Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционное закрепление МС в качестве основы конституционного строя.
МС, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность МС, стало формироваться в РФ с начала 90-х гг. с принятием союзного (1990 г.), а затем российского (1991 г.) законов о МС. Идеи же МС получили свое развитие еще до революции. Так, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы АлександраIIпреследовали цель осуществить децентрализацию управления и обеспечить развитие начал МС в России. Конституция РФ 1993 г., признавая и гарантируя МС, выступает в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы МС. Согласно ст. 130 Конституции РФ МС обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. МС осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях (сельского округа, района), которые именуются МО. МС представляет собой особый специфический уровень власти в государстве. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (гос. власть), а также через органы МС (муниципальная власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления. Т.О., МС и гос. власть – формы единой публичной власти (власти народа) в государстве. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» 1995 г., МС в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МС вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Основные черты, характеризующие местное самоуправление: 1. М естное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории МО – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законом, в пределах которых осуществляется МС, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Субъектом МС является население МО. 2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. МС, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы МС не входят в систему органов гос. власти. Вместе с тем МС и государственная власть в РФ тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности МС представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми). Кроме того, органы МС в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над их реализацией. Однако закон запрещает осуществление МС органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование органов МС, назначение должностных лиц МС органами государственной власти и государственными должностными лицами. МС – это не «государство в государстве». Соблюдение Законов, недопущение нарушение прав и свобод, обособления со своими «правилами» – говорит об этом. 3. Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в законе. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО (содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания). МО вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц МС, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их форм, а также органами МС и гражданами. 4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления, – самостоятельность. Самостоятельность МС гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает МС в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение в организационной обособленности МС, его органов в системе управления обществом, государством. Важным проявлением самостоятельности МС и его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций. Самостоятельное решение населением местных вопросов предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю населения, свободы инициатив и выбора решений органами МС на основании своих полномочий, но в рамках законов.
|