Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факты Интервью






1. Автокатастрофа, число погибших А. Выжившие

2. Время и место происшествия Б. Очевидец - эпизод 1

3. Развитие событий и причина В. Очевидец - эпизод 2

Сюжет может начинаться либо с интервью, в котором кто-то из выживших описывает, что случилось, либо со слов самого репортера, сообщающего о том, что на такой-то дороге произошла катастрофа. Кто-то из очевидцев рассказывает о том, как развивались события. Это интервью можно поместить в начало, середину или конец сюжета в перемешку с фактами, отвечающими на вопросы когда7 где7 кто"! чтсР. и почему'! Даже из одного-единственного интервью можно выудить эпизоды для различных версий. В техническом плане имеется много возможностей для обновления даже коротких информационных сюжетов, построенных на ограниченном фактическом материале. Не только желательно, но и необходимо вносить в каждую версию сюжета по меньшей мере одну новую деталь. Чем больше времени проходит с момента происшествия, тем больше фактов и подробностей поступает в редакции. В таком случае имеются бесконечные возможности для вариаций.

Наблюдался ли в районе автомобильной катастрофы гололед? Имеется ли смысл предупредить других автомобилистов? Как чувствуют себя выжившие и раненные? Осведомлены ли о происшест­вии родные и близкие погибших? Можно ли опубликовать имена пострадавших? Могли ли причины аварии носить технический характер? Работал ли светофор? Кто несет ответственность? И т д.

До тех пор, пока новость остается актуальной и сообщения о ней передаются в эфир, у журналиста есть возможности и необходимость вносить что-то новое в рассказ. Недопустимо, чтобы сюжет один к одному повторялся во всех выпусках новостей.

Американскую преподавательницу радиожурналистики Валери Геллер можно назвать апостолом разнообразия радиосюжетов. В своей книге „ Creating Powerful Radio " она рассматривает методику и технику создания новых версий сюжета с помощью текста и звукоряда. В каждом новом варианте одни данные заменяются на другие, более свежие. Обновленные версии, переданные в эфир в течение дня в различных выпусках новостей, помогают зрителю создать целостное представ­ление о событии, и в то же время, каждый из вариантов должен являться самостоятельным сюжетом, в котором содержится ряд основных фактов.

На телевидении можно использовать те же приемы, что и на радио. Сюжет разбивается на составляющие эпизоды, которые потом компонуются в новый рассказ. Анонс („лид") в начале программы и подводку тоже можно освежить. Для того, чтобы успешно справиться

с этой работой репортеру следут научиться основам техники радио- и телемонтажа.

Сокращать!

Общим элементом для любого вида монтажа является сокращение. Процесс монтажа можно, пожалуй, сравнить с приготовлением концентратов. На основе свежих, качественных продуктов готовится бульон, в который добавляются специи и, возможно, овощи. Избыток воды выпаривается до тех пор, пока не останется лишь концентрат бульона, который позже процеживается и заправляется вкусовыми добавками.

Делать монтаж - выпаривать все лишнее. Убирайте все, что не столь важно, оставьте лишь самое существенное, самые лучшие и нужные куски интервью. Иногда приходится отказываться и от того, что самому нравится и кажется очень удачным. Kill your darlings - „убивай любимчиков"! Оставив самое важное, „заправьте" готовый концентрат конкретными данными и деталями.

Радиомонтаж Новая цифровая техника намного облегчает и упрощает не только процесс монтажа как таковой, но и создание обновленных версий. Запись-оригинал загружается в компьютер, после чего может по-разному обрабатываться любым сотрудником редакции неограниченное количество раз. Это предоставляет возможности одному журналисту работать с подготовкой длинного интервью с главой местной администрации, в то время как другой репортер из того же оригинала записи может взять лишь небольшой фрагмент для сводки новостей. Когда доступ к одной записи имеется у нескольких сотрудников одновременно, появляется больше возможностей для различной обработки материала. Однако некоторые основополагающие правила монтажа являются общими для работы как с компьютером, так и с обычной монтажной установкой.

Микширование кусков сюжета Куски одного сюжета могут быть записаны в разные дни в различной обстановке. В живом интервью много документальных шумов, которых нет в студийной записи. Отличие в фоновых звуках при прямом монтаже фрагментов будет резать слушателю ухо. Поэтому куски с разными фонами лучше микшировать. Окончание одного куска постепенно переходит в начало другого. Атмосфера вокруг интервью плавно заглушается перед тем, как репортер начнет читать свой текст в студии. Документальные шумы в записи, сделанной в ресторане, с плавным изменением силы звучания подкладываются в конце интервью,

записанного совсем в другой обстановке. Микширование смягчает переходы от одного куска к другому, делая их более естественными, поэтому репортеру, работающему с репортажем, в котором есть внестудийные записи, следует всегда записывать фон - атмосферу, которая царит там, где журналист беседует с интервьюируемым. Такие записи можно использовать в качестве монтажных переходов.

Резать на согласный Резать запись интервью или текста легче на твердый согласный, чем на мягкий или гласный звуки. Произнесите вслух нннебо. Трудно определить, где слово, собственно, начинается. Сравните со словом туча. Твердый согласный в начале слов придает четкость звучанию, что облегчает поиск на обычной пленке или записи, загруженной в компьютер.

Положение звукоголовки Тот, кто все еще работает по старинке, используя метод аналогового монтажа, должен не забывать о том, что монтажные ножницы находятся в одном или нескольких сантиметрах от звуковой головки. Найденная репортером монтажная точка - место, где он собирается резать, -находится прямо напротив звукоснимателя. Это означает, что ему необходимо протянуть пленку чуть вправо - к ножницам. Сделать разрез точно не так уж просто, особенно, если на пленке нет меток. Поэтому лучше всего отмечать монтажную точку специальным карандашом. Аналоговый метод монтажа требует от репортера сноровки и времени. Цифровой монтаж значительно проще. Запись „перегоняется" на компьютер. На экране она появляется в виде графического изображения. Монтаж ведется с помощью электронных „ножниц" и курсора, что позволяет с высокой степенью точности найти точки монтажа.

Избегать двойных вдохов! Подготавливая отдельные куски для их микширования в сюжете, вы сталкиваетесь с риском двойного вздоха - тот, кто заканчивает говорить, вдыхает в легкие воздух, также, как и тот, кто начинает говорить. Поэтому нередко получается так, что интервью на вдохе заканчивается, а следующий за ним текст журналиста или другое интервью с вдоха начинается. Слушателю кажется, что кто-то из собеседников в порыве гнева, неуверенности или смятения судорожно заглатывает воздух. Оставляйте лишь один вдох, не имеет значения чей, лучше менее отчетливый, если, конечно, он не используется вами в качестве эффекта.

