не стоит увиливать от ответа, лучше честно объяснить, что это делается из практических соображений. И напоследок несколько практических советов, необходимость которых продиктована горьким опытом автора этой книги: • Перед выездом на интервью проверьте батарейки, не забудьте взять запасные! • Убедитесь, что магнитофон или камера включены, когда интервью началось! • Во время интервью улучите возможность проверить, записались ли звук или изображение на пленку! И еще один совет: возьмите за правило заканчивать интервью вопросом: • Мы ничего не упустили в нашей беседе? Литература на английском языке: Broughton Irv: The Art of Interviewing for Television, Radio & Film. Tab Books Inc. 1981
Не мешать развитию событий Телевидение и радио - изобразительные средства массовой информации. Записав события на пленку, мы можем рассказать о них нашей аудитории с помощью кадров и звуков. Зрители и слушатели становятся очевидцами событий, о которых читатели, как правило, узнают значительно позже. Эта глава посвящена технике работы теле- и радиожурналиста с записью репортажа с места события. Сегодняшний радиорепортер - и техник и звукооператор в одном лице, что требует от него умения вести запись и делать монтаж. Тележурналисту в работе помогают оператор и режиссер видеомонтажа, и тем не менее ему необходимо иметь представление о тонкостях этих профессий. Общим для радио и телевидения является то, что самые лучшие сюжеты создаются тогда, когда события разворачиваются на глазах репортера, принимая подчас неожиданные обороты, а он, не препятствуя, следит за тем, как они развиваются. Не ищите легких путей. И в дождь и в холод радиожурналист должен выходить на задания, покидая тепло и уют редакции, иначе его работа превратится лишь в запись студийных материалов и интервью по телефону. Телерепортер не должен упрощать свою жизнь, сочиняя лишь тексты для архивных записей. Наша задача быть там, где что-то происходит! Телерепортаж Как правило, тележурналисту чаще приходится покидать стены редакции, чем радиорепортеру. Телевидение - визуальное средство, журналисту нужны кадры с места события и, по возможности, хорошие, что нередко откладывает отпечаток на специфику отбора новостей в редакциях на телевидении. Неудачные или скучные кадры, сопровождающие важную новость, могут привести к тому, что она вытеснится другой, менее важной, но лучше проиллюстрированной. Это, к сожалению, реальность телевизионной журналистики. Возможность вести оперативные съемки в центре событий превращает телевидение в непревзойденное, во многих отношениях, средство передачи информации. Аутентичные кадры, показывающие реальность происходящего, врезаются в память зрителя, помогая ему проследить развитие событий и понять его. Это именно то, к чему следует стремиться. Телевидение должно быть средством передачи новости языком кадров, а не текстового сообщения, проиллюстрированного видеорядом. Работа в редакциях новостей на телевидении требует от журналиста умения работать в группе. Радиорепортер чаще всего работает в одиночку - он журналист, звукооператор и монтажер в одном лице. Телерепортер пока еще не может работать один, хотя современная техника намного облегчает процесс записи и съемки. Тележурналиста ближайшего будущего уже сегодня называют видеожурналистом. Его рабочие обязанности включают в себя запись звука и изображения, монтаж и обычную работу репортера. Во многих странах, в том числе в Швеции, съемочная группа состоит всего лишь из двух человек - репортера и оператора. Им нужно работать настолько слаженно, насколько это возможно. И журналист и оператор должны иметь четкое представление о задании, которое они получили, знать, в чем цель сюжета и чего они хотят им добиться. Они - соавторы материала, который им предстоит вынести на суд зрителя, поэтому в их работе требуется взаимопонимание. Репортер делится с оператором своими замыслами о предстоящем сюжете, рассказывает, как он представляет его себе. Оператор, проявляя инициативу, предлагает коллеге, как и что можно отснять для иллюстрации материала. Как правило, лучших результатов в съемке добивается тот оператор, который знаком с предметом и замыслом сюжета так же хорошо, как и сам репортер. Журналист, со своей стороны, должен иметь представление о методах работы оператора. Репортер, оператор и режиссер видеомонтажа должны работать в тесном контакте и при обработке отснятого материала, лишь тогда они могут рассказать что-то важное и интересное своей аудитории. Однако в условиях стресса и жесткой нехватки оборудования и персонала, нам зачастую приходится довольствоваться самыми простыми, рациональными и подчас тривиальными решениями. Один из самых больших вызовов для съемочной группы - снять материал с места события, не зная