Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды референдумов и их правовое регулирование.
Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Основными признаками референдума являются: 1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов; 2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения; 3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдуме; 4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, обычно, с момента оф. опубликования результатов. В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный. В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный). По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные. Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов МС). В зависимости от предмета референдума - выносимого на него вопроса, выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума является внесение изменений в конституцию либо принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума является принятие законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов. Международно –правовой референдум проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума может быть изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий должностных лиц, вопросы местного значения (прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума. Первый в России местный административный референдум был проведен в 1990 г. в г. Воронеже по поводу строительства в городе атомной электростанции. Большинство граждан проголосовало против строительства, и оно было заморожено. Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции). В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум РФ), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории МО). Порядок проведения федерального референдума определяется ФКЗ от 2004 «О референдуме РФ», региональных и местных референдумов – в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в региональном законодательстве и НПА органов МС. На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором РФ; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос должен быть отнесен к исключительному ведению РФ или совместному ведению РФ и ее субъектов. В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум: 1) об изменении статуса субъектов РФ; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, ГД ФС РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД ФС РФ. 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ; 4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; 5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; 7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 8) об амнистии и помиловании. В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Референдум РФ не может инициироваться, назаначаться и проводиться: а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев после отмены положения; б) в период общероссийской избирательной кампании; в) в последний год полномочий Президента РФ или ГД. Повторный референдум может быть проведен не ранее чем через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума (в субъектах РФ и в МО он не может превышать двух лет).
Назначает референдум РФ Президент РФ. Инициатива проведения референдума РФ принадлежит: • не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ; • Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ. Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ 1995 г. «О референдуме РФ».
Институт референдума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 г. Этот акт является во многом противоречивым. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан России, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял СНД отклонять требования о назначении референдума.
|