Избегать столкновений голоса! Голос в тексте, записанном репортером в студии, нельзя состыковывать с его же голосом во внестудийной записи. Такие столкновения звучат неестественно и режут ухо. Риск этого явления, которое принято называть „голос на голос", возникает, когда журналист монтирует эпизод из интервью, размещая его сразу после куска с записью в стуции. Контраст в звучании голоса в „натурной" и студийной записях слишком велик, поэтому лучше либо вырезать свой вопрос и записать его заново в студии, либо представить своего собеседника в собственном тексте, начав интервью с ответа на вопрос.

Если журналист в интервью спрашивает представителя оппозиционной партии, почему тот критически относится к предложению правительства, то при микшировании вопрос можно вырезать и представить собеседника в своем тексте. Например:

„представитель оппозиционной партии НН критически относится к этому предложению". После этих слов НН отвечает почему. Это намного лучше, чем переписывать свои вопросы в студии, ведь это наводит слушателей на подозрение о том, что вопросы были отредактированы, а это снижает доверие к содержанию сюжета в целом.

Тон

Тон или голос того, кто рассказывает что-то интересное и намерен продолжить свой захватывающий рассказ, как правило, повышается. В таких местах сложно делать монтаж, поскольку слушатель по тону рассказчика ожидает продолжения. Резать лучше на том участке пленки, где голос говорящего опять понижается. Если такой возможности нет, то следует смонтировать два куска так, чтобы у слушателя создалось впечатление, что рассказчика, к сожалению, оборвали на полуслове, после чего он продолжил свое повествование. Лучше так, чем оставлять высказывание „повисшим" в воздухе.

Монтаж телесюжета

Монтаж звукового ряда в телесюжете делать проще, чем на радио. Пленка с записью хронометражем в одну секунду состоит из 25 электронных кадров, что позволяет без проблем найти начало или окончание кадра на одной двадцать пятой доле секунды. Поэтому телевизионщики, как правило, могут использовать более дерзкие и жесткие монтажные переходы, чем радиорепортеры. Слушателю нужно несколько секунд, чтобы привыкнуть к появлению нового голоса в радиосюжете, в то время как в телерепортаже каждый новый участник виден на экране. Именно поэтому даже очень короткие синхроны или куски телесюжета вполне „удобоваримы" и не вызывают удивления у зрителя.

Речь длиной в семь секунд в радиоматериале - явление весьма нелепое и, пожалуй, крайне редкое, в то время как семисекундный синхрон по телевизору - не исключение. Совсем не случайно средняя продолжительность высказываний кандидатов на пост президента в американских информационных программах во время предвыборной кампании составляет именно 7, 2 секунды. Куски с таким хрономет­ражем вполне доступны пониманию, что, однако, не означает, что это желательное для телевидения явление. Процесс видеомонтажа облегчается еще и тем, что переходы легче скрыть с помощью „врезок" или пребивок, в то время как склейки на радио, как правило, слышны слушателю. Вставки в телесюжете позволяют сгладить неровности монтажа или переходов.

Перебивки Если бы мы применили радиометод прямого монтажа в работе с телесюжетом, это привело бы к совершенно неестественным подергиваниям головы находящегося в кадре человека. На жаргоне тележурналистов такой резкий монтажный переход называется „дрыжок" (jump-cut). Для того, чтобы избежать „дрыжок", место склейки необходимо покрыть какой-нибудь вставкой. Хронометраж перебивки должен быть порядка трех секунд, чтобы в ней могла содержаться смысловая нагрузка и чтобы зрители успели воспринять кадр.

Руки. Крупный план руки говорящего в движении - он берет карандаш, очки и т п.

Детали. После того как зритель создал себе общее представление о комнате, в которой проходит интервью, отдельные детали интерьера помещения или одежды интер­вьюируемого могут стать объектами съемки для монтажных вставок, при условии, что зрителю несложно угадать, что эти детали - часть окружения. Ярлычок с названием фирмы, изготовившей пальто, или украшения, снятые крупным планом, вполне могут служить перебивками. Однако не забывайте, что татуировка на руке или слишком броские серьги отвлекают внимание зрителя от содержания разговора. Кадры папок на книжной полке, фотографий или стопок бумаг на столе должны иметь отношение к содержанию разговора.

Слушатель. Репортер слушает ответ собеседника, альтернативное решение - кадры публики, слушающей оратора.

Двое в кадре. Журналист и объект интервью видны в кадре, съемка ведется на таком расстоянии, чтобы не было видно движение губ говорящего.

Иллюстрации. Вполне приемлимо показать на экране то, о чем идет речь. Таким образом, из кабинета, где проходит интервью, можно перенестись в мастерскую, на ферму или в больницу, в зависимости от содержания беседы, а затем опять вернуться к кадрам, показывающим интервьюируемого. Такое решение гораздо удачнее, чем использование несколько неестественных кадров с интерьером помещения, где проходит беседа.

Окружающие люди. Во время пресс-конференций или, когда вокруг интересного лица или героя дня собираются толпы людей, можно заснять других журналистов, фотографов и операторов. Это хорошая перебивка, которая передает настроение и атмосферу происходящего.

Черный или белый кадр. Монтируя текст, вы должны стремиться к тому, чтобы перебивки не воспринимались зрителем, как нечто странное или неестественное. Иногда лучше честно признаться зрителю в том, что режиссер видеомонтажа резал пленку, чем вклеивать нелепые вставки. Белый кадр (как правило, два-три электронных кадра, то есть две-три двадцать пять сотых долей секунды) используется вместо перебивки. Такой переход заметен, но помогает избежать „дрыжки". Многие зрители будут уверены, что белый кадр - это вспышка фотокамеры. Если сюжет является сообщением с пресс-конференции или интервью, то это будет выглядеть вполне естественно. Для того, чтобы усилить эффект вспышки можно подложить фонограмму звука работающей камеры.

Черный кадр - это еще более отчетливая форма декларации монтажа.

Предварительный монтаж Телевизионщик должен иметь представление не только о перебивках, но и о других основополагающих принципах работы с видеомонтажом.