заранее, как оно будет развиваться. Репортер и оператор вместе должны найти те символы, которые воплотят и проиллюстрируют предмет сюжета. В таких случаях репортер должен стать помощником оператора, его второй парой глаз. Запечатлеть развитие событий Показать по телевизору как человек заходит в комнату - казалось бы, что может быть проще? На самом деле, одному оператору практически невозможно снять эту сцену в один присест, хотя на экране она займет от силы десять секунд. Оператору приходится снимать действие в разных ракурсах из разных точек. Оператор не может, разорвавшись на части, в один момент находиться повсюду, снимая разные планы крупности. С этой работой могли бы справиться два или три одновременно работающих оператора. Одиночке эта задача под силу лишь тогда, когда последовательность событий несколько изменена. Одно и то же действие должно повториться неоднократно, чтобы оператор получил возможность заснять его на пленку, т.е. необходимо сделать несколько дублей съемки. Это, однако, далеко не всегда возможно, поскольку процесс требует определенного содействия со стороны тех, кого мы снимаем. Сначала объект интервью (ОИ) должен пройти по коридору, дойти до двери и взяться за ручку, чтобы оператор мог заснять ОИ общим планом. Проделав это, ОИ вынужден повторить свою прогулку до двери еще несколько раз, чтобы теперь его можно было снять крупным планом. Дверь должна открыться по меньшей мере четыре раза, чтобы мы смогли получить два плана - крупный и средний со стороны коридора и два плана изнутри комнаты, в которой развивается действие. Затем ОИ придется не раз прогуляться от двери к креслу, чтобы у оператора была возможность отснять его передвижение из разных точек кабинета. Все это проделывается для того, чтобы получить вступительные кадры, представляющие зрителю человека, у которого репортер берет интервью. Проклятие ходока Приведенный выше прием - достаточно избитый способ начать телевизионный сюжет. Журналист, однако, совсем не обязан следовать ему. Конечно, вступительные кадры необходимы, но кто сказал, что они должны быть настолько предсказуемы, как в рассмотренном нами примере? Во многих редакциях не прекращаются дискуссии о возможностях обновить общепринятые сегодня методы работы. Ряд кадров, показывающих идущего нам навстречу человека, норвежские журналисты окрестили словом going, которое можно перевести как ходок. Критики в какой-то мере правы, называя этот прием теледраматургии „проклятием ходока". Сцены идущего по коридору человека - не что иное, как постановка, осуществляемая совместными усилиями репортера и оператора. Мизансцены создают несколько неестественные отношения между съемочной группой и интервьюируемым. Репортер и оператор из строгих критиков превращаются в режиссеров. Они дают бедолаге ученому или министру указания, как он должен идти - медленно или быстро, куда ему смотреть - в камеру или в сторону от нее, как ему открывать дверь и как лучше сесть за стол. Пройти по коридору навстречу работающей камере, открыть дверь, зайти в кабинет, сесть за стол, и при этом выглядеть естественно и непринужденно гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Не раз это требует многих дублей съемки не только потому, что оператору нужно заснять разные планы крупности, но и потому, что объект интервью действует недостаточно естественно, сбивается с ходу, забывает данные ему указания. Министр, ученый или директор предприятия из ответственных лиц превращаются в артистов-любителей, а репортер в доморощенного режиссера: „Так, еще разочек! Господин министр, не могли бы вы идти чуть помедленнее и постараться не смотреть в камеру! " С этической и профессиональной точек зрения более оправдана спонтанная работа в условиях действительности. Стремитесь снимать то, что является нормальным в обыденной жизни героя вашего интервью. Вряд ли министр или профессор на работе носятся по пустым коридорам. Профессор в течение дня, наверное, преподает, работает с компьютером, читает справочную литературу, ведет записи или подсчеты. Министр, возможно, выступает с докладом, встречается с избирателями, участвует в различных заседаниях. Любые спонтанные и естественные действия героя интервью несомненно лучше постановочных. Оператору, как правило, легче запечатлеть развитие событий и передвижения объекта съемки, работая с репортажной камерой, чем с камерой, зафиксированной на штативе. Окружение Даже у самого короткого информационного сюжета есть начало и конец. Репортер и оператор еще во время съемки должны продумать возможные вступительные и заключительные кадры, которыми они располагают или которые необходимо отснять. Нельзя забывать о том, что репортер должен иметь и кадры, сопровождающие презентацию сюжета во время „лида", сочетающиеся с заставкой программы. Программа новостей шведского телевидения SVT1 „Актуэльт" использует в качестве заставки логотип программы, который на экране появляется с правой стороны, что имеет определенное значение для съемки и компоновки вступительного видеоряда. Подбирая место для проведения интервью, стремитесь к тому, чтобы обстановка была как можно более естественной и в то же время занимательной. Видеоряд должен стать источником не только дополнительной информации, но и эмоционального восприятия содержания интервью. То, что находится на заднем плане, за спиной интервьюируемого, нередко может иметь символическое значение. Зрителю интереснее смотреть разговор с директором атомной электростанции, снятый не в его рабочем кабинете, а на фоне реактора, подлежащего в скором времени закрытию. С директором дорожного управления, принявшим решение снести исторические части города, чтобы проложить новую железно-дорожную ветку, лучше разговаривать там, где открывается вид на железную дорогу. Место проведения интервью влияет и на настроение и расположение духа как репортера, так и его собеседника. Важны не только обстановка вокруг интервью или место его проведения, но и задний план. Если всемирно известный хирург дал согласие на интервью в операционном зале, нелепо снимать его стоящим спиной к белой больничной стене, гораздо лучше заснять его на фоне операционного зала (при условии, что в этот момент не проводится операция, иначе это будет типичным случаем „каннибализма" кадров). С композиционной точки зрения сзади интервьюируемого требуется более темное или светлое пятно, для того чтобы изображение не казалось на экране плоским. Лицо должно быть освещено лучом света, падающим спереди. Минимальный уровень освещения, по крайней мере на считанные минуты, можно найти всегда. Подчас маленькой лампочки камеры или отраженного света в ближайшем окружении вполне достаточно. Кадр может быть чуть крупнее, чем средний. Плечо или грудь - хорошая граница для нижнего края кадра. Желательно, чтобы оба уха интервьюируемого были видны зрителю. Оператор и репортер должны стоять как можно ближе друг к другу, чтобы лицо собеседника было в кадре, когда он, отвечая на вопросы, смотрит на репортера. Во время беседы задний фон должен, по возможности, оставаться неизменным. Снимая интервью с фермером на пашне, следите за тем, чтобы тракторист, работавший за спиной объекта интервью, или коровы, пасшиеся поблизости, оставались в поле зрения. В то же время задний фон не должен отвлекать внимание зрителя. Если ваш собеседник стоит спиной к цветочному горшку, убедитесь, что в кадре это не выглядит так, будто на голове ответственного работника или известного ученого растет кактус. Рама картины, висящей сзади него, не должна обрамлять его голову. Композиция кадра должна быть четкой. Простые кадры с несложной композицией поля легче воспринять и понять. Передний план важен для получения глубины кадра, иначе велик риск того, что видеоряд будет плоским. Контровый свет придает объемность изображению и глянцевость цветам. Расстановка Самой обычной расстановкой участников интервью является та, когда объект интервью стоит напротив репортера, а за его спиной, чуть левее или правее от него - оператор. Оператор меняет изображение интервьюируемого между двумя планами, делая время от времени плавные „наезды" и „отъезды" камерой. Один план - широкий крупно- средний (поясной): объект интервью снят примерно от живота и выше. Иногда на переднем плане можно показать затылок репортера, в Швеции журналисты называют этот прием „выстрел в затылок". Вторым стандартным решением является крупный план лица интервьюируемого, снятого от плеча и выше. Всегда оставляйте некое пространство над головой говорящего - „воздух", а тому, кого снимают в профиль, нужно оставить достатчно „воздуха" слева или справа от него. Не забывайте и о том, что пространство кадра слева или справа, куда обращен взгляд объекта съемки, должно быть шире по сравнению с пространством за его спиной. Как правило, лучше снимать спереди наискосок. Планы съемки должны быть разными, чтобы у монтажера была возможность монтировать их напрямую, один за другим без резких переходов, которые на профессиональном языке называются jump-cuts („дрыжки" или „вздрагивания"). Во время интервью или после него оператору нужно заснять несколько перебивок. Двое в кадре (и репортер и объект интервью видны на экране во время беседы). а) Репортер задает вопрос, собеседник слушает. Оператор снимает за спиной журналиста, в кадре видна его щека и, возможно, движение плеча или руки в тот момент, когда он задает свой вопрос. Движение губ не заметно, что позволяет использовать эти кадры в качестве вставок, независимо от того, какой вопрос задает репортер.
б) Респондент говорит, репортер слушает. Съемка ведется сзади, чуть сбоку от интервьюируемого так, чтобы движение губ не было видно. Слушатель крупным планом а) Объект интервью. Репортер задает вопрос, оператор продолжает снимать крупным планом объект интервью, слушающий обращенный к нему вопрос. б) Репортер. Репортер слушает ответ собеседника. С этической точки зрения в таких случаях очень важно отснять несколько вариантов, поскольку улыбка на лице репортера и его одобрительные кивки могут восприниматься зрителем как симпатия по отношению к словам респондента. Сердитое выражение на лице репортера может расцепиться как отрицательное отношение к тому, что он слышит. Иными словами, выражение лица журналиста может восприниматься как негласный комментарий редакции к содержанию интервью. Кадры, показывающие репортера, слушающего ответы на свои вопросы, должны быть настолько нейтральными, насколько это возможно. На экране журналист должен быть виден в ту же величину, что и объект интервью, иначе вставные кадры будут выглядеть странно и неестественно. При необходимости репортер может быть снят общим планом так, чтобы экран в большей мере принадлежал вашему собеседнику. Ведь именно он - главное лицо интервью. Кадры, показывающие слушающего репортера, могут быть засняты уже после того, как интервьюируемый покинул комнату. Это требует, однако, определенного артистического таланта от журналиста, поскольку он должен выглядеть естественно, говоря в пустоту и смотреть в ту точку, где ранее находился его собеседник. Если оператор заранее знает, что ему придется работать с такой съемкой, то он еще во время интервью может „прицелиться" к высоте уровня плеча интервьюируемого, чтобы впоследствии ему было легче найти правильный угол съемки и высоту расположения камеры. Репортер может также повторить вопросы в камеру, чтобы использовать эти кадры в качестве перебивок. Вопросы в камеру значительно облегчают монтаж и создают впечатление, что интервью снималось двумя камерами. Репортер должен слово в слово повторить заданный им ранее вопрос, чтобы не исказить содержание беседы. Один из методов подстраховки в таком случае - попросить объект интервью остаться в комнате во время записи вопросов, чтобы тот мог сделать свои замечания, если репортер слишком отклоняется от первоначального текста вопросов. В крайнем случае можно записать вопросы и тогда, когда собеседник уже ушел, но как мы уже упоминали ранее, это требует от репортератеатральных навыков и умения фиксировать взгляд на одной точке. Преимущество такого метода в том, что у репортера нет надобности торопиться. При необходимости он может прослушать запись своих вопросов на пленке для того, чтобы с точностью до слова записать их по-новому. Более длительные интервью, записываемые на две камеры, -восхитительная роскошь, по крайней мере, для шведского тележурналиста. В этом случае отпадает необходимость мудрить с перебивками, которые всегда в той или иной степени надуманны. Вопросы записываются сразу, как и ответы на них, камера может уловить спонтанную и естественную реакцию собеседника. Интервью, записанное на две камеры, проще монтировать, при условии, что оба оператора синхронизировали свои камеры. Они также заранее должны договориться об едином плане съемки, чтобы величина лица в кадре или изображение двоих в кадре не слишком отличались на одной камере от другой. Выбирая крупность плана съемки, оператор должен принимать во внимание графический профиль программы. В каждой редакции, как правило, есть свои неписаные законы съемки - скажем, сколько времени показывать лицо интервьюируемого крупным планом. Нельзя забывать и о том, что нужно оставить свободное место для титров с именем и должностью человека. Многие редакции выбирают для титров левый верхний угол экрана, другие - нижнюю часть кадра. В Швеции перевод интервью с иностранных языков осуществляется с помощью субтитров, что требует определенной композиции кадра. Ракурс камеры Размещение камеры по высоте во время съемки оказывает огромное влияние на то, как изображение воспринимается аудиторией. Человек, снятый с „нижнего ракурса", на экране выглядит рослым, властным и даже помпезным. Тот, кого снимают сверху, будет казаться зрителю маленьким и беспомощным человечком. Язык кино и телевидения приучил нашего зрителя к тому, что тот, кто в кадре движется слева направо - подгоняем ветром, в то время как идущий справа налево, эмоционально воспринимается нами как человек, встречающий на своем пути преграды. 180-градусная ось, или ось общения Одна из основных заповедей телевизионной съемки - сохранять правило 180-градусной оси - предполагаемой линии, которая проходит от интервьюируемого или объекта съемки к фокусу камеры. Снимая, | оператор должен все время находиться по одну сторону от этой линии. ^ Ее пересечение нарушает направление движения или взглядов объектов | съемки. Любой предмет или человек может быть заснят сзади или спереди по одну сторону от условной линии. Как только оператор поменяет сторону, изменится направление движения снимаемого им объекта. Демонстрация, снятая с разных сторон 180-градусной оси, на экране будет выглядеть как две враждующие группировки, направляющиеся навстречу друг другу. Контакт глаз репортера и интервьюируемого имеет значение не только для психологического аспекта интервью, но и для того, как оно будет выглядеть на экране. В перебивках взгляд репортера, слушающего ответы, должен быть направлен на собеседника, а не в сторону от него. Если оператор снимает справа за спиной репортера, то в кадре взгляд респондента будет направлен влево. Оператору нельзя пересекать условную ось общения, когда он начнет снимать репортера. Он должен разместиться с левой стороны от интервьюируемого. Классическим примером важности соблюдения правила оси общения для направления движения является съемка игры в пинг-понг. Если оператор пересечет условную линию и заснимет игроков с разных от нее сторон то, на экране это будет выглядеть так, будто оба отбивают мячи в одну сторону. Съемка выступлений Тот же принцип применяется и при съемке докладов и выступлений. Условная линия проходит от выступающего к камере, съемка может вестить только из одной половины помещения. Докладчик должен смотреть на публику, а она на него. Если оператор пересечет условную линию, то получится, что публика и оратор смотрят в разные стороны. Кадры публики, следующие один за другим, могут быть сняты с разных сторон от 180-градусной оси, это придает видеоряду некоторое разнообразие. В данном случае речь идет о соблюдении правила при съемке оратора по отношению к публике. Съемка выступлений требует от репортера тесного сотрудничества с оператором. Камера должна быть включена и направлена на оратора именно в тот момент, когда тот говорит что-то важное. Если текст речи распространяется в зале еще до начала выступления, то работа значительно облегчается. В других случаях оператор должен постоянно находиться в готовности, ожидая сигнала со стороны репортера. Даже для короткого информационного сюжета не достаточно лишь крупного плана оратора на трибуне. Необходимо заснять и панорамные виды зала, общий вид оратора спереди и со спины. Выступающий должен быть снят на трибуне в разных ракурсах, нужно заснять несколько кадров сбоку или на таком расстоянии, чтобы движение губ докладчика не было видно, но было заметно, что он что-то говорит. Такие кадры могут быть использованы в качестве вставок, которые помогают избежать резких монтажных переходов. Другие распространенные виды перебивок - руки оратора крупным планом, рукопись речи, публика в зале. Аудитория может быть сосредоточенной и притихшей или возбужденной и аплодирующей (если аплодисменты вообще возможны в данной ситуации). И те и другие кадры нужны, ведь когда речь оратора прерывается рукоплесканиями, то на экране должны появиться соответствующие кадры. На пресс-конференциях аплодисменты - редкость. Оператору приходится снимать журналистов, которые задают вопросы, слушают и записывают ответы в блокноты. Можно запечатлеть и толпы фотографов и операторов. Конечно, это самые что ни на есть тривиальные перебивки, но вполне приемлемые в информационных сюжетах, монтирующихся в условиях стресса. Отмечая в своих записях во время речи или пресс-конференции, когда конкретно были сделаны важные высказывания, вы оказываете себе неоценимую услугу - эти пометки могут намного ускорить и облегчить процесс монтажа материала, конечно, при условии, что оператор еще до съемки установил код реального времени, сверив с вами часы. Такой прием позволит вам во время монтажа быстро найти именно тот кусок на пленке, который вас интересует. Современные цифровые магнитофоны DAT, которые сегодня все чаще используются радиорепортерами, автоматически регистрируют текущее время, что также облегчает поиск на пленке того или иного куска выступления. На многих других магнитофонах во время записи можно вручную сделать цифровую метку, которую достаточно легко найти при последующей работе с записью. Standup Норвежцы говорят „ фьэсинг ", шведы - „ стоуп ", англоязычные журналисты - „ стэндап ". Все три слова означают одно и то же - репортаж с места события. Где -то на заднем плане идет война, а перед зрителем -репортер, рассказывающий о том, что происходит в горячей точке или на месте происшествия. Вести съемку в зоне военных действий, где разрываются гранаты и ведется перестрелка, - опасно, поэтому репортер вынужден заполнить экран собой. Нельзя отрицать, что самыми лучшими телесюжетами являются те, в которых новость передается языком кадров. Но в некоторых обстоятельствах стэндап несет важную функцию и может стать лучшим решением. Речь идет о тех ситуациях, когда: • Нет видеоряда, который может проиллюстрировать рассказ репортера. • Необходимо сделать четкий и гибкий переход от одной части материала к другой.
• Нужно „водворить" репортера в необычную обстановку. В данном случае съемка должна вестись на местах, которые могут стать источником дополнительной информации к тому, что говорит репортер. Фон играет очень важную роль, корреспондент должен стать частью происходящего. Контуры незнакомого города, следы дорожно-транспортного происшествия, палаточный городок для беженцев, развалины пострадавшей от бомбардировок деревни... Фоном может служить все что угодно, только не кирпичная стена! • Репортер пытается провести анализ и объяснить подоплеку происходящего. Обращаясь с экрана непосредственно к зрителям, он добивается большего доверия к своим словам. • Репортер сам только что был участником какого-то события или что-то пережил и пытается описать абстрактные чувства, запахи, обстановку. • Нужно продемонстрировать что-то: „У меня в руках черный ящик с самолета „XX", останки которого так долго не могли найти...." С точки зрения композиции кадра, при съемке стэндапа имеются почти неограниченные возможности. Репортер может идти навстречу камере, рассказывать стоя, сидя и даже лежа. Его можно заснять в действии. Он может появиться в кадре совершенно внезапно, быть снят „наездом" или с помощью панорамирования. Отъезд камеры от репортера, открывающий необычную обстановку на заднем плане, может восприниматься зрителем как своего рода сюрприз. Репортер, говорящий прямо в камеру, должен найти для себя точку, на которой он может зафиксировать взгляд, чтобы добиться контакта со зрителями. Существует несколько способов нахождения такой точки.
Радиорепортаж Если тележурналист стэндапом рискует заслонить собой происходящее, то радиорепортер, сообщающий с места событий, подтверждает свое присутствие там. В радиожурналистике этот метод называется не стэндап, а живой репортаж (или прямой репортаж). На практике это означает, что репортер экспромтом описывает происходящее, обстановку вокруг, свои чувства или эмоции окружающих его людей. Он рассказывает о пожаре или несчастном случае прямо в микрофон, аудитории слышно, что на заднем фоне раздаются другие голоса, крики, шум или сирены машин скорой помощи. Живой репортаж - это способ предоставить слушателю возможность стать очевидцем события, описываемого в репортаже. Радиорепортер в словесной форме создает визуальные образы. Поэтому нередко радио также причисляют к изобразительным средствам передачи информации. Микрофон - это, по сути дела, та же камера! С помощью голоса и звукоэффектов мы рисуем для слушателей картинки, помогаем им создать образное представление о том или ином событии. Большинство методов работы телевизионной съемочной группы на месте события могут применяться и радиожурналистом. Спонтанный и красочный рассказ радиорепортера о происходящем компенсирует отсутствие возможности запечатлеть развитие событий на камеру. Но, конечно, репортер, без подготовки рассказывающий своим слушателям о том, что происходит вокруг него, должен обладать изрядной долей наблюдательности, талантом рассказчика и умением вживаться в происходящее. Радиопроцессы Радио нередко является непревзойденным средством передачи информации, а в отдельных случаях установленные правила и законы предоставляют этому средству вещания максимальные предпосылки. Во многих странах мира разрешается вести звукозапись во время судебного процесса, тогда как тележурналистам запрещено использовать камеру, фотографам не разрешается снимать, и газетчикам приходится довольствоваться собственными записями в блокноте. В такой ситуации радиорепортер, вне всякого сомнения, находится в преимущественном положении. Газетчику, пожалуй, сложнее всего передать развитие событий, накал страстей и обстановку в зале суда. Жесткость вопросов прокурора, неуверенность и замешательство в голосе подсудимого, задержки в ответах свидетелей, красноречие защитительной речи адвоката -достаточно сложный для описания материал даже для профессионального литератора. Радиорепортеру же достаточно установить; микрофон и нажать кнопку записи на магнитофоне.
Шведское Радио практически целиком транслировало судебный процесс по делу убийства Улофа Пальме*. Слушателям была предоставлена уникальная возможность следить за развитием событий в зале суда и самим делать оценку происходящего. Интерес к этому судебному делу был невероятно велик. Доступ к достоверной информации предотвратил распространение сплетен и домыслов вокруг этого нашумевшего дела. Основополагающим принципом правосудия в Швеции является тот, что судебные процедуры являются открытыми для общественности. На практике это означает, что все, что говорится во время заседания суда, может быть записано на пленку. Запись впоследствии может быть использована практически без ограничений. Формулировки законодательства довольно четкие, и, тем не менее, допускают возможности для различного толкования. Председатель, например, имеет право запретить вести запись в зале, если она по чисто практическим соображениям мешает нормальной работе суда (скажем, обилие в зале проводов, шум аппаратуры и т д). Запрет может быть вынесен и тогда, когда кто-то из участников судебного процесса считает запись нежелательной. Во время судебного процесса по делу убийства Улофа Пальме суд первой инстанции и верховный суд расценивали вопрос о записи очень по-разному, но оба суда подверглись критике за принятые ими решения. Вопрос о прямой трансляции из зала суда вообще не отражен в существующем сегодня законодательстве Швеции. О работе радиожурналиста с репортажами из зала суда трудно говорить обобщенно, поскольку существующие в разных государствах правила могут разительно отличаться. Во многих странах, в том числе в странах Балтии и в России, законодательство формально позволяет ведение звукозаписи при наличии разрешения суда. Однако практика показывает, что суды этих государств нередко отрицательно рассматривают просьбы журналистов, по-разному мотивируя свои отказы. Для шведского радиорепортера важнейшим фактором работы является принцип открытости судебного процесса, а также отдельные правовые положения и возможности толковать их по-разному, что позволяет ему записывать происходящее в зале суда на пленку. В Швеции звукозаписи, ведущиеся самим судом, также являются общедоступными, но существующий порядок предоставления права пользования ими далеко не однозначен. Поэтому репортеру до начала работы в каждом конкретном случае не мешает обратиться к работникам суда, чтобы · Улоф Пальме - премьер-министр Швеции в периоды 1969-76 гг и 1982-86 гг. Был застрелен в Стокгольме 28 февраля 1986 г. Человек, подозреваемый в убийстве и опознанный вдовой Пальме, после длительного судебного процесса был освобожден от обвинений за недостаточностью улик. Убийство не раскрыто и по сей день.- прим. В.М. узнать о существующих ограничениях. Иногда имеет смысл посоветоваться с юристом. „Натурные" интервью Интервью лучше брать не в студии, а в привычной для вашего собеседника обстановке. В родных стенах интервьюируемый чувствует себя несколько увереннее и раскованнее, несмотря на присутствие журналиста или телерепортера и оператора. К тому же, интервью, записанное на месте, получается более естественным - на заднем фоне слышен крик чаек, мычание коров, тиканье часов или гул людей, что создает определенную атмосферу. Для слушателя эти звуки являются подтверждением реальности происходящего и пробуждают к жизни фантазию, но, конечно, фоновые звуки не должны мешать восприятию беседы и отвлекать внимание аудитории. Беседа на фоне громкого плача ребенка или раздирающего душу скрежета раздражают слушателя или наводят его на совсем другие размышления - что там такое происходит, почему малыш так рыдает? Что так скрежещет? Увлекаясь документальными шумами, не забывайте о том, что пленку позже придется монтировать. Конечно, тиканье старинных ходиков создает атмосферу домашнего уюта, но при монтаже записи, после того как отдельные куски придется вырезать, тиканье может превратиться в неравномерный ход сломанных часов. Музыка на фоне интервью -эффектный прием, но такая запись практически не поддается монтажу. Поэтому иногда разумнее найти более спокойную обстановку для беседы. После записи интервью необходимо записать звуки окружающей среды. Как правило, одной минуты для этого вполне достаточно. Документальные шумы или звукоэффекты - это запись атмосферы, царящей на месте проведения интервью, без голоса вашего собеседника
|