Репортер готовится к работе с сюжетом с помощью предварительного монтажа. Он сам просматривает синхроны и записи съемок, записывает на бумагу временные коды. Электронный счетчик камеры авто­матически регистрирует текущий временной код в минутах, секундах и двадцати пяти сотых долях секунды.

Журналисту нет необходимости занимать видеомонтажную и отрывать режиссера монтажа от другой работы лишь для того, чтобы просмотреть отснятый материал. Во многих более-менее крупных редакциях существует практика копирования кассет формата „Бета" на обычную видеокассету VHS, чтобы ее можно было проиграть на

видео-магнитофоне. Репортер просматривает выступления, интервью, другие съемки и делает для себя пометки, составляя описание важных эпизодов. Например:

01.45 премьер-министр говорит о дефиците госбюджета

02. 30 ответ на вопрос о безработице

04. 53 перебивка (лучший вариант) - вопрос о безработице

08.14 премьер-министр на трибуне, съемка сбоку

08.22 премьер-министр снимает очки

08.37 очки крупным планом

Когда эта черновая работа окончена, можно со своими набросками отправляться в монтажную. Репортер представляет свои замыслы и вместе с режиссером монтажа просматривает отснятый материал. Они обсуждают возможное построение сюжета, вместе решают подбор видеоряда. Сотрудничество между репортером и монтажером ничуть не менее важно, чем сотрудничество между журналистом и оператором. Режиссер монтажа должен иметь возможность ознакомиться с материалом, чтобы помочь репортеру найти подходящую форму визуального повествования, соответствующего замыслу сюжета. Записи кодов времени, сделанные журналистом во время предварительного монтажа, облегчают и ускоряют поиск нужных кусков и синхронов на пленке.

Текст репортера (speakertext) В предбанниках видеоаппаратной, как правило, есть крохотная студия звукозаписи („бочка"), в которой репортер записывает свой текст к видеоряду. Бессмысленно составлять текст до тех пор, пока не станет известно, какие кадры будут отобраны для сюжета. Поэтому репортеры, как правило, пишут тексты уже после того, как подбор видеоряда закончен и зачитывают их, проверяя состыковку между словами и кадрами. Тот, чье имя упоминается в тексте репортера, должен находиться в кадре именно в тот момент, не раньше и не позже. Впрочем, вполне допустимо, чтобы изображение того, о ком говорит репортер, появилось на экране с полусекундной задержкой, ведь скорость восприятия изображения выше, чем восприятия звука. По возможности избегайте использования приемов „апельсинового телевидения" -суперубедительной, но примитивной формы состыковки текста и кадра.

Текст телерепортера более сдержан и менее многословен, чем текст радиорепортера. Умейте иногда сделать паузу, предоставляя возможность выразительным кадрам говорить самим за себя.

Искусство телеповествования Замысел и ракурс короткого информационного телесюжета должен четко прослеживаться. Не следует распыляться на несколько тем. Даже совсем короткий сюжет должен являть собой историю, в которой есть завязка и концовка. Начало должно заинтересовать и заинтриговать зрителя и одновременно стать вступлением, которое ознакомит аудиторию с предметом обсуждения и обстановкой.

Первые две-три секунды видеоряда должны быть „чистыми", то есть без текста репортера за кадром. Начинать сюжет лучше с короткого вступительного видеоряда, чем с синхрона, если речь не идет о чистой воды интервью. Драматургические приемы помогают развить повествование. Колокольный звон может стать предвестником кадров, изображающих церковь. Кадры с черным „Вольво" сотрудников полиции безопасности оповещают зрителя о скором появлении на экране премьер-министра.

Повторы, подтверждающие содержание сюжета, необходимы для осознания его смысла зрителем. Это можно выразить так: сначала скажите, о чем вы собираетесь говорить, потом расскажите то, что хотели сказать и в заключении подытожьте сказанное.

Внутренние монологи Совсем не обязательно, чтобы говорящий был виден в кадре. На телевидении внутренний монолог означает, что чей-то рассказ подается в иной форме, чем традиционный синхрон. Рассказчика, чей голос слышен за кадром, показывают в естественной для него обстановке -он прогуливается по парку, читает, разговаривает с соседями или друзьями, коллегами по работе. Повествование может быть дополнено кадрами, иллюстрирующими предмет разговора. Этот прием несколько отличается от принятого в литературе внутреннего монолога - т.е. речи наедине с самим собой автора произведения или героя романа, однако, зрителю будет несложно понять, что именно тот, кто сейчас прогуливается или играет в шахматы, - рассказчик. Публика без труда воспринимает такую форму повествования, знакомую ей по фильмам и публицистическим передачам. Внутренний монолог можно чередовать с кусками синхронов.

Микширование Есть много способов микширования видеоряда. Стандартный прием -тонирование кадра одного в другой, которое может производиться с разной скоростью - от доли секунды до нескольких секунд. Один из способов подготовить микширование - еще во время съемки выйти из кадра, постепенно размывая изображение путем расфокусировки. Это облегчает последующий процесс монтажа сюжета.

Цифровая техника предоставляет неограниченные возможности микширования: перелистывание, „отъезд" или „наплыв", „шторка" и т д. Сам я считаю, что не следует злоупотреблять спецэффектами в информационных сюжетах. С точки зрения эстетики, монтаж должен быть самым незамысловатым, чтобы не подрывать доверие зрителя к содержанию.

При микшировании звук играет очень важную роль, однако, не обязательно, чтобы он находился в одной фазе с изображением. Напротив, можно начинать вкраплять тоны звуозаписи, сопро­вождающей последующие кадры, еще в конце заканчивающейся сцены.

Два движущихся кадра, как правило, не могут быть смонтированы один за другим встык. Это приводит к сильному „дрыжку" на экране, если план съемки, направление и скорость движения не совпадают. Однако два движущихся кадра вполне можно смикшировать.

Кадры с изображением объекта интервью можно микшировать между собой - это один из способов декларации зрителю произведенного монтажа, поскольку места склейки кусков четко прослеживаются. Это альтернативное решение белому или черному кадру или вставкам, скрывающим монтажные разрезы.

Прямой монтаж При прямой склейке один кадр монтируется встык с другим без микширования. Этот способ применим далеко не всегда, ведь здесь важную роль играет направление движения или взгляда объектов съемки. При прямом монтаже кадров разных людей требуется, чтобы их взгляды были направлены не в одну сторону, а навстречу друг другу. Это правило остается в силе и при работе с короткими интервью или опросами. Экспресс-интервью монтировать очень легко, если респонденты смотрят влево и вправо через одного. Если, к тому же, план крупности интервьюируемых совпадает, то создается впечатление, что они смотрят друг на друга. Эти моменты съемочная группа должна продумать еще до начала съемки.

Для прямого стыка требуется, чтобы изображения были статичными,

а яркость состыкованных кадров приблизительно одинакова. Впрочем, яркость можно корректировать и при монтаже. Прямой монтаж создает эффект документальности, что придает сюжету особую силу.

Комментировать эмоциональные кадры Неожиданные или непонятные публике кадры требуют объяснений. Если на экране внезапно разыгрываются сильные чувства, зритель должен получить объяснение, что за ними скрывается. Что так обрадовало мужчину, почему он смеется? Почему плачет ребенок? Если в сюжете мелькают кадры полицейского в кресле-каталке, аудитория должна услышать рассказ о том, что с ним произошло, иначе многие, ломая себе голову, в чем дело, отвлекутся от сюжета. Все-таки полицейский в каталке - явление редкое. Текст репортера за кадром может содержать дополнительные детали, удерживая тем самым внимание аудитории к основной теме материала.

Музыка и графика В более-менее хорошо оснащенной видеоаппаратной есть хотя бы одна видеокассета с записью спецэффектов - гула участников конференции, „cocktail party", звука работающей камеры, шумной улицы, потока автомобилей, поезда, крика чаек, детского плача и т д.

На радио использование звукоэффектов осложняется тем, что они подчас воспринимаются слушателями как искусственный фон. К тому же, подложенная под текст фонограмма нередко перебивает речь говорящего. Зрителей телесюжета, напротив, слегка раздражают немые кадры. Натурные съемки улицы будут казаться аудитории неестественными, если она неуслышит гула прохожих и автомобилей. Тот, кто снимает на улице, записывает одновременно и звук. В кадрах, заимствованных из архива, как правило, отсутствует нужный фон. В таком случае следует использовать фонограмму со звукоэффектами. В этом нет ничего зазорного.

Использование музыки в информационных сюжетах - вопрос более деликатный. Музыка, не записанная на месте съемки как элемент обста­новки, является средством манипулятивного воздействия на зрителя. Музыкальное сопровождение может радикально изменить интер­претацию зрителем фрагментов репортажа. Звуки приближающейся опасности, трагизм и напряженность в мелодии за кадрами с яхтами в открытом море будут истолкованы зрителем совсем по-иному, чем те же кадры, показанные на фоне народной музыки. В редакциях новостей Шведского Телевидения нет установленных правил, регулирующих использование музыки в информационных сюжетах, однако, мне кажется, что нам следует воздерживаться от этой формы воздействия на зрительское восприятие.

В редакциях теленовостей, как правило, имеется студия графики или ателье художника. Цифровая техника открывает и здесь новые возможности. Компьютеры намного упрощают процесс создания мультипликации, титров и графиков. В ателье создаются субтитры, диаграммы, рисунки, разъясняющие и уточняющие подвижные изображения. Даже те журналисты, которые работают с абстрактными и тяжелыми вопросами политики и экономики, могут получить помощь в виде графиков и диаграмм, если они заранее предоставят сотрудникам студии цифры и данные, необходимые для их составления.

Архивные и стоп-кадры Хорошо организованная редакция имеет в своем распоряжении собственный архив, в который входят как подвижные кадры, так и фотографии. Видеокадры с изображениями заводского цеха, автомобильной дороги, офисного помещения, политических форумов спасли судьбу не одного сюжета. Чаще всего они используются в условиях жесткого пресса или когда нет возможности сделать съемку на месте. Иногда архивные снимки могут стать источником важной информации. В сообщениях о политических решениях или событиях бывает полезно напомнить зрителям о ранних выступлениях или обещаниях политиков.

К сожалению, архивные записи быстро устаревают. С изменениями моды видеокадры становятся неактуальными. Действующие лица на политической арене постоянно меняются. Сменяют друг друга и времена года. Видеоряд, показывающий по-зимнему одетых людей на заснеженных улицах, зрителю может показаться, прямо скажем, нелепым в жаркий июльский день. Иногда, правда, это может быть мотивировано. Как правило, на пленках с натурными съемками имеются отметки о времени года, когда они были сделаны.

Архивные кадры следует использовать, проявляя уважение к тем, кто на них запечатлен и учитывая право на неприкосновенность частной жизни людей. Может, кого-то из тех, кто был заснят несколько лет назад, уже нет в живых, и родным и близким причиняет боль показ этих кадров по телевизору. В одну из шведских редакций позвонил как-то совершенно отчаявшийся телезритель: „Пожалуйста, прекратите показывать мою бабушку во всех сюжетах о домах престарелых. Она умерла три года назад! "

Помечать источники То, что обновление архива стоит денег, ни для кого не секрет, в том числе, и для различных предприятий. В последние годы крупные фирмы все чаще бесплатно поставляют в редакции новостей пленки с записями, которые могут быть использованы в качестве архивных. Автозавод „Вольво" рассылает кассеты с профессиональными съемками новых моделей, лихо справляющихся с крутыми поворотами и не теряющих управление на скользких осенних дорогах. Позиция фирмы понятна -показ таких кадров по телевизору, по сути дела, - бесплатная реклама автомобилей. Консорциум по строительству моста через пролив Эресун „подбрасывает" в редакции компьютерные интерактивные анимации нового моста, раскинувшегося над белоснежными яхтами и сверкающими на солнце морскими волнами. Эти „оживленные" изображения появились и начали распространяться еще до принятия решения о строительстве моста.

У редакций есть все основания противостоять этим неприкрытым попыткам просочить рекламу. Каждый раз, получая такую пленку, следует четко пометить ее происхождение. То же относится и к записям съемок, сделанных одной из воюющих сторон, или записей, цензурированных отправителем. К сожалению, многие редакции небрежно относятся к этим обязанностям.

От регионального к общенациональному Создание новых версий требует от теле- или радиожурналиста умения редактировать продукт своего труда. Речь идет, в первую очередь, не о форме подачи, а о содержании. Особенно четко прослеживаются различия в сюжетах для региональных и общенациональных программ новостей. Во многих странах развита система сотрудничества между общенациональными редакциями общественных (государственных) радио-и телеканалов и их региональных отделений. На практике это означает, что репортеры местных станций должны готовить сюжеты и для национальных программ новостей. Форма таких сюжетов отличается от тех, что рассчитаны на местного зрителя. Как правило, национальные редакции требуют от журналиста более глубокого описания предыстории события в меньший интервал времени. Прежде чем передать свой сюжет в редакцию общенациональных программ, репортер местной станции должен тщательно отредактировать материал так, чтобы жителю в любом уголке страны было понятно, о чем идет речь.

Литература для чтения:

GellerValerie: Creating Powerful Radio. M Street Publications. New York 1996.

 

Быть нейтральным к последствиям!

Принцип нейтрального отношения к последствиям означает, что журналист должен быть нейтрален к факту, что кто-то может выиграть или пострадать от того, что правдивая и имеющая значимость для общественности новость будет предана огласке.

Это, в свою очередь, подразумевает, что редакции должны стремиться передавать ту информацию, которая представляется достоверной и важной для их аудитории. Ответственность за последствия, вызванные этими публикациями, не может возлагаться на редакцию. Если принимая решение о возможности обнародования журналистского материала, репортер или редакция учитывает его возможные экономические или политические последствия, то функция беспристрастной передачи информации нарушена, и речь идет уже о формировании мнений. Журналист не должен своими действиями преследовать цель достижения какого-то эффекта. При отборе новостей он не может принимать во внимание интересы той или иной стороны. В этом понимании репортер должен быть беспощаден. Следует подчеркнуть, что речь идет о передаче новостей, а не о функции формирования общественного мнения, присущей свободной прессе. На своей передовой полосе или в редакторской колонке* газета может выражать мнения и интересы, соответствующие ее политической направленности. Вполне приемлимо, чтобы газета на специально отведенном месте ратовала за тот или иной устрой общества и предлагала свои решения различных проблем. Однако демаркация между новостями и мнениями - между news and views - должна быть четко декларирована. Задачи, сформулированные в лицензии на право вещания, выданной государством Шведскому Радио и Телевидению, и закрепленные в Законе о радио, гласят, что упомянутые институты вещания должны работать „непредвзято и объективно, принимая во внимание, что на радио и телевидении должны царить обширная свобода слова и свобода передачи информации".

· В Швеции вторая полоса газеты в подавляющих случаях является так называемой передовой или редакционной полосой, на которой сам редактор и сотрудники его отдела могут высказывать свои политические симпатии и выступать с оценочными комментариями. На всех остальных полосах политическая направленность издания не проявляется. - прим. В.М.

 

Дилемма

Итак, Шведское Радио и Телевидение должны являться платформой для выражения мнений (обширная свобода слова), оставаясь при этом непредвзятыми в своей работе. Принцип нейтрального отношения к последствиям публикации - мой способ сформулировать задачу, которая должна распространяться на работу всех институтов передачи информации, несмотря на то, что формально этот принцип охватывает прессу в меньшей степени, чем общественное теле- и радиовещание. Высказанная кем-то точка зрения вполне может быть новостью, однако это не означает, что передавшее ее СМИ имеет право просачивать и навязывать собственные мнения.

Таким образом, главными критериями в отборе и оценке новостей должны являться правдивость и значимость информации. Обоим этим понятиям сложно дать точное определение и еще сложнее применять их на практике. Что есть истина? Ни один суд, философ или ученый не смогут дать однозначное и бесспорное определение этому понятию. Журналисту же ежедневно приходится отсеивать ложную или сомнительную информацию от правдивой и достоверной.

Требование к правдивости информации означает на практике, что репортер, отбирая новости, должен руководствоваться фактами. То, о чем мы сообщаем нашей аудитории, должно быть корректно и проверено с величайшей тщательностью.

Критерию значимости определение дать легче, но применение его не менее сложно на практике. Речь идет об информации, важной для нашей аудитории, о негласном соглашении между теми, кто поставляет новости, и теми, кто их потребляет. Критерии значимости в профсоюзном или специализированном издании одни, в желтой прессе — другие. То, что представляется важным для местной газеты, для общенационального издания, скорее всего, не имеет никакого интереса.

Руководствуясь опытом и полагаясь на свое профессиональное чутье, журналист, по возможности, должен пытаться отобрать новости, значимые для его аудитории. Давление извне, чужие или собственные интересы и мнения не должны влиять на принимаемые им решения.

Речь здесь идет о независимости информационных органов. Недопустимо, чтобы невысказанная особая заинтересованность в чем-либо или чьи-то личные симпатии и антипатии влияли на отбор новостей. В этой работе решающая роль должна принадлежать профессиональной оценке репортера, сделанной без учета возможных положительных или отрицательных последствий публикации для той или иной стороны.

В итоге мы опять возвращаемся к вопросам о роли журналиста и задачах информационных служб в демократическом обществе, о власти средств массовой информации и о том, как она используется. На практике все, как правило, намного сложнее, существует много пограничных или так называемых „серых" зон, - ситуаций, когда применение того или иного принципа не является само собой разумеющимся делом. Поэтому вполне уместно говорить о дилемме принципа нейтрального отношения к последствиям публикации. Увлеченность журналиста - источник, из которого он черпает свои силы и вдохновение, нейтральное отношение к последствиям, по моему глубокому убеждению, - то, к чему журналист должен стремиться. Наша задача - удержать баланс между возможным и желаемым.

Репортер должен увлеченно сообщать о важных для граждан событиях, но не предлагать и не навязывать им свои решения по каждому вопросу. Увлеченность темой - прекрасно, но лишь до определенной границы. В этом-то, пожалуй, и заключается дилемма принципа, который мы рассматриваем в этой главе. Когда мы должны быть нейтральными по отношению к последствиям, в каких случаях этот метод работы трудно применить, а в каких и вообще невозможно? Это крайне сложный и обширный вопрос, ответ на который требует отдельной книги. Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров, которые проиллюстрируют сферы применения принципа.

Пример 1: Бухта свиней Значение принципа легче понять на общем уровне, применять его проще, когда речь идет о вопросах общенационального характера, чем, когда затронута жизнь и интересы частного лица. Призывы президента страны к защите „интересов нации" не должны остановить журналиста и его редакцию в стремлении опубликовать достоверную и важную для общества информацию. Американским журналистам пришлось научиться этому на горьком опыте.

В 1961 году репортер американской газеты „Нью-Йорк Тайме" Тэд Шульц раздобыл сведения о том, что ЦРУ содействовало подготовке нападения на Кубу, которое должно было осуществиться иммигрантами-антикоммунистами с Острова свободы, проживавшими в США. Эта информация, без всякого сомнения, имела высокую ценность и заслуживала стать новостью первой полосы. „Нью-Йорк Тайме" следует в своей работе принципу нейтрального отношения к последствиям, что выражается в нескольких строчках на первой полосе, справа от названия газеты: " All the news that's fit to print" - „Все новости достойны публикации".

Пентагон предупредил президента Джона Кеннеди о том, что „Нью-Йорк Тайме" располагала в высшей степени секретной информацией. Кеннеди бросился к телефону и связался с ответственным издателем газеты Орвилом Дрейфусом, попросив того наложить вето на публикацию. Свою просьбу президент мотивировал тем, что разоблачение, дескать, грозило провалу операции, который привел бы к гибели многих солдат в кровавых боях и нанес бы ущерб интересам нации. „Может ли руководство газеты взять на себя ответственность за такие последствия? " - такой вопрос задал Кеннеди Дрейфусу.

Самым удивительным в этой истории было не то, что президент позвонил редактору газеты, а то, что руководство „Нью-Йорк Тайме" поддалось на давление со стороны президента. И хотя где-то на страницах газеты все-таки появилась информационная заметка с данными о слухах о возможном нападении, ни то, что оно должно было состояться в ближайшие дни, ни то, что в подготовке участвовало ЦРУ, даже не упоминалось. Заметка осталась никем не замеченной. Высадка в Бухте свиней состоялась 17 апреля 1961 года, как и было запланировано. Операция потерпела полное поражение. Вооруженная группа, состоявшая из 1 500 кубинских иммигрантов, была разбита напрочь, а положение Фиделя Кастро на Кубе еще больше упрочилось.

Какую же ответственность несла „Нью-Йорк Таймс" за то, что произошло? Если бы газета обнародовала данные, которыми она располагала, нападение вряд ли состоялось бы. Именно такой упрек чуть позже бросил Кеннеди газете, которая, по его словам, проявила в этом деле слишком большую сдержанность и осторожность. Напечатай „Нью-Йорк Тайме" всю правду о готовящейся операции, она была бы отменена, страна избежала бы позора провала и сотни человеческих жизней были бы спасены. Эти обвинения Кеннеди высказал Дрейфусу публично.

Эта история преподнесла американским журналистам урок, отголоски которого донеслись до молодого поколения репортеров. Последствия журналистской публикации невозможно предугадать, поэтому редакции не должны предаваться спекулятивным размышле­ниям о возможных эффектах обнародования той или иной новости. Независимая редакция не должна преклоняться перед президентской формулировкой и пониманием интересов нации. Задача медиальных институтов - публиковать ту информацию, достоверность которой документально подтверждена, и имеет значимость для читательской аудитории. То, что обнародованная новость может привести к войне или к заключению мира, не может вменяться в вину редакции.

Пример 2: „Буфорс" Принцип, рассматриваемый в этой главе, применим и тогда, когда редакция располагает данными о коррупции и контрабанде, пустивших корни в крупном военном предприятии страны. Однако во многих странах, среди разных групп населения существуют свои представления о задачах средств массовой информации в обществе. За годы работы репортером и заведующим редакции новостей на радио, мне не раз приходилось слышать высказывания о том, насколько мы, журналисты, бессовестны, что мы, дескать, гоняемся за жаренкой и обожаем смаковать скандальные истории. Прежде, чем принять решение, публиковать материал или нет, нам не мешало бы призадуматься о том, к каким последствиям он может привести!

С такой реакцией мне пришлось столкнуться весной 1987 года, после того как наша редакция новостей „Эхо" разоблачила, что предприятие по выпуску военной техники - „Буфорс" заплатило большие взятки, чтобы получить от Индии крупный заказ на полевые гаубицы. Эта новость повлекла за собой неслыханные последствия, и нам не раз пришлось выслушивать упреки в духе: „Вам, скандалистам с „Эхо", следовало бы подумать, к чему приведет ваша охота за сенсациями! "

Разоблачение, действительно, нанесло ущерб многим. Оно нанесло ущерб шведскому правительству и партии социал-демократов. Оно повредило памяти Улофа Пальме, имевшего репутацию миротворца. Теперь стало очевидным, что во время своих поездок он обсуждал не только вопросы мира, но и возможности поставок оружия. Сообщения журналистов „Эхо" нанесли урон шведскому экспорту в целом, поскольку продукция из Швеции стала отождествляться с коррупцией и взяточничеством, к предприятию „Буфорс" на многие годы было утрачено доверие на мировом рынке. Слово „буфорс" есть теперь в языке хинди и обозначает взятки и коррупцию. Появилось даже выражение „заниматься буфорсом", т.е. заниматься нечистыми делами, давать взятки.

Сообщения нашей редакции сильно повредили находившемуся в то время у власти правительству Индии. Премьер-министр Раджив Ганди сам не раз говорил о том, что главной причиной, по которой он проиграл выборы, был скандал, разразившийся вокруг сделки с „Буфорсом".

Таким образом, новость привела к смене правительства в одной из самых густонаселенных стран мира. Нечасто сообщения „Эхо" приводили к таким колоссальным последствиям, как это. Позже появились сведения о том, что Раджив Ганди разрабатывал планы нападения на соседний Пакистан, чтобы отвлечь внимание своего народа от скандала с „Буфорсом". Случись это, и кровавая война с сотнями, а может, и тысячами погибших, стала бы экстремальным последствием разоблачительных материалов нашей редакции. Теперь, много лет спустя, мы знаем, что эта война не разразилась, но если бы она все-таки стала реальностью, означало ли это, что лично я, являясь ответственным выпускающим на „Эхо", должен был нести вину?

Я глубоко убежден, что я нес ответственность лишь за одно - за оценку имевшейся у нас информации по критериям правдивости и значимости. Были ли у нас документы, подтверждавшие достоверность наших сообщений о фактах коррупции и взяточничества? Насколько значимой была эта информация для нашей аудитории?

В нашем распоряжении имелись документы и достоверные свидетельские показания, подтверждавшие факты коррупции, которые позже выдержали все проверки во время следствия и разбирательств, и более того, были подтверждены индийскими властями.

Мы считали, что граждане должны были узнать о том, как Швеция получила крупнейший для страны (по тем временам) экспортный заказ, оценивавшийся в 8 миллиардов крон (по курсу валюты в августе 1998 г. - почти миллиард долларов). Именно поэтому мы решили обнародовать эту новость, ответственность за последствия оглашения которой не могла возлагаться на меня. Ответ должны были держать те, кто предлагал взятки, и те, кто их брал.

Пример 3: Драма на Норрмалъмсторгет Принять решение в вопросах, затрагивающих общенациональные интересы, нередко проще, чем тогда, когда речь идет о жизни простого человека.

В 1973 году на стокгольмской площади Норрмальмсторгет разыгралась драма с заложниками. Вооруженный грабитель Янне Ульсон захватил несколько человек, которых он держал заложниками в подвальных помещениях банка ПК. Через некоторое время к нему присоединился еще один бандит - Кларк Улофссон. Развитие событий подробно описывалось в экстренных выпусках радио и теленовостей. Оба грабителя регулярно слушали сводки последних известий. Периодически Улофссон давал интервью репортерам „Эхо", которым было известно, что у преступников имелось радио.

Полиция начала подготовку операции по освобождению заложников, включавшую штурм подвального помещения с использованием слезоточивого газа. Сотрудники редакции „Эхо", как и представители других средств массовой информации, находившиеся у здания банка ПК, стали очевидцами подготовки к этой акции. Оставалось решить, сообщать Шведскому Радио о готовящейся операции в следующем очередном или даже экстренном выпуске новостей, или нет? Данные были достоверными и, вне всякого сомнения, представляли интерес для общественности. Проблема заключалась в том, что эти сообщения предупредили бы преступников о предстоящем штурме. В отчаянной попытке предотвратить его грабители могли начать угрожать разделаться с заложниками. Какую ответственность должна была взять на себя редакция „Эхо"?

С одной стороны, ни журналист ни редакция не могут отвечать за действия бандитов по отношению к своим жертвам. С другой стороны, сообщение по радио о готовящейся акции могло подвергнуть жизнь заложников еще большей опасности. На практике использование принципа нейтрального отношения к последствиям публикации подчас проблематично. Где проходит граница?

Многие сотрудники „Эхо" высказались за немедленное оглашение данных о готовящемся штурме. Однако Моника Боетиус, ответственный шеф программы, приняла решение, что Шведское Радио сообщит об акции по освобождению заложников лишь после того как операция будет завершена. Правильно ли она поступила? Принцип нейтрального отношения к последствиям был явно нарушен.

Я считаю, что Моника Боетиус приняла правильное решение. Обстоятельства вокруг этой драмы, угроза для жизни и безопасности заложников перевешивали важность соблюдения принципа. Последствия публикации были предсказуемы и слишком очевидны. Вопрос, который мы должны задавать в таких случаях, - нанесет ли задержка с сообщением новости на полчаса ущерб демократическому устою общества, в данном случае не был актуален. Драма, разыгравшаяся на стокгольмской площади Норрмальмсторгет, - яркий пример тому, что принцип нейтрального отношения к последствиям не всегда применим на практике.

Принципы этики В существующих в Швеции Этических правилах для прессы, радио и телевидения имеется целый ряд положений, которые могут рассматриваться как идущие вразрез с принципом нейтрального отношения к последствиям публикации:

7. Тщательно взвесь все доводы, решая стоит ли публиковать такие сообщения, которые могут нарушить неприкосновенность частной жизни. Откажись от публикации, если она не представляет собой интереса для широкой общественности.

8. Будь предельно деликатен, сообщая о самоубийстве или попытке самоубийства, принимая во внимание чувства родных, не забывай о неприкосновенности частной жизни.

9. С предельной осторожностью обращайся с публикацией материалов о жертвах преступлений и несчастных случаев. С особой тщательностью взвесь „за" и „против" при решении об обнародовании имен и публикации фотографий, учитывая состояние людей и проявляя уважение к родным и близким.

10. Не подчеркивай расовую принадлежность, национальность, пол, профессию, принадлежность к политическим партиям и группировкам или вероисповедание „героев" своих материалов, если это может носить пренебрежительный характер и не имеет общественной значимости.

15. Тщательно взвесь, не повредит ли человеку упоминание его имени в журналистской публикации. Не называй имя человека, если его огласки не требуют интересы общества*.

Журналист должен принимать во внимание возможные последствия публикации, в соответствии с разработанными нами этическими правилами. С другой стороны, необходимо учитывать значимость информационного сообщения и интерес, который оно представляет для общества. Иными словами, в тех случаях, когда интересы общества требуют оглашения какой-то информации, может быть оправдано отступление от принципов этики. Нейтральное отношение к последствиям, таким образом, сопряжено с дилеммой, разрешение которой возможно в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств.

Пример 4: Лисечиль В середине девяностых годов крупное австрийское предприятие планировало разместить производство своей продукции в городе Лисечиль, расположенном в шведской губернии Бохуслэн. Речь шла о создании почти трех сотен рабочих мест, что имело важное значение для занятости населения в этой коммуне**. Региональная программа Шведского Радио „Radio Vast" (Радио Запада) получила информацию о этих планах еще на ранней и весьма уязвимой для переговоров между фирмой и местной администрацией стадии. Руководство коммуны было обеспокоено тем, что огласка планов вообще и упоминание названия предприятия в частности, могли отрицательно повлиять на ход переговоров. Глава местной администрации Лисечиля обратился к шефу „Radio Vast" Лене Лиден с просьбой не называть в своих материалах предприятие. Как ей следовало поступить?

Редакции „Radio Vast" было известно название фирмы, сотрудники располагали данными и о том, что переговоры шли полным ходом, новость была важной для населения коммуны и представляла большой интерес для радиослушателей. Могло ли оглашение названия предприятия привести к тому, что сделка не состоялась бы?

После долгих раздумий и дискуссий редакция „Radio Vast" решила рассказать радиослушателям о проходивших переговорах, не называя фирму.

Через некоторое время переговоры вступили в новую фазу. Теперь австрийское предприятие стояло перед выбором: сделать крупные инвестиции в шведский Лисечиль или в город в Чехии? Глава местной

* Принципы этики для прессы, радио и телевидения, Pressens samarbetsnamnd

** Коммуна-единица административно-территориального деления Швеции. - прим. В.М.

администрации повторно обратился с просьбой не разглашать название фирмы, поскольку огласка, якобы, могла помешать сделке и, тем самым созданию новых рабочих мест в коммуне. На этой стадии планы были намного конкретнее, поэтому информация о предприятии представляла гораздо больший интерес для общественности, чем раньше. Насколько солидна фирма, что она собирается выпускать, какие условия ставятся для осуществления инвестиций? Сами представители предприятия не высказали ни малейших признаков беспокойства по поводу огласки. Однако, глава местной администрации продолжал настаивать на проявлении сдержанности в освещении этого вопроса.

На этом этапе развития событий „Radio Vast" решило предать огласке название фирмы. Принятое предприятием решение инвестировать в Чехию вызвало бурные дискуссии на региональном уровне о том, насколько правильно поступила редакция этой местной радиостанции, хотя представители фирмы не раз повторяли, что их решение не имело никакой связи с радиорепортажами и оглаской.

Пример с „Radio Vast" является типичным для региональных радиостанций случаем. Как часто местные заправилы обращаются в редакции с просьбой „помочь" в решении того или иного дела в интересах региона? Речь идет то о размещении производства, то о закрытии больницы, переводе воинских частей и т д. Я глубоко убежден в том, что и самой маленькой местной редакции необходимо противостоять соблазну вступить в альянс с подобными интересами, даже когда речь идет о борьбе за благородное дело.

Пример 5: Беженцы в Оселе В журналистике существует давняя традиция, согласно которой репортер должен помогать простому человеку. Журналист должен стоять на стороне обездоленных, гласит неписанный закон нашей профессии.

Кто в Швеции может считаться более незащищенным, чем беженец, скрывающийся от преследований в церкви далекой северной провинции Норрланд? Кто, как ни журналист, должен помочь этому беззащитному человеку?

Принцип нейтрального отношения к последствиям означает, что наша задача не в том, чтобы помогать или вредить кому-то. Цели, которые ставит перед собой журналист, не в том, чтобы поддержать президента Кеннеди или свергнуть премьер-министра Ганди. Наша задача - передать аудитории информацию, которой мы располагаем и расцениваем как важную и интересную. И все-таки у многих есть мнение, что мы должны стоять на стороне добродетели. Это представление - ложное. Журналист не должен стоять на чьей -то стороне, и именно в этом и заключается смысл нашей роли в обществе.

Семья Синкари, скрывавшаяся от депортации в небольшой церквушке в поселке Оселе на севере Швеции, в качестве главного доказательства политическим преследованиям, которым она подвергалась у себя на родине, использовала вырезку из турецкой газеты. Эта вырезка являла собой объявление турецкими властями розыска отца семейства Синкари, который обвинялся в способничестве РПК*. Региональная программа новостей Шведского Телевидения -„Nordnytt" (Новости севера) - сообщила об объявлении о розыске, как только сотрудники редакции узнали о его существовании. Результатом сюжета стало упрочение позиции семьи - на просьбу о предоставлении убежища имелись основания, ведь отец семейства подвергнут политическим преследованиям у себя на родине, значит, Синкари имеют право на получение статуса беженцев в Швеции. Редакция „Nordnytt", однако, приняла свое решение о публикации этой новости не для того, чтобы добиться подобного эффекта, но потому что оценила информацию как правдивую и значимую для аудитории.

Редакция новостей этого регионального канала Шведского Телевидения продолжила свое расследование, один из корреспондентов отправился в Анкару, где в архиве Национальной библиотеки обнаружил, что представленное в качестве доказательства объявление являлось очевидной подделкой. В газете с указанной Синкари датой, найденной репортером в архиве, никакого объявления о розыске не было. На месте, где оно якобы размещалось, был напечатан репортаж о футбольном матче. То доказательство, которое в свое время упрочило положение семьи в Швеции, теперь поставило их пребывание в стране под вопрос. Стало очевидным, что Синкари не имел права на получение политического убежища. Корреспондент „Nordnytt" своим расследованием нанес вред семейству. Правильно ли он поступил? Кто, как не журналист, должен помогать обездоленным и слабым?

Но где же проходит граница? Как далеко мы можем заходить в своих попытках помочь? Имеем ли мы право утаивать раздобытую нами достоверную и важную информацию, зная, что кому-то она может нанести ущерб?

Применение принципа нейтрального отношения к последствиям нередко сопряжено с дилеммой. Однако в приведенном здесь примере ситуация предельна ясна. Тщательное расследование редакции показало, что имелись существенные основания считать фальшивым единственное доказательство, представленное семьей. Ведомство по делам иммиграции отвергло приведенную газетную вырезку в качестве подтверждения словам Синкари, дело о рассмотрении возможности предоставления убежища на основании политического преследования

· РПК (РКК - Partia Karkaren Kurdistan) - Рабочая Партия Курдистана, запрещена в Турции, расценивается турецкими властями как террористическая организация. - прим. В.М.

было передано правительству. Его решение в высшей степени зависело от оценки достоверности объявления о розыске. Именно поэтому объявление-подделка имело такое важное значение для исхода дела. Имела ли общественность право на получение достоверной информации или нет? Такой вопрос должна задавать себе редакция, даже если ее сотрудникам чисто по-человечески может быть жаль семью Синкари, даже если у отца семейства могли иметься основания для подделки объявления о розыске.

Огласка новых данных, разоблачавших подделку, была не только оправданна, но и необходима. Принцип нейтрального отношения к последствиям должен иметь обширные границы применения, поскольку он играет важную роль в фомировании доверия общества к СМИ. Если мы, даже из самых добрых побуждений, начнем цензурировать информационный материал, то постепенно подорвем к себе доверие со стороны нашей аудитории. Если общественность начнет подозревать, что средства массовой информации сознательно умалчивают какие-то темы, скажем, касающиеся беженцев, это приведет к повышенной подозрительности к этим группам населения и создаст благодатную почву для предубеждений и домыслов. В Швеции недоверие людей к СМИ сыграло на руку партии Новая демократия, которая в своей предвыборной борьбе использовала замалчивание вопросов иммиграции в прессе, на радио и телевидении. Тогда благие намерения медиальных институтов не разжигать страстей вокруг беженцев, выразившиеся в „тактичном" игнорировании возраставших на этой почве конфликтов и предубеждений, привели к соверешенно противоположному эффекту - рождению враждебно настроенной к иностранцам партии.

Власть СМИ Средства массовой информации обладают властью. Властью влиять, властью критиковать, властью устанавливать повестку дня. В краткосрочной перспективе СМИ принадлежит власть над темами обсуждений и сообщений, в длительной перспективе - над тем, что воспринимается в обществе важным, и над развитием тенденций. Власть - предмет научных изысканий обществоведения, понятие с многочисленными и далеко не бесспорными формулировками